Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь

ВЛАДИМИР БОЯРИНОВ

СОТЧЁТНЫЙ ДОКЛАД

ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВЛЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ

ВЛАДИМИРА БОЯРИНОВА

Дорогие друзья!

Наверное, я выражу общее мнение, если поздравлю нашу замечательную организацию от имени собрания с 50-летним юбилеем.
(Аплодисменты)

В своём коротком слове я не буду останавливаться на славной биографии Московской городской организации Союза писателей России, но остановиться на главных вехах её родословной мы просто обязаны.

24 декабря 1954 года было образовано Московское отделение СП СССР. И только через четыре года возник Союз писателей России. Спустя ещё два десятка лет Московская организация вошла в структуру Союза писателей России. Таким образом у Союза писателей России оказался на руках приёмный ребёнок, большенький — старше самого опекуна на 4 года и габаритнее его (по числу членов СП) в полтора раза. Писательское детище носило и носит женское имя — Московская организация Союза писателей, имеет богатырское сложение, боевой и неуступчивый нрав и богатое приданое. При решении имущественного вопроса в название было вплетено ещё одно слово — "городская". Итак, Правление организации поздравляет делегатов общего собрания Московской городской организации Союза писателей России и приглашает всех членов организации на юбилейный мероприятия, ближайшее из которых состоится в этом зале завтра. Милости просим!

(Аплодисменты).

Правление Московской городской организации СП России, за отчётный период провело 33 заседания Правления, не только обеспечив максимальную открытость и доступность ко внутренней информации, но и проявив оперативность в решении насущных задач организации. И хотя количество заседаний впечатляет, но главным в работе организации остаётся постоянная, планомерная, порой рутинная ежедневная работа в добывании средств.
Мы должны напомнить о том, что финансово мы отделены от государства. Не потому что мы плохие, а потому что отделены все писательские организации. Практика показывает: между властью и творческой организацией (не путать с личностью!) не бывает любви с первого взгляда, а уж тем более законного брака по взаимному согласию. Но вместе с тем законодательная и исполнительная власть, культурные и бескультурные министерства и ведомства, финансируемые государством на проекты, которые мы должны осваивать по призванью, уже не могут полностью увести эти деньги в неизвестном направлении (не ельценские времена!), и, проявляя настойчивость, мы всё чаще становимся участниками финансируемых мероприятий. Правда, для того, чтобы эти средства получить на счёт организации, нужно пройти 1001 согласование, а получив — отработать, а отработав — отчитаться. Но это — уже дело техники, привычки и высшего пилотажа бухгалтерия.
За последние месяцы наиболее успешными проектами в этом направлении стали "Поэтическое Подмосковье" и "Подсолнушек".
"Поэтическое Подмосковье" — это конкурс литературных объединений, проводимый Министерством культуры Московской области, МГ и МО писательскими организациями. Заключительному действу в ЦДЛ в этом зале предшествовала работа согласительных комиссий. В.И. Гусев, ваш покорный слуга, Л.К. Котюков, В.А. Силкин, не раз встречались и с Министром культуры МО Г.К. Ратниковой и с её помощниками. Делегации наших писателей менее чем за 8 месяцев побывали в 32 городах и весях Подмосковья. Было рассмотрено более 50-ти работ литературных коллективов — тоже титанический труд! Но кроме морального удовлетворения, кроме святого дела возрождения поэтического слова на вызженном коммерцией пространстве, участвовавшие в этом деле писатели получили ещё и финансовое вознаграждение из тех самых, труднодосягаемых, бюджетных средств.

Другой упомянутый проект — постоянно действующий фестиваль детского и юношеского литературного творчества "Подсолнушек" имеет более солидную биографию. Он был тем ключиком, с помощью которого мы открыли первые чиновничьи кабинеты, в которых нашли понимание. И находим. Мы благодарим С.В. Михалкова за то, что он стал Почётным Председателем Фестиваля. Низкий поклон Патриарху Алексию II, благославившему в своём тёплом напутствии наш "Подсолнушек". С Божьей помощью вышло уже два полновестных сборники лауреатов "Подсолнушка", в издании которых задействованы средства Министерства печати и информации, а на предварительном (сценическом и учебном) этапах — средства местных администраций. Но, повторяю, эти средства не стали бы средством существования писателей, если бы сами писатели не отправились в библиотеки и школы Москвы, в Коломну, Балашиху. Видное, Фрязино. Лобню. Талдом и т.д., не отработали бы там свой мастер-класс и не получили бы причитающийся им гонорар, слово для многих сегодня забытое.
Я, эмоциональный человек, намеренно избегаю эмоций в каждом абзаце своего вынужденно краткого выступления. Но про "Подсолнушек" всё-таки скажу: задуманный и осуществлённый нами фестиваль перерос в грандиозное шествие русских талантливых детей по сценическим площадкам Москвы и Подмосковья, а их произведения не сходят со страниц столичных, губернских, российских газет и журналов, звучат по радио и телевидению.
Но прежде чем расправить крылья, прежде чем начать летать, надо было вывести организацию из штопора.
Я никогда не забуду первые месяцы своей работы после избрания на должность орг. секретаря. Во всей организации не оказалось ни единого ксерокса и факса, не говоря уже о компьютерах. Их не украли, их не было вообще никогда, а за окном заканчивался XX-й век.

Я никогда не забуду, как по истечении нескольких месяцев в мой кабинет пришла бухгалтер, доставшийся мне в наследство, и тихим голосом призналась в том, что организация по внутреннему распоряжению бывшего орг. секретаря не платит налог на имущество какое-то время. Представьте себе картину: везде и всюду декларировалось: "Мы отстояли!" — в смысле штыком и грудью, а на самом деле мы отстояли на одной ноге на взрывопаснейшей мине. В срочнейшем порядке пришлось разминировать. Были призваны, не побоюсь этого слова, лучшие специалисты по части анализа ситуации. Они провели аудит, снабдили меня внушительным однотомником фин. расчётов. И я пошёл к налоговикам — "сдаваться".
Аккурат к этому времени мы открыли журнал "Поэзия" и вышел его первый номер. Начальница одного из верхних кабинетов посмотрела на анонс журнала и удивлённо спросила: "Неужели существуют такие организации, которые на полном всерьёз считают (Имярек) поэтом?" — "Существуют и считают", — ответил я, приняв оборонительную стойку. Она пролистала гроссбух, принесённый мной на покаяние и уже приветливо сказала: "Хорошо считаете".

Относилось ли это к гроссбуху или к поэзии — неизвестно. Но. безусловно, о силе поэтического слова говорит тот факт, что тогда удалось избежать худшего. Хотя полагающийся налог на имущество и причитающиеся пени мы всё же выплатили сполна.
Именно тогда у нас исчезли последние иллюзии о том, что наёмные чиновники, не обременные литературными талантами, могут за нас решить наши задачи. Не могут! Именно тогда мы поняли, что полагаться нужно только на самих себя, действовать дружно и решительно. Конечно, был элемент везения и не один. У руля организации, её Председателем оставался Владимир Иванович Гусев. Его, прирожденного лидера, ничуть не пугали и даже не удивляли мои резкие движения. Потому что мы были не одни. Потому что к этому времени у нас образовалась боеспособная команда.

Была поставлена задача: получить в собственность писательских дом по Большой Никитской. Задача, по тем временам, фантастическая!

Не буду вас утомлять рассказми о наших тактических ухищрениях, о трудностях, о мнимой непробиваемости чиновничьих бастионов. Скажу только с нескрываемой гордостью и уже остывшей радостью: нами одержана блестящая победа! Дом наш.
И нам совсем было бы наплевать на то, что мэр Москвы уволил недавно из своего Правительства трёх чиновников, если бы не поразительный факт: именно эти трое олицетворяли пресловутые непробиваемые бастионы.
В советские времена прерогативой Бюро т/о были приёмные дела. За последние 15 лет в стране произошёл обвал событий, который потряс всё, только не основы Бюро творческих объединений. По-прежнему бюро существуют в полной уверенности в том, что их высокой целью являются: приём в Союз писателей, распределение мизерных государственных стипендий и постановка в план изданий двух десятков книго-имён на текущий год.

А по-человечески всё дожно выглядеть несклько иначе. Приведу конкретный пример. Умирает писатель — и главными действующими лицами становятся Председатель организации и ваш покорный слуга: мы и соц. страх, и похоронное бюро, и отпевание по канону. При этом именно члены бюро звонят нам и в приказном тоне объясняют — что и как мы должны делать. А если по людски, то для начала нужно было бы самим (святое дело!) оповестить друзей умершего, самим заказать венок (мы оплачиваем счета без звука!), собраться в согласованное с родственниками время и проводить товарища в последний путь. Я не жалуюсь, но в один из дней мне выпало двое похорон на разных полюсах Москвы (вернее — Подмосковья). Согласитесь, крутовато. Думается, конкретные личности должны взять ответственность за конкретные дела. Кто-то и за эти скорбные.
Вот уже три года в организации идёт перерегистрация. Мы не устаём повторять о том, что это не разовое мероприятие, мы приглашаем всех когда-либо состоявших в рядах Московской писательской организации привести свои учётные карточки в порядок и заплатить взносы, ниже которых сегодня нет нигде. Это требование Устава, это элементарный порядок. Но есть вещи и похуже. Вспомним, как в 91 году из организации демонстративно вышли полторы сотни человек, образовав свой союзик. Но речь сегодня не о нём, а о тех писателях, которые с того далёкого 91-го года так и не подтвердили своей принадлежности (а это можно сделать только добровольной постановкой на учёт) к Московской городской организации, автоматически переходя на сторону пресловутого "союзика". Нас не удивляет положение о том, что рязанский писатель должен сначала встать на учёт в родной рязанской организации и только тогда он считается полноправным членом Союза писателей России. Уверяю вас, что юридически не может быть иначе, и для москвичей нет исключений в типовых Уставах Московской организации и Союза писателей России. Если, конечно, они сами не исключили себя из рядов Союза писателей.

И какие имена встречаются среди этих пустых (порой с 89-го года) карточках! Дух захватывает.


Нас обязательно спросят: а по какому принципу отбирались делегаты на собрания творческих объединений и на общее собрание? Кто этот 1 из 10-ти? Почему меня не пригласили?

Приглашали и не раз! На перерегистрацию, на мероприятия, на защиту писательской собственности. Простите, если после прямого отказа или игнорирования забыли пригласить на столь важное собрание.

А что касается работы Бюро творческих объединений, то они не реже хотя бы 2-х раз в год должны прочитывать на заседаниях списки членов своих объединений, оповещать "забывчивых" друзей, да и поинтересоваться бы не мешало: по какой причине не даёт о себе знать тот или иной писатель. Может быть ему нужна помощь?

Теперь об издательской деятельности. Вот уже более 7-ми лет мы печатаем книги и брошюры на ризографе. Сразу оговорюсь, ризограф предназначен для скоростных множительных работ, но никак не для деланья книг. Однако, если у вас нет 150-ти тысяч долларов для мини-типографии, а издавать писателей надо, то и ризограф "запоёт" на типографские темы, если в помощь ему подкупить степлер, резак, листоподборочную машину и привлечь к этой линии опять же писателей. А не пришлых оборотистых дельцов.

Мы показали пример, мы никогда не скрывали той технологии, которую изобрели по наитию. У нас появились подражатели, но что-то не видно продолжателей. В чём же секрет? Он прост: нужно любить своё дело, нужно любить книгу. Оказывается без любви не поёт даже ризограф.

На сегодняшний день количество книг и брошюр, изданных таким способом, давно перевалило за 500. Давно скончались первый ризограф и первый резак, сегодня работают их внуки.

Малотиражные издания — не самоцель и уж, конечно, не способ зарабатывания денег. Это определитель жизнеспособности писательской организации. Если выходят книги, появление которых отмечено Книжной палатой, Библиотекой им. Ленина и т.д., если по этому поводу проходят презентации в Конференц-зале организации, в Малом и Большом залах ЦДЛ, на других площадках Москвы и Московской области, если в печати появляются обзорные и критические статьи, — значит жива не только писательская организация, но и русская литература.

Другое дело, что нас уже не устраивает ни качество изданий, ни их мизерные тиражи. Мы не берём сегодня пятилетних обязательств, мы просто переходим на новый уровень, который финансово позволяет размещать свои заказы в достойных типографиях.

Коль скоро речь зашла о финансах, не могу не привести следующие цифры по расходам на издательскую деятельность:
1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

47 т.р. 96 т.р. 137 т.р. 256 т.р. 307 т.р. 745 т.р. 890 т.р.

Геометрическая прогрессия!

Расходы на уставную деятельность в 2003 году возросли по сравнению с 1998 г. в 4,5 раза.

При этом расходы на издательскую деятельность — в 19 раз без учёта расходов на оплату труда.

В аппарате управления организации (15 чел.) постоянно работают 10 писателей. Кроме того, развитие издательской деятельности, проведение финансируемых сторонними организациями мероприятий, осуществление интернет-проектов позволяют оплачивать труд других членов Союза. На долгосрочной договорной основе оплату труда получает ещё ряд писателей, желающие привлекаются к участию в разовых оплачиваемых мероприятиях. Так, в 2003 году совокупный доход писателей, принимающих участие в работе организации, составил 945 тыс. рублей. В этих цифрах не учтена материальная помощь.

И всё-таки главной задачей на ближайшие годы являются не книгоиздание само по себе, не увеличение мероприятий, хотя всё это важно и нужно.

Сегодня насущно необходимо занять свою экономическую нишу, перекинуть мосты во властные структуры, сделать приоритетными проекты, в которых примут участие писатели, могучие не только в самой литературе, но и в промышленности, финансах, политике, науке.

Сегодняшнее собрание объявляет о создании Общественно-государственной творческой ассамблеи при Московской городской организации Союза писателей России и поручает новому Правлению разработать положение об ассамблее и вдохнуть в него жизнь.


И — как всегда — рояль в кустах! —

Сегодня к зданию подведена оптико-волоконная связь отдельным кабелем. Установлена станция уплотнения для выхода через телефон в интернет. Отдельным сайтом оформлена газета "Московский литератор", есть свой электронный адрес.
 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru