Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Игорь АЛЕБАСТРОВ

ДУЭЛИ ПУШКИНА

Дуэли!.. Уже за одно то, что на дуэлях погибли Пушкин и Лермонтов и едва не погиб Грибоедов, они достойны проклятия. Замечательный русский журналист А.С.Суворин писал: "Как я кипел негодованием против этого позорного и подлого убийства, которое называется дуэлью. Разве исход дуэли — "суд Божий", а не случайность или искусство стрелка?"

В моей картотеке есть такой факт: во Франции с 1594 по 1610 год на дуэлях погибло 8000 дворян — больше, чем на войне! Кажется, первым запретил дуэли кардинал и генералиссимус герцог Арман де Ришелье, хотя сам-то он в юности участвовал в нескольких дуэлях. Ришелье считал, что дворяне могут жертвовать жизнью только на королевской службе. Запрет дуэлей вызвал бурное возмущение дворянства. В знак протеста гвардеец граф де Бутвиль свою 23 дуэль провёл под окнами дворца Ришелье, но был схвачен и... повешен ("за убийство")! Более того, повесили и его секунданта графа де Шапеля. С Ришелье шутки были плохи. Маршал Франции Пьер де Бассомпьер за дуэль просидел в Бастилии 12 лет (любопытно, что он и там успел вылепить несколько детей — "бассомпьерчиков"!) .

В России в дуэльном кодексе 1711 года о дуэли говорилось: "Сей поединок во всех странах принят, поняже обидчика наказуя, уповает на волю Божию, дабы чести дворянской порухи не было". Но в то же время дуэль и преследовалась. По приказу Петра I, например, за дуэль мичман князь Егор Мещерский "был посажен на "кобылу" между дураком и собакой" (это в 1724 году). Царь Александр I считал дуэли "горькой необходимостью". При Николае I по закону дуэлянтов полагалось сажать в тюрьму на срок от 6 до 10 лет (!) с сохранением дворянских прав. На деле же виновных чаще всего ссылали на Кавказ — под пули горцев. Постепенно в России дуэль стала бытовым явлением.

Любопытно, что иногда к барьеру, требуя сатисфакции, выходили сановники и даже монархи. Так король Франции Франциск I вызвал на дуэль императора Германии Карла V. Царь России Павел I вызвал французского диктатора генерала Наполеона Бонапарта. На Венском конгрессе 1815 года Александр I вызвал на дуэль коварного и лживого австрийского канцлера Меттерниха. После русско-японской войны генерал Куропаткин вызвал на дуэль председателя Совета министров графа С.Ю.Витте (он назвал неудачного полководца "Пердришкиным"). Суворов пригрозил дуэлью последнему фавориту Екатерины II графу Платону Зубову, заявив, что "для него и своя пуля не страшнее неприятельской". Но все эти дуэли не состоялись.

Иногда с помощью дуэли отделывались от неугодных лиц. Слишком любвеобильная Екатерина П обратила внимание на генерала князя П.М.Голицына. Это не понравилось её постоянному фавориту Потёмкину. По его поручению гвардеец Шепелев вызвал Голицына на дуэль и убил его. Потёмкин мог спать спокойно. Вот так делались "великие дела" в ХVIII веке.

Очень часто причины дуэлей были смехотворно ничтожными. Например, в 1814 году в Париже задира и дуэлянт кавалер Дорсан на одной неделе имел три дуэли. Одну потому, что противник "косо посмотрел на него", другую потому, что офицер-улан "слишком дерзко взглянул" на Дорсана, третью потому, что знакомый офицер "не взглянул на него"! И таких нарывающихся на дуэли было немало (увы, в том числе Пушкин и Лермонтов!). Случалось, что к барьеру выходили люди, не умевшие стрелять. Русская литература легко могла потерять и Грибоедова, но его противник-подлец Якубович только отстрелил писателю палец, чтобы он отныне не мог играть на пианино! К счастью, не состоялась дуэль Льва Толстого и Ивана Тургенева. Много шума наделала двойная дуэль в 1818 году на Волковом поле в Петербурге В.Шереметева (был убит) с А.Завадовским и Грибоедова с Якубовичем (та была отложена и состоялась уже на Кавказе). Для чего я это пишу? Чтобы показать, что в то время дуэль офицера Дантеса и сочинителя Пушкина не была чем-то из ряда вон выходящим…

Увы, великий Пушкин вовсе не был той идеальной иконой, какую теперь принято изображать. Недаром Е.А.Карамзина писала князю П.А.Вяземскому: "Пушкин всякий день имеет дуэли..." И уж тем более Пушкин не был революционером и заговорщиком против царя. Ведь это интимный друг поэта Иван Пущин писал о нём: "Он очень часто любил вертеться у оркестра, у первого ряда кресел, около Орлова, Чернышёва, Киселёва. Они с покровительственной улыбкой выслушивали его шутки, остроты. Говоришь ему: "Что тебе за охота водиться с этим народом? Ни в одном из них ты не найдешь сочувствия". Он смутится, начнёт щекотать, убежит. Потом смотришь — опять с тогдашними "львами"...

Пушкину льстила слава дуэлянта и бретера. И его друг Соболевский с горечью говорил, что "Пушкин непременно погибнет на дуэли". Даже в юности Пушкин вызвал на дуэль... родного дядю Павла Исааковича Ганнибала за то, что тот на балу отбил у него девицу Лошакову, в которую он мимолётно влюбился. Слава Богу, помирились. Но уже через три месяца Пушкин вызвал на дуэль почтенного Николая Ивановича Тургенева. И эта дуэль не состоялась. Но всех его дуэлей мы даже не знаем. Например, какая-то дуэль была в Одессе. На юге Пушкин стрелялся с офицером генштаба Зубовым, причём у барьера он безмятежно ел черешни, сплёвывая косточки. Зубов промахнулся, а Пушкин воскликнул: "Вы довольны?", выстрелил в воздух и удалился. В поединке с полковником Старовым поднявшаяся метель мешала целиться. Оба по два раза промахнулись, а потом секунданты их развели, хотя Пушкин протестовал. А ещё были дуэли с каким-то французским бароном, молдавским помещиком Балтом, полковником Орловым, французом Дегильи, полковником Алексеевым. В 1820 году кто-то в Петербурге распустил слух, будто Пушкин был высечен в Тайной канцелярии, а поэт К.Ф.Рылеев имел глупость повторить эту сплетню в светской гостиной, о чём узнал Пушкин. Своему другу Нащокину Пушкин писал: "Я услышал сплетню последним, увидел себя опозоренным, дрался на дуэли, ведь мне было 20 лет..."

А писателю А.Бестужеву-Марлинскому Пушкин писал о Рылееве: "Я опасаюсь его не на шутку и жалею, что не застрелил, когда имел к тому случай, — да чёрт его знал?.." Вот и всё, что нам известно об этой дуэли. Особенно опасной была ссора с известным дуэлянтом Ф.Толстым — "Американцем". Уже в Кишинёве Пушкин узнал, что сплетню о сечении распространял Толстой. Он послал ему эпиграмму:

В жизни мрачной и презренной

Был он долго погружён,

Долго все концы вселенной

Осквернял развратом он.

Но, исправясь понемногу,

Он загладил свой позор,

И теперь он, слава Богу,

Только лишь картёжный вор.

Об этом Толстом и Грибоедов писал в "Горе от ума":

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был,

Вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист…

Любопытно, что Толстой ответил Пушкину тоже эпиграммой:

Сатиры нравственной язвительное жало

С пасквильной клеветой

не сходствует нимало.

В восторге подлых чувств

ты, Чушкин, то забыл,

Презренным чту тебя,

ничтожным сколько чтил.

Примером ты рази, а не стихом пороки.

И вспомни, милый друг,

что у тебя есть щёки.

Пушкин, разумеется, взбеленился. Он — "Чушкин"! Ему грозят пощёчиной?! И сразу послал Ф.Толстому вызов на дуэль. Но их разделяло огромное расстояние: Пушкин был в Кишинёве, а Толстой в Москве. В сентябре 1826 года Пушкин вернулся из южной ссылки в Москву и снова послал Толстому вызов. Друзья Пушкина были в ужасе. Они не сомневались, что Пушкин будет убит (хотя он тоже метко стрелял). Ведь на счету Толстого уже было 11 покойников(!), убитых им на дуэлях. Характерен для него такой случай. Гвардеец князь Хилков просил Толстого быть у него завтра секундантом в 11 часов утра на дуэли с Астаховым. Утром Хилков заехал за Толстым, а тот сладко спал. Хилков возмутился: опаздывать было постыдно. А Толстой сказал: "Да что ты бранишься зря? Я твоего обидчика уже убил". Оказалось, что накануне он успел вызвать Астахова на дуэль в 6 часов утра! Таков был Толстой.

К счастью, Толстого в Москве не оказалось, а потом их помирили, и именно Ф.Толстой поехал к Гончаровым сватать Наталью Николаевну за Пушкина... Горестно думать, что Пушкин мог быть убит и лицейским другом поэтом В.К.Кюхельбекером. История эта известная. Однажды поэта В.А.Жуковского спросили, почему он не приехал на званый вечер. Жуковский ответил: "Я ещё накануне расстроил себе желудок да к тому же пришёл Кюхельбекер, и я остался дома". Пушкин тотчас сочинил экспромт:

За ужином объелся я

Да Яков запер дверь оплошно.

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно и тошно.

В свете стали говорить: "Что-то мне сегодня кюхельбекерно". Услышавший это взбалмошный Виля Кюхельбекер примчался к Пушкину и выпалил: "За подлое искажение моей фамилии вызываю". Стрелялись. Сначала Кюхля целил Пушкину в лоб, но все-таки отвёл пистолет и выстрелил в воздух, а Пушкин бросился обнимать его, хотя Вильгельм яростно кричал: "Стреляй!" Помирились. И наконец, дуэль последняя, роковая...

"О, женщины, ничтожество вам имя!" Мария Медичи погубила Генриха IV, Мария Антуанетта — безобидного телёнка Людовика ХVI, Мария Луиза — Наполеона I, Изабелла Английская — Эдуарда II и так далее. Наталья Гончарова вертела, вертела хвостом и погубила Пушкина. Да, поэт сказал, что она не виновата, да, называл её своей "мадонной", да, она родила ему четырёх детей. И всё-таки прав историк П.Щеголев, назвавший брак Пушкина "роковым". Если, например, Е.А.Карамзина создала мужу-историку идеальный тихий приют, то Гончарова принесла в дом базар нескончаемой суеты. Ей хотелось одного: вырваться из дома деспотичной матери и блистать и наслаждаться на балах.

Пушкин для Гончаровых был незавидным женихом: небогатый помещик без связей, всего лишь коллежский секретарь (штабс-капитан по-военному) да ещё исключённый со службы, странный сочинитель (Пушкин в ярость приходил от этого названия!), к тому же мот, картёжник, дуэлянт. Гончаровы тянули с ответом почти год. Но богатые женихи не сватались, а Гончаровы были разорены (даже на приданое Наташе Пушкин дал своих 11000 рублей), а на руках у матери были ещё две великовозрастные девицы. Даже внешне Пушкин не мог рассчитывать на взаимность. Она — красавица, а он... Все портреты ему льстят. "Потомок негра безобразный, — это он сам о себе, — я не могу иметь претензии прельстить собою. Во мне нет ничего, чем бы я мог Наташе понравиться". В лицее его звали "помесью обезьяны с тигром" (за внешность и нрав). Одна дама (Елисеева) записала в дневнике: "Я заметила проходившего Пушкина. Какое чудовище!" Даже сестра Ольга говорила, что брат рядом с красавицей-женой напоминает ей Вулкана с Венерою. Правда, Пушкин нравился женщинам "бесстыдным бешенством желаний" (опять-таки это он сам о себе!). И всё же нельзя было сделать менее удачного выбора. В списке несчастных для него дней поэт записал и 18 февраля — день свадьбы! Он уже готов был пойти на попятный, но было поздно. В довершение всего против его желания Наталья Николаевна перетащила к себе в дом из Москвы обеих сестёр, выпросив для них у царя фрейлинские шифры. И без того незавидна была обязанность Пушкина сопровождать жену на балы, где он скучал и "жрал мороженое", а теперь приходилось, с его низкорослой фигурой, замыкать шествие трёх рослых здоровенных девиц! А за Натальей Николаевной, разумеется, ухаживали великосветские повесы. Ей это льстило.

Графиня М.Д.Нессельроде, использовав любезность Н.Н.Пушкиной к красавцу-кавалергарду Жоржу Дантесу, старалась устраивать их свидания наедине. Не случайно негодяй князь П.В.Долгоруков за спиной Пушкина на балу ставил ему рога. Много лет спустя в Париже друг Пушкина С.Соболевский спросил у Дантеса: "Теперь дело прошлое. Скажите честно, имели ли вы любовную связь с женой Пушкина?" И Дантес ответил: "Вне всякого сомнения". Заметим, что и утешилась вдова Пушкина быстро, причём вышла замуж за врага Пушкина кавалергарда П.Ланского — и это, господа пушкинисты, её никак не украшает. Всякие Ободовские рисуют из Пушкиной богиню, но факты говорят о другом.

Утром 4 ноября 1836 года поэт получил роковой "диплом на звание рогоносца". Но пушкинисты умалчивают, что он подписан был не только именем рогоносца Нарышкина (с его женой крутил любовь Александр I), но и именем графа Борха — вот именно это и привело Пушкина в бешенство. Дипломат камер-юнкер граф Иосиф Михайлович Борх был известным педерастом. Пушкин не раз клеймил педиков в эпиграммах. Теперь ему самому платили той же монетой; намекая на его юношеские проказы, ставили на одну доску с педерастом Дантесом! Именно поэтому Пушкин не показал диплом жене. Кто его написал? Пушкин решил, что голландский посланник барон Луи Геккерн, усыновивший Дантеса. Но автор до сих пор неизвестен. Подозревали князей И.С.Гагарина и П.В.Долгорукова, император Александр II объявил придворным, что автором была графиня М.Д.Нессельроде (мстила поэту за эпиграмму на её отца министра финансов графа Д.А.Гурьева).

И вот день 27 января стал одним из самых чёрных в русском календаре. Дантес позже оправдывался, что он, дескать, никак не хотел убивать мужа сестры его жены, что он целил в ноги, но пистолет "отдал" (это часто случалось) и пуля попала в живот. По дуэльным правилам Дантес (как и Мартынов в дуэли с Лермонтовым) не имел права стрелять в воздух. Да и с какой стати ему было покорно становиться на убой? Пушкин и раненым сделал свой выстрел, а увидев, что Дантес упал, крикнул: "Браво!" Но попал он не в грудь, а в руку.

Несколько слов об отношении Николая I к поэту. У нас традиционно считали царя чуть ли не убийцей Пушкина. Но Николай I много раз называл поэта "умнейшим человеком России", открыл для него секретные архивы, не раз помогал материально, уплатил все его долги (45000 рублей), пришёл в ярость от гнусных нападок Фаддея Булгарина на Пушкина и приказал закрыть его газету, назначил пенсию жене и детям поэта. Обвиняют царя в присвоении Пушкину звания камер-юнкера, но это повышало его сразу на 5 чинов (!) по табели о рангах, вызывало возмущение многих придворных, давало вход во дворец. Кстати, царь приказал шефу жандармов графу А.Х.Бенкендорфу не допустить дуэли, но шеф жандармов опоздал с выполнением этого приказа (может, и умышленно). Царь обозвал Геккерна "канальей", не принял его и выслал из России вместе с "сыном". В то же время друзья Пушкина все оказались в стороне и не смогли предотвратить дуэль, да и Данзас мало подходил для обязанностей секунданта такому великому человеку. Для него Пушкин тоже был просто сочинителем.

Пушкин однажды сказал: "В душе я остался ребёнком", — и это было в нём самое привлекательное. Конечно, ханжи, обыватели и моралисты осудят поэта, но Пушкин сам им дал ответ:

О, сколько лиц бесстыдно-бледных,

О, сколько лбов широко-медных

Готовы от меня принять

Неизгладимую печать!

Разумеется, из приличия Н.Н.Пушкина уехала с детьми в Полотняный завод и целый год не показывалась в Петербурге. Потом — блестящий брак с другом Дантеса П.П.Ланским, командиром лейб-гвардии Конного полка. Позже он — генерал-адъютант, генерал от кавалерии, генерал-губернатор Санкт-Петербурга. Наталья Николаевна родила ему трех дочерей.

Но каково было жить детям Пушкина в чужом доме! Более того, в доме Ланских не имелось ничего, что напоминало бы об их отце — за этим следила сама Наталья Николаевна.

Н.Н.Ланская ездила в гости к сестре Александрине Фризенгоф в Вену и там встречалась с Дантесом (!). Недаром князь А.В.Трубецкой о Н.Н.Гончаровой сказал: "Набитая дура и непроходимо глупа". А сыновья Пушкина тоже ездили в гости к "дяде Жоржу" (Дантесу) в Эльзас, и дочери Пушкина писали письма дочерям Дантеса (!).

Конечно, против Пушкина был организован подлейший заговор, и погиб он не из-за любовных "шалостей" супруги, ее просто использовали, как глупую приманку. Но для всех для нас было бы лучше, если бы Пушкин поступил так, как и собирался сделать вначале: набить морду обоим Геккернам...

Игорь АЛЕБАСТРОВ

 

.

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru