Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

"СТАРОЕ И НОВОЕ"

СТАРОЕ И НОВОЕ

Под Новый год редакция обратилась с вопросами к председателю Правления МГО СП России, 
профессору Литературного института им.Горького, доктору филологических наук В.И.Гусеву.

- Владимир Иванович, начинается новый год. Что пожелаете людям? 

- Чего и всегда желаю: прежде всего здоровья. Остальное приложится.

- Предстоят перевыборы. Что вы можете сказать об этом?

- Напряжение жизни возрастает. Жизни как "простой", так и литературной. Оживились и прямые наши враги (не мы их делали врагами, а они нас), и те, кого я называю "наши заклятые друзья". Ещё неизвестно, кто хуже... Но всё же главное - это прямая положительная деятельность. Мы выпускаем, хотя и малыми тиражами, десятки книг наших товарищей, журналы, газету, ведём живую литературную работу в городе и в области, имеем литературные контакты с академическими учреждениями, с литобъединениями, организациями культуры, с армией, ну, разумеется, с издателями и так далее. Идёт сезон и в работе наших собственных творческих объединений. Но мне бы не хотелось превращать это интервью в отчётный доклад. Перевыборы? Отчитаемся. Есть в чём. А выберут, не выберут заново - не наше дело.

- Некоторым кажется, что вы чрезмерно контролируете ситуацию в Московском доме писателей, некоторым - что совсем не контролируете. Откуда такое противоречие?

- А вы подумайте. Оно естественно.

- Ну, не знаю.

- Ну, хорошо. Ситуацию я, как говорится, в общем контролирую, но не считаю нужным это подчёркивать. А иногда, извините, просто и делаю вид, что не контролирую, хотя знаю, что за моей спиной порой делаются вещи, которые я бы не одобрил.

- Нравственно ли это?

- Я считаю, что всё должно идти своим естественным путём. Писатели наши не дураки, я жду, когда они сами дойдут до чего-то, что я, как человек более информированный, уже понял. Когда они уже дошли, я говорю или делаю нечто, что выражает уже не моё, а общее мнение. 

- По-честному, "Московский литератор": это ваша позиция или Голубничего-Замшева?

- Ребята ещё неопытны и перегибают. Моя позиция не то что шире, а объёмней, что ли, чем их: так мне кажется. Но сильная их сторона (может, они тут в чём-то сильнее и меня) - это их максимализм в атмосфере общего шатания, аморфности, слабости и предательства. Не соглашаясь с чем-то, я соглашаюсь с уровнем психологической планки. 

- Интересна ваша личная творческая эволюция в эти годы. Вы стали работать, как говорится, во всех жанрах. Тем не менее в последнее время снова заметна тенденция приставлять вам титул "критик". Это как-то связано с оргпроблемами, с выборами?

- "Критик" - слово как слово, но смысл вашего вопроса мне ясен. В наших условиях говорить "критик" о человеке, который пишет не только критику, есть способ литературной борьбы, приём. Тем более в моём случае, ибо критику как таковую я не пишу уже лет 20. Стало быть, автоматически зачёркивается всё остальное, что я делаю эти 20 лет. На летучке в одной там газете сказали, что Гусев за 10 лет не выпустил ни одной книги, хотя я выпустил их немало, причём они получали премии, о чём писала та же газета. Чтобы закрыть эту неприятную тему, скажу о премиях. У нас в последнее время об уровне писателя принято судить по премиям. Я лично, положим, этот принцип не очень чтоб признаю, но на войне как на войне. Премии так премии. В своей жизни я получал премии Москвы, международную им. Шолохова, им. Тютчева, им. Симонова, им. Фадеева, им. Суворова, "Золотое перо" (дважды), "Поэзия", был финалистом премии Медичи в Париже, получил медаль симпозиума о романе в Буэнос-Айресе, дошёл до последнего тура госпремии СССР. Почти всё это были премии за прозу, две - за поэзию, одна - за критику. Что касается титула "критик", то, я думаю, никто не станет спорить, например, с тем, что, по роду моей деятельности последнего времени, можно было добавить хотя бы "и публицист". Но даже и это не делается. Что ж. Предвыборная борьба ведётся разными средствами, от "судебных" (!) до вот таких. За каждым грызуном не угонишься. Хозяева мира, от злости корёжась, Воюют со мною руками ничтожеств.

- Всё ясно. А вот ваши "Дневники", прозаические, метрические и "смешанные". То, чем вы наиболее известны в последнее время. Это публицистика или что?

- Не мне решать.

- Ближайшие творческие планы.

- Выпустить объёмную книгу прозы. Туда вошло бы и то, что порознь получало эти самые премии. Хотя танцевать в составлении я буду не от этого. Впрочем, не "буду", а уже. Уже составил... Критику писать, может, буду, однако новой монографии пока не предвидится.

- Вернёмся к Московской организации. Назовёте ли вы нечто общее новое, что появилось в отличие от прежних лет?

- Это выход организации на широкую общественную арену. Ранее мы всё же более замыкались в своих внутренних проблемах. Теперь мы имеем крупные контакты во все стороны. Московский университет, Литинститут, Институт мировой литературы, Академия проблем качества (преобладают элитарные "технари"!), городское и особенно областное министерства культуры (через посредство которых наши ребята очень успешно выступили в московских вузах и т.д. и во многих и многих областных московских организациях науки, культуры, труда и т.д.), армия во всех её ипостасях, от Чечни и Прохоровки до Москвы, от Кантемировской дивизии до Академии ФСБ, совместно с которой выпущен сборник "Государственная идея"; детские организации (знаменитые вечера "Подсолнушка"!), московские художники... Театр "Содружество актёров Таганки"... Ну, разумеется, дружественные союзы писателей, особенно МСПС... Архангельск, Орёл, Болгария, Румыния, Сербия, Македония... Крым... Многое. 

- Да, широко. А вас иногда упрекают в узости. Но скорее в узости позиции...

- Знаю, о чём вы говорите. Мы неоднократно объяснялись на эти темы. Это как раз не узость, а всё та же широта, но в сочетании с принципиальностью, как мы её понимаем. Мы за всё, что в интересах России, русских, русского народа. Слово "русский" для нас звучит гордо. Но мы понимаем его не этнически, а духовно, философски. Для нас, положим, бурят - русский, если он сам не против... Но о вопросе-то. Мы идём ОТ ПРОБЛЕМ, а нас "упрекают" в обратном. Если еврей делает плохо, мы говорим об этом, а нам говорят: "антисемиты". Если православный делает плохо, мы говорим об этом, а нам говорят: "Вы против православия". Не делайте плохо, не будет никаких "анти". А свободу борьбы за истину мы сохраним.

- А вы всегда её знаете - истину?

- Это не личное наше дело. За нами общественное мнение. "Лёгкое дуновение души народной", как говорил Блок.

- Вопросов ещё много, но на первый раз...

- Ещё не вечер, как говорится.

- Спасибо за информацию.

- Спасибо за внимание.

Дек. 2003 - янв. 2004.

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru