Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

 Александр ЛЬВОВСКИЙ

Александр ЛЬВОВСКИЙ

«СЕГОДНЯ У МЕНЯ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ...»

Фрагмент “Провинциальной повести”

Высокий, худощавый парень в сером легком костюме ранним весенним утром вышел из поезда Киев-Львов на перрон Киевского вокзала. Большой, видавший виды чемодан он сдал в камеру хранения, в руках у него остался небольшой саквояж с предметами первой необходимости и бабушкиными пирогами.

Людской поток вывел его на привокзальную площадь. Остановившись у газетного киоска, Сергей взглянул на голубое безоблачное небо, предвещавшее жаркий день, и растерянно усмехнулся. Оглушённый грохотом и звоном трамваев, гудками автомобилей, говором и криками людской толпы, он некоторое время стоял, смотрел и слушал...

Что мог испытывать этот восемнадцатилетний парень, проживший всю свою сознательную жизнь в небольшом провинциальном городе, очутившись в этом огромном городе Киеве?

Немного погодя, собравшись с мыслями он стал наводить справки, как попасть на Златоустовскую улицу, но никто о такой улице не слыхал.

Но вот Сергей вспомнил, как бабушка, вручая письмо, поучала: "Не задерживайся только на Евбазе, сдерут последнюю рубашку".

— Девушка, далеко ли отсюда Евбаз? — обратился он к продавщице газет.

Она вышла из своего киоска, усиленно жестикулируя, подробно объяснила Сергею, как пройти на Евбаз. Выйдя на бульвар Шевченко, он снова остановился, его внимание привлекла бесконечная перспектива уходившего вдаль бульвара, обрамленного высокими тополями, покрытого яркими коврами цветов.

Но вот и знаменитый Евбаз /еврейский базар/. Время смело этот огромный универсальный рынок, при знакомстве с которым искушенные туристы разных стран поражались его стихийной универсальностью. Тут Сергею повезло, он при первой же попытке узнал у чистильщика обуви, как кратчайшим путем можно попасть на Златоустовскую улицу, в каком направлении нужно пересечь базар.

Евбаз занимал огромную площадь, застроенную магазинами, лавками, различными ларьками, прилавками. Почти круглосуточно тут шла купля-продажа самых различных товаров. Можно было приобрести любые продукты питания и любые вещи — от разномастного старья до художественного антиквариата. Тут свершались коммерческие и даже политические сделки, орудовали всевозможные дельцы. Тут слышался многонациональный говор: украинский, русский, еврейский, кавказских народов.

Сергей упорно двигался в указанном ему направлении. Его останавливали содержатели рулеток, цыганки. Пожилой татарин бросил ему на грудь цветастую шаль: "Хочешь, так бери! Не хочешь, плати, сколько можешь". Человек с иконописным восковым лицом, в матросской тельняшке опираясь на деревянную ногу, прислонился к стене какой-то лавки, пропитым, хриплым баритоном исполнял русские романсы, его бескозырка, брошенная у ног, переполнена была деньгами, многих существующих и канувших в вечность правительств.

Неожиданно Сергей вышел наконец на Златоустовскую улицу. Тут шум базара был приглушеннее, но и сюда доносились песня: "… а я, несчастная торговка частная, горячи бублики я продаю. Купите бублики, гоните рублики…" Одноэтажный дом адвоката Разумовского оказался в самом конце улицы, он окружён был высоким забором. На фронтоне дома виднелась большая вывеска: "Дом престарелых".

Сергей, измочаленный тяжёлой дорогой через базар, устало прислонился к калитке; она неожиданно распахнулась. Сергей решился пройти к заведующему.

Заведующий, пожилой человек в военной форме без погон, сказал: "Адвокат уехал со своей семьей, кажется, в Крым, передал этот дом в дар государству", слово "дар" он произнёс с большим нажимом и при этом усмехнулся. Сергей узнал у него, как, минуя базар, добраться к центру города. Впервые в жизни Сергей очутился в трамвае. Вышел он на остановке у Золотоворотского сквера; бегло осмотрев "Золотые ворота", уселся на свободной скамейке и основательно перекусил бабушкиными пирогами. Немного отдохнув, он прошёл к оперному театру, потом осмотрел исторический музей и вожделенный объект своих мечтаний — ничем с виду не примечательный театр русской драмы. Прошёлся по Крещатику и надолго задержался на Владимирской горке. Здесь возвышался над голубым простором днепровских далей монументальный памятник Крестителю Руси — князю Владимиру. Высоко поднятый им крест, обращенный в сторону Днепра, благословлял киевлян, принявших христианство. Почти тысячелетие назад по крутому спуску к Днепру, именуемому теперь "лестницей крещения", киевляне шли к месту омовения освященной водой Днепра. Сергей вспомнил, что по бытующей легенде идол Перуна был брошен киевлянами в Днепр, и через некоторое время всплыл, застряв на отмели, там на побережье реки воздвигнута была церковь.

Расставшись с Владимирской горкой, Сергей побродил по приднепровским паркам, вышел к мариинскому дворцу и далее очутился у Киевской Лавры.

Завершился длинный летний день. Красный диск солнца погрузился в пелену тумана.

Очнувшись от впечатлений от увиденного в Киеве, Сергей почувствовал беспокойство — пора подумать о ночлеге, нужно разыскать усадьбу Чудакова. По совету милиционера, он по устремленной вниз дороге прошёл к днепровской набережной. Пройдя по ней в сторону речного вокзала, он узнал у прохожих, как найти Барковский переулок.

— Увидишь большую берёзу, тут и начинается Барковский, — пояснила какая-то старуха.

Сергей долго стучал, пытался открыть высокую массивную калитку, никто не отзывался. Одноэтажный кирпичный дом и окружавший его небольшой сад, казалось, давно оставлены людьми. Идти дальше некуда... решение принято. Он перелез через забор, поцарапав при этом руки разросшимися колючими кустами. У крыльца дома мелькнула какая-то тень; оказалась большой лохматой собакой.

— Неважный ты сторож, дружище, — вслед ей сказал Сергей. Обойдя дом, он обнаружил прислонённую к стене старую полотняную раскладушку. Растянувшись со вздохом облегчения на этой посланной ему Провидением раскладушке, он почувствовал, как устал, прожив этот свой первый день в Киеве. Засыпая, уже с затуманенным сознанием, он слышал однообразное жужжание насекомых — ночную музыку сада.

Вдруг ему преградили дорогу люди в черном, оттеснили его от Ирины..., потом овладел им глубокий сон, без сновидений. Разбудила его утренняя прохлада и ощущение присутствия глядевшего на него человека. Где он? Потребовалось усилие, чтобы восстановить в памяти события минувшего дня.

— С добрым утром, молодой человек!

Вблизи стояла немолодая женщина с крупными чертами лица. Белое платье плотно облегало её полную фигуру. Светлые волосы повязаны косынкой, светлые глаза излучали добродушие.

Сергей резко поднялся, открыл свой саквояж, вынул дедушкино письмо и вручил ей.

— Пройдем в комнату. Садись. Сейчас достану свои вторые глаза. Неторопливо, она протерла стекла очков, прочитала письмо. Полные губы её расплылись в ласковой улыбке.

— Так ты Серёжа, внук Якова Николаевича! Приятная встреча. Я сестра Петра Гавриловича Чудакова, Таисия Гавриловна, зови меня тётя Тося. — Она слова произносила немного нараспев. — Как здоровье деда? Он старше Петра, ему, пожалуй, уже за семьдесят перевалило. Чудаков сейчас живет в Москве, новую книгу его напечатали. Погляди-ка на этажерку почти все его книги на ней. Почитай, интересно он пишет. Теперь расскажи о себе, зачем в Киев пожаловал?

Сергей коротко ответил на все её вопросы, рассказал о своём намерении поступить в театральный институт.

— Буду сейчас устраиваться на любую работу. Если можно, тётя Тося, пожил бы временно у вас. Чем смогу, буду Вам в помощь.

— Серёжа, живи сколько хочешь, свободной площади много. Могу тебя устроить на работу в типографию, думаю, ретушером тебе пойдет. Я в этой типографии заведую отделом, сменила профессию, я ведь учительница.

Таисия Гавриловна замолчала, стала озабочено оглядываться по сторонам…

— Смотрю я, сколько пылищи набралось... Неделю гостила у старой подруги, ездила в Винницу. Давай, Серёжа, немного приберёмся, потом позавтракаем. Бери в кухне вёдра, наноси воды в бочку, что возле дома, колонка тут рядом.

У Сергея вдруг стало радостно на душе, будто в родном доме очутился.

Зав. канцелярией театрального института, пожилая особа, в очках, в строгом, тёмном платье сообщила Сергею:

— Приём заявлений закончился неделю назад, уже и экзамены завершены.

Это известие его ошарашило, казалось, рухнули все надежды. Зав. канцелярией, взглянула на побледневшего, поникшего Сергея:

— Вы, очевидно, приезжий, возможно, вас заинтересует вот это объявление.

Она протянула ему газету. На последней странице киевской "вечёрки" крупным шрифтом было напечатано объявление: "При Киевском театре "Юный Зритель" драматическая студия объявляет приём для лиц с законченным средним образованием".

Сергей на следующий день подал заявление о приёме в эту студию и стал готовиться к экзаменам.

Конкурс поступающих в драмстудию оказался большой. Экзамены проводились в зрительном зале детского театра. Для размещения будущей студии арендовано было помещение одного из полуподвалов на Крещатике. Заведующей студией назначена была заслуженная артистка республики Нелидова, проработавшая на сцене несколько десятилетий, она же являлась председателем приёмной комиссии. Нелидову атаковали бабушки и мамы "вундеркиндов". Нелидова, слушая их, хмурилась, заострялись морщины её пергаментного лица:

— Для меня все равны, приняты будут наиболее одарённые.

В зал, где проходили экзамены, пустили всех поступающих.

Сергей волновался. При очередном вызове объявили: "Максим Белодед!"

На сцену поднялся высокий, широкоплечий парень с худым лицом, рыжеватая копна волос закрывала высокий лоб, одет он был в белый сурового полотна костюм. Позже Сергей узнал, что он прибыл из далекой белорусской провинции. Когда он появился на сцене, в зале послышался легкий девичий смешок, но вскоре чтение Максима овладело зрителями. Он читал по памяти рассказ Чехова "Злоумышленник". Максима не стало. Появился приземистый мужичок.

Судья: " Ты это свое "чаво" брось... для чего отвинчивал гайку?"

— Да нешто можно, ваше благородие, без грузила? Ежили ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила?

Зал надрывался от хохота, когда подсудимый с удивлением, пожимая плечами, взглядывал на судью.

Нелидова улыбалась, смотрела с обожанием на "мужика" — Белодеда.

Сергей подумал: "Куда мне, вот он, настоящий талант". Белодед подошёл к Нелидовой, по её просьбе; она что-то ему тихо сказала. Некоторых из "вундеркиндов" Нелидова прерывала в начале их выступления /было очевидно отсутствие нужных данных/. "Спасибо", говорила она, и просила секретаря комиссии: "Вызывайте следующего".

Ольга Гвоздева, девушка с золотисто-бронзовыми косами, с боттичеллевскими васильковыми глазами, в чёрном платье школьницы с белыми воротничком и манжетами неторопливо поднялась на сцену.

Сидевшая рядом с Сергеем девушка сказала ему: "Да, она же только ещё школу кончает".

Гвоздева превосходно, с большим мастерством, прочитала отрывок из поэмы Пушкина "Руслан и Людмила".

Когда в зале осталось три-четыре человека, в т.ч. Белодед, наконец, вызвали Чайковского.

Многочасовое ожидание и напряжение погасили волнение Сергея, его охватило усталое безразличие и убийственное спокойствие.

Его учитель и наставник Сиренин как-то сказал ему: "Сергей, твой сценический талант наиболее полно проявляется, когда тебя охватывает напряжение, волнение".

Сергей вышел на сцену скованный безразличием, вяло объявил: Пастернак, "Петербург" и замолчал.

В глазах Нелидовой появилась тревога, удивление: "Парень, что с тобой? Очнись!"

Сергей под этим взглядом стряхнул свою скованность, блеснули перед ним тёмные волны северного моря, открылось огромное пространство — болотные топи, тысячи людей — копают, рубят, пилят… Царь! Он сидит за чертёжной доской. "Щетинами ста готовален врезалась царская ярость"; "Назло всем Европам, тут в этой таёжной топи будет город заложён!" Поэт обращается к царю: "Кто ты? О, кто ты?" В эти слова Сергей вкладывает крик души, мольбу; затем уже в спокойном раздумье: "Кто бы ты ни был, город вымысел твой". Нелидова улыбается: "Сегодня у меня счастливый день, сначала Белодед, теперь Чайковский".

Утром следующего дня Сергей отправился узнать результаты экзамена. В списке принятых он был первым, потом Белодед и Гвоздева, всего девять человек, из девяносто. Недобор, объявлен дополнительный приём.

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru