Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Александр АЛИЕВ

«ПАРНАССКИЙ МОЙ ОТЕЦ»

Их осталось очень мало — деревянных особняков старой, "допожарной" Москвы. Они прячутся на узких улочках и в кривых переулках. Иные сохранили каким-то чудом свой наружный лепной декор, а иные даже — фрагменты интерьеров. Каждый такой особняк может рассказать нам занимательную историю или заинтриговать жгучей тайной. И если мы окажемся умелыми слушателями, а то и пытливыми исследователями, тогда. ... О, тогда!

Сегодня хотелось бы поговорить о доме, который тесно связан с именем Александра. Сергеевича Пушкина.

…Старая Басманная улица пролегла между Земляным валом и площадью Разгуляй. В XVII в. в этом районе Москвы находилась Басманная слобода, где обитали пекари, изготовлявшие казенный хлеб — "басман". При Петре I и его ближайших преемниках улица стала довольно интенсивно застраиваться домами знати. Царственные особы часто живали в соседних Немецкой слободе и Лефортове. Вполне естественно, что именитому дворянству хотелось быть поближе ко двору. Так, в течение XVIII столетия на Старой Басманной появились владения Демидовых, князей Куракиных и Голицыных, генерал-аншефа А. Румянцева (отца знаменитого полководца) и т.д. От той эпохи дошла до нас также величественная церковь Св. Великомученика Никиты.

После опустошительного московского пожара 1812 г. социальный состав жителей улицы несколько изменился. Перечислять всех нам, разумеется, недосуг. Остановимся на одном — Василии Львовиче Пушкине.

Можно сказать о нем просто: он — дядя нашего гениального поэта. Но сами по себе родственные связи часто ничего не значат. Здесь случай иного рода. Василии Львович был весьма примечательной личностью. Получил блестящее домашнее образование, служил несколько лет в Петербурге в лейб-гвардии Измайловском полку. Большой любитель изящной словесности, он тесно сошелся со столичными литераторами (И.Дмитриевым, Н.Карамзиным, И.Крыловым и др.) и вскоре сам приобрел известность как поэт. Выйдя в отставку, Пушкин возвратился в родную Москву, а через какое-то время предпринял заграничное путешествие. Путь его лежал через Германию во Францию и далее, на берега Туманного Альбиона. Особое впечатление на нашего странника произвел Париж. Помимо художественных галерей, театров, литературных и музыкальных салонов, Василий Львович побывал, между прочим, на аудиенции у Наполеона Бонапарта, тогда еще Первого консула.

Но всему приходит конец, и путешествиям тоже. И вот Пушкин снова в Москве. Живет открытым домом, встречается с друзьями, участвует во всех московских празднествах, сочиняет стихи. В 1811 г. выходит в свет его самое известное сочинение — шуточная поэма "Опасный сосед".

Василий Львович — везде желанный гость. Его ценят как наблюдательного рассказчика, остроумного собеседника, талантливого декламатора. В то же время знакомые не упускают возможности добродушно посмеяться над его слабостями — стремлением быть дамским угодником, всегда и везде читать свои произведения, излишним щегольством. Например, поэт К.Н.Батюшков часто вспоминал В.Л.Пушкина, того Пушкина, который "с кудрявой головой, в английском фрачке, с парой мадригалов в штанах и с большим экспромтом, заготовленном накануне за завтраком ... является в общество часу около девятого, пьет чай, картавит по-французски, бранит славянофилов, хвалит Лагарпов псалтырь и свою бледную красавицу".

…Отношение Александра Пушкина к своему дяде было, пожалуй, гораздо более теплым, чем его же отношение к собственному отцу, Сергею Львовичу. С Василием Львовичем связаны детство Саши, его ранние впечатления московской жизни. Именно дядя отвез племянника в Петербург для определения в Царскосельский Лицей, ходил с ним на вступительные экзамены, а позднее неоднократно навещал его в лицейском "затворничестве". Именно дядя стал доставлять сочинения юного поэта в различные журналы. Это обстоятельство, и то, что дядя сам был известным стихотворцем, дали Александру повод называть Василия Львовича своим "парнасским отцом".

Самые грозные месяцы войны 1812 г. В.Л.Пушкин вынужденно провел в Нижнем Новгороде, а по освобождении Москвы от французов жил там почти безвыездно. В разных домах, но всегда в одной и той же Басманной части. Сохранился лишь дом N 36 по Старой Басманной, принадлежавший титулярной советнице П.В.Кетчер, и который Василий Львович нанял в 1824 г. Обшитый деревянными досками одноэтажный дом глядит на улицу девятью окнами. Во времена оные он имел более нарядный вид и был типичным среди особняков, где селилось дворянство. Внутренняя обстановка тоже как у современников: штофные полосатые обои, мебель из карельской березы или красного дерева, бронзовые позолоченные часы. И все же этот дом был особенным. Здесь все дышало литературой. Здесь самое большое и самое почетное место занимала великолепная библиотека. Здесь чуть ли не каждый день собирались поэты и писатели, хозяин развлекал их чтением своих и чужих стихов, обсуждал с ними литературные и театральные новинки. Среди гостей Василия Львовича бывали князь П.А.Вяземский, В.А.Жуковский, Е.А.Баратынский, Д.В.Давыдов, К.Н.Батюшков — цвет русской поэзии прошлого столетия..

И вот сюда, на Старую Басманную, и приехал 8 сентября 1826 г. Александр, Сергеевич Пушкин, после того, как в этот же день его привезли из Михайловской ссылки, и он имел продолжительную беседу в Малом Кремлевском дворце с новым императором Николаем I. "Я разговаривал сегодня с умнейшим человеком России”, — сказал после этого государь своим придворным. — Кстати, и сам он был в тот день на Старой Басманной (дом N 21) на балу французского посла маршала Мармона.

Итак, дядя и племянник. Они не виделись десять лет, с 1816 г., когда Василий Львович навестил юного лицеиста в Царском Селе. Тогда Александр только вступал и в жизнь и в литературу. А сейчас перед старшим Пушкиным находился уже сложившийся человек, поэт, признанный первым в России. Александра Сергеевича перемена в облике дяди поразила: сильно постаревший человек с запавшей верхней губой и редкими волосами, едва прикрывавшими лысину. В рабочей тетради поэт позже дважды нарисовал профиль своего родствeнника.

Пребывание А.С.Пушкина в Москве было очень насыщенным: он отдавал издателям последние сочинения, возобновлял старые дружеские связи, заводил новые знакомства. Стал частым посетителем самого блестящего литературного салона Первопрестольной — княгини 3.А.Волконской. Но при первой же возможности Пушкин спешил к дядюшке. Хотя Василий Львович — больной старик, почти не выезжает в свет, он по-прежнему добр, приветлив и весел. И всe так же привлекательны встречи литераторов в eго доме.

"Вчера он был y меня, и сидел долго. Я его ласкою доволен", — сообщал В.Л.Пушкин князю Вяземскому в одном из писем. Да, дядя и племянник общались часто. Первый всегда внимательно следил за творчеством второго и критическими статьями о нем, радовался его успехам, его известности. А однажды публично выразил восхищение его Музой:

"Очарователь и счастливец,

Сердца ты наши полонил

Своим талантом превосходным,,

Все мысли выражать способным…"

(журнал "Московский телеграф", 1829)

И Александр Сергеевич, несмотря на то, что популярность дяди-стихотворца уже прошла, уважал его даровитость и был благодарен ему за предсказание пути в поэзию.

Можно много ещё говорить об этом замечательном человеке, да ведь не специальное исследование у нас… Добавим только, что в конце 1826 г.. В.Л.Пушкин переехал в собственный дом на той же Старой Басманной улице, доставшийся ему по завещанию от сестры. А.С.Пушкин навещал его и там. А дом прежний…

Он неоднократно менял хозяев, и в результате его внутренний облик радикально изменился. Да и на внешности его, конечно, сказались и время, и новые художественные вкусы, и капризы московской погоды, и загазованность воздуха. Особняк имеет теперь оконные переплеты советского образца, краска на нем потускнела, а кое-где облупилась… Ныне здесь располагается Российский конструкторско-технологический институт. Но, может быть, стоит подумать над тем, чтобы открыть в этом уникальном здании мемориальный музей?

Александр АЛИЕВ

Фото Бориса КОВАЛЁВА

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru