Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Поиск Фотогалерея

Александр Алиев 

Полузабытый шедевр

Москва счастливо принадлежит к тем немногим городам в мире, история и архитектурный облик которых досконально изучены.

Однако в окраинных, "спальных" районах нашей столицы (бывших селах) встречаются порою редкостные жемчужины зодчества, не входящие в классический экскурсионный или искусствоведческий "набор", и потому неизвестные широким массам.

Сегодня мы предлагаем читателям отправиться на брега Яузы, в нынешний Восточный административный округ, в район, а прежде — дачную местность, Богородское. На пересечении двух улиц, недалеко от знаменитого завода "Красный Богатырь" стоит небольшая трехглавая церковь Спаса Преображения. Прохожим она сразу бросается в глаза своей несколько необычной архитектурой и филигранным декором. Но главная ее ценность в том, что это — единственный сохранившийся в городе деревянный рубленый храм старинной постройки.

Начало его лежит в 1876 году, и первое время он имел достаточно скромный облик. Позднее были добавлены два придела: южный — Тихвинской Божией Матери и северный — Ильи Пророка и Алексия Митрополита, а также возведена новая шатровая колокольня, напоминающая cвоими очертаниями шатер над ныне не существующим памятником императору Александру II в Кремле. Тогда же выполнили и декоративную резьбу по фасадам.

В конце XIX — начале ХХ веков Богородское, как уже говорилось, было дачным поселком. Летом и ранней осенью здесь часто проживали художник И. Шишкин, композиторы А.Бородин, М.Балакирев, П.Чайковский. Естественно, и церковь эта не раз видела их в своих стенах.

А через несколько десятилетий грянула эпоха исступленной борьбы с религией. Над церковью Спаса Преображения нависла угроза закрытия, а то и сноса. Но вот что интересное приключилось. Рабочие завода "Красный Богатырь" встали за нее буквально стеной. Они объявили: если церковь тронут, никто из них на работу больше не выйдет. Ночами вокруг храма организовывались охранительные пикеты. Власти, конечно, все эти меры не остановили бы. И тем не менее церковь устояла, и службы в ней продолжались.

Впрочем, беда не обошла ее стороной. Она явилась в 1954 году в образе "красного петуха". Полностью выгорел весь интерьер здания.

Общими усилиями ущерб был довольно быстро ликвидирован. Часть икон и храмовой утвари позаимствовали из закрытой к тому времени церкви в поселке Переделкино.

Пять лет назад состоялась последняя реставрация Богородского храма, и тот, наконец, засиял первозданной красотой. И пусть некоторые исследователи считают, что декор его слишком измельчен и дробен, а прорисовка деталей слишком суха, и вообще, это так характерно для эклектичного искусства конца прошлого столетия...

Нежно-розовая окраска стен в сочетании с золотом куполов, изящные резные колонки, наличники окон, крыльцо трапезной, ажурный пояс под карнизом придают Спасо-Преображенской церкви необычайно уютный, можно сказать, домашне-деревенский вид. Настоящий заповедный островок посреди разросшегося мегаполиса.

... Не так давно мы отметили 2000-летие Рождества Христова. И как-то приятно сознавать, что эту великую дату "встретил" и скромный храм Спаса Преображения в Богородском. Ведь здесь хранится несколько чудотворных и чтимых икон, а кроме того, у церквушки был свой "юбилей" — ей "стукнуло" 125 лет.

СЛОВО О МУЗЕЕ

Среди бесчисленных художественных сокровищ, которыми обладает Москва, есть удивительной архитектуры сооружение, больше похожее на сказочный русский терем. Это — Дом-музей живописца Виктора Михайловича Васнецова.

Имя Васнецова знакомо всем, даже тем, кто весьма далек от искусства. Любой назовет главные работы мастера: "Аленушка", "После побоища Игоря Святославовича с половцами", "Витязь на распутье", "Богатыри"...

Действительно, этот художник, начинавший как талантливый жанрист, полностью затем переключился на темы отечественной истории и фольклора, и именно благодаря этим картинам он стяжал себе славу.

Интерес Васнецова к далекому прошлому России сказался и на так называемых проектных рисунках, по которым были сооружены церковь и "Избушка на курьих ножках" в подмосковной усадьбе Абрамцево и, главное, фасад Третьяковской галереи. Из этого же ряда — собственный дом живописца, построенный в 1894 году недалеко от 1-й Мещанской улицы (ныне проспект Мира)

— Вы, конечно, уже успели заметить, насколько уникально наше здание, -— рассказывает музейный смотритель Ирина Подсотская, -— кругом сплошное дерево. Ведь Виктор Михайлович ощущал себя истинно русским человеком, и, проектируя для себя жилище, целиком следовал национальным традициям. Отсюда -— выбор строительного материала, планировка помещений с их различными закоулками, узкими и крутыми лестницами. Мастерская художника это, вообще, отдельная статья: площадь ее -— 110 квадратных метров, высота -— шесть метров.

Неповторимость васнецовского дома заключается еще и в том, что здесь хранятся поздние полотна художника, практически неизвестные широкой публике. Несмотря на то, что Виктор Михайлович абсолютно лояльно относился к Советской власти и даже получал от правительства персональную пенсию, он избегал писать произведения на революционные или трудовые сюжеты, а продолжал работать над сказочно-былинными образами. Таковы большие холсты "Кащей Бессмертный", "Бой Ивана-царевича со Змеем Горынычем", "Бой Добрыни Никитича с трехглавым змеем", "Царевна-лягушка". И глядя на них, убеждаешься, что мастерство Васнецова с годами нисколько не уменьшилось.

...Дом сложен из крепких сосновых бревен, во всех комнатах уцелел подлинный дубовый паркет. А какой красоты тут мебель! Скажем, парадная гостиная, где часто собирались московские и петербургские друзья хозяина -— писатели, художники, артисты, оформлена в боярском стиле конца XVII столетия. Предметы обстановки для нее (резной буфет, шкафы, кресла, стулья) по заказу Виктора Михайловича исполнил его брат Аркадий, а также умельцы из Строгановских художественных мастерских и Абрамцевской школы. Подлинным шедевром является стол, его основа -— столешница петровских времен из мореного дуба.

А вот столовая, наоборот, решена как горница в зажиточном крестьянском жилище. Под стать и мебель.

Примеры можно продолжить, но, думаем, уже и так ясно, что дерево в доме главенствует. И даже то, что часть стен снаружи оштукатурена (это было сделано позднее для поддержания теплоты зимою, так как у Васнецовых росло пятеро детей) не меняет существенно положения. А прибавьте сюда еще развешанные буквально на каждом шагу многочисленные картины и рисунки!

...Страшно даже подумать, что может натворить "красный петух" в сплошь деревянном здании. Но пусть беды здесь никогда не случится, и люди всегда смогут подивиться убранству этого "теремка", полюбоваться васнецовскими работами. Недаром ведь в мастерской Виктора Михайловича высечен латинский афоризм: Vita brevis — Ars longa, то есть Жизнь коротка — Искусство вечно.

ЕСТЬ МЕСТО...

В не столь далеком расстоянии от столицы, как раз по левую сторону Петербургского шоссе расположен замечательный архитектурно-парковый ансамбль Подмосковья — усадьба Середниково. Нам она особенно дорога тем, что здесь четыре года подряд проводил летние месяцы Михаил Юрьевич Лермонтов -— яркое светило русской литературы, краса и гордость нашей нации, как необычайно точно написано в одной из дореволюционных его биографий.

Может возникнуть законный вопрос: а почему, собственно, поэт стал завсегдатаем этих мест? Все просто. С конца XVIII столетия усадьба (названная так по соседнему селу) принадлежала Дмитрию Алексеевичу Столыпину, родному брату бабушки Лермонтова — Елизаветы Алексеевны.

Примерно с тех же времен берет свое начало барский дом. Главный двухэтажный корпус, увенчанный открытой башенкой-бельведером, соединен колоннадой с четырьмя двухэтажными же флигелями. От заднего фасада дома эффектная лестница-пандус ведет в парк. Здешняя сильно изрезанная оврагами местность была использована опытным садовником для устройства прудов, расположенных террасами у речки Горетовки.

... Лермонтов впервые приехал в Середниково в июне 1829 г. Четырнадцатилетний отрок обучался тогда в Благородном пансионе при Московском университете. Позднее Михаил Юрьевич бывал здесь уже студентом самого университета в 1830, 1831 и, возможно, в 1832 гг. Хозяйкой имения на тот момент была вдова Столыпина — Екатерина Аркадьевна.

Раньше считалось, что поэт вместе с бабушкой жил в главном корпусе, и с той поры, как ярко заблистала звезда лермонтовской славы, гостям Середникова долгое время показывали "соответствующие" комнаты. Однако последние исследования выявили, что в этом корпусе вообще не было жилых помещений.

Таковые имелись во флигелях. Скорее всего, Лермонтов и Елизавета Алексеевна обитали на втором этаже северного флигеля. А в главном корпусе, кстати, до сих пор сохранилось немало подлинных элементов оформления — тяжелые дубовые двери, стенные панели, лестница изящной резьбы на второй этаж...

Усадьба летом становилась весьма оживленным местом. Сюда из Москвы и соседних имений наезжали почти все знакомцы поэта — А.Верещагина, Бахметьевы, Лопухины. Бывала здесь и предмет тогдашних воздыханий Михаила Юрьевича -— Катя Сушкова. Молодежь чрезвычайно весело проводила дни: устраивала пикники, конные прогулки, различные игры, бродила по окрестностям.

Лермонтов интересовался середниковскими "достопамятностями" -— церковью Св. Алексея митрополита, построенной в 1693 г., и огромным двухсотлетним вязом с дуплом посередине (он жив и сейчас). Особенно же занимали его воображение развалины старой бани и так называемый Чертов мост в глубине парка — по местным преданиям, прибежище нечистой силы.

А когда опускались сумерки и вокруг все смолкало, для юноши наступала пора творчества и напряженных философских размышлений. Насколько та вечерняя усадебная атмосфера была созвучна его поэтическому настрою, свидетельствуют приписки к некоторым стихотворениям, например, "Середниково: ночью у окна" или "Середниково. Вечер на бельведере. 29 июля".

"Все тихо — полная луна

Блестит меж ветел над прудом,

И возле берега волна

С холодным резвится лучом"...

Кроме того, Лермонтов продолжал здесь работу над драмами "Странный человек" и "Menschen und Leidenschaften" ("Люди и страсти").

На исходе прошлого века имение перешло от Столыпиных к купцам Фирсановым. Последняя его владелица из этого рода — Вера Ивановна — была страстной поклонницей лермонтовского гения. По ее инициативе соорудили памятный обелиск перед предполагаемыми окнами комнаты Михаила Юрьевича, а известному скульптору А.Голубкиной был заказан бронзовый бюст поэта. В Середникове регулярно устраивались литературные и музыкальные вечера, несколько раз выступал Ф.Шаляпин.

... С 1991 г. большую часть усадьбы арендует Национальный Лермонтовский Центр в Середникове, учрежденный ассоциацией "Лермонтовское наследие", в которую входят потомки Михаила Юрьевича (в России их около 30 человек, за рубежом около 170-ти). Генеральный директор Центра, он же президент ассоциации -— полный тезка великого поэта -— М.Ю.Лермонтов. Сейчас закончена реставрация всего архитектурного ансамбля. На очереди — парк. В этом последнем уцелело несколько деревьев, помнящих Лермонтова.

Говорить о какой-то готовой концепции использования усадьбы еще рано. Планируется открыть музейную экспозицию, посвященную поэту, возродить насколько возможно культурную жизнь: и изысканные салоны, и народные гуляния. Так что лермонтовский дух будет жить...

Материалы полосы подготовлены Александром АЛИЕВЫМ

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru