Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Илья Липкинд

ФАНТАЗИЯ В СЕТИ

Порой свобода превращается в самоуправление больных в сумасшедшем доме

Всемирная паутина прочно вошла в нашу жизнь, и, обрастая год от года все новыми и новыми ответвлениями, не имеющими прямого отношения к первоначальным своим задачам, начиная со всевозможных справочников и кончая разделами, посвященными той или иной проблеме, дала в частности возможность практически неограниченно развиваться литературным сайтам, среди которых едва ли не первое место сразу заняли разделы, посвященные фантастике во всех ее формах. С одной стороны, трудно было не назвать это явление положительным — ведь Сеть предоставляет авторам, в первую очередь начинающим, куда более широкие возможности для публикации своего творчества, чем книжные издательства, литературные журналы и так далее. Практически полное отсутствие какой-либо цензуры на большинстве литературных сайтов также создавало возможность для неограниченного развития творчества. Наконец, и для читателя Сеть была также куда более доступна, чем книжное издание — ведь доступ в Интернет того, чтобы скачать интересующее вас произведение, пока еще обходится значительно дешевле, чем приобретение книги. Вдобавок всемирная паутина дает еще и возможность куда более оперативной обратной связи — через "книгу жалоб и предложений" самого сайта или странички конкретного автора, либо непосредственно с писателем через электронную почту.

Однако, как известно, у каждой монеты две стороны, не считая "ребра". Те же факторы, способствовавшие росту популярности И-нет-публикаций, в настоящее время начинают действовать в прямо противоположном направлении. Читательский интерес к вывешиваемым в Сети произведениям в последнее время начал снижаться.

Во-первых, подобные процессы в мире сетевой литературы объясняются самим ее характером. Модераторы большинства литературных сайтов рецензированием и редактурой текстов не занимаются принципиально, как правило, единственное их требование — отсутствие в тексте матерных слов и чрезмерно откровенных сцен, хотя и эти условия существуют далеко не везде и соблюдаются далеко не всегда. Соответственно, порой в Сети можно натолкнуться на произведения, от прочтения которых невольно возникает мысль о том, что в проклинаемой всеми авторами прошлого цензуре все же было что-то полезное. Хотя, с другой стороны, любой поклонник сетевой литературы немедленно возразит, что не нравится — не ешь, в смысле не читай. Однако "нравится-не нравится", а хоть какой-то уровень культуры в литературных произведениях все же должен присутствовать. И все же это — в общем-то, не самый страшный аспект развития сетевой литературы. В конце концов, действительно можно не читать.

На мой взгляд, страшнее именно для литературы в самом широком плане другое последствие, проистекающее из той же сетевой свободы, а именно, вседоступность. Причем уже не в плане приличий, цензуры и так далее, а в плане уровня литературного произведения. Ведь кто в большинстве своем составляет авторский "коллектив" на любом бесцензурном многостраничном сайте — люди, имеющие более или менее свободный доступ в Интернет и некоторый досуг. Разумеется, это определение относится не ко всем, но, как говаривал товарищ Выбегалло, "ан масс" авторы именно этой категории населяют большую часть литературных разделов Сети. Однако родиться с писательским талантом дано не каждому, и никакой свободный доступ в Интернет не превратит графомана в писателя. В результате немалая часть "произведений", вывешенных в сети, может быть определена не иначе как макулатура. Что, естественно, никак не способствует росту читательского интереса. Скорее, наоборот. Впрочем, в этом плане отрицательное воздействие свободного доступа не ограничивается. Сказывается еще и вектор развития фантастической литературы вообще и научной фантастики в частности. Произведений, затрагивающих глобальные вопросы человечества Земли, основанных на каких-то действительно оригинальных и крупных идеях, становится все меньше. Зато непрерывно множатся всевозможные жанры типа кибер-фантастики, сказочной фантастики и так далее. В общем, "Гарри Поттер и 40 поросят". К тому же многие молодые авторы начинают обычно именно с подобных произведений, так как в этих жанрах, на первый взгляд, легче пишется (хотя это, разумеется, не единственная причина). При общем всплеске подобной литературы основная ее масса выплескивается именно в Сеть, в результате чего порой приходится не один час "лазить" по сайту, чтобы найти что-нибудь "читабельное".

В качестве еще одного фактора отрицательного воздействия можно назвать и большое количество литературных сайтов. С одной стороны, жанровое многообразие и возможность вывесить свои произведения одновременно в нескольких местах нельзя не приветствовать, с другой же стороны это приводит к рассеянности читательского интереса. В результате "пайка" внимания, достающаяся отдельно взятому автору, в большинстве случаев не столь уж велика, и ее "вес" чаще всего зависит от простой удачи и наличия энного количества друзей и знакомых, которые имеют доступ к Интернету и которых можно уговорить ознакомиться с твоим творчеством.

И, наконец, еще один печальный для сетевой литературы фактор — состав читателей. Кто составляет если не большинство, то, по крайней мере, значительную часть потребителей сетевой литературы? Сами авторы, начинающие после оформления своих авторских страничек лазить по соседним. Отношения же между двумя творческими личностями далеко не всегда бывают товарищескими.

Результат отсутствия какой-либо цензуры и редактуры, все большее количество откровенно слабых произведений, ограниченность тематики и большое количество литературных сайтов способствует постепенному снижению читательского интереса к сетевой литературе, и в первую очередь к фантастике. В настоящее время подобные процессы малозаметны, однако не исключено, что спустя какое-то время из читателей в Интернете останутся только сами писатели.

Илья Липкинд

.

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru