Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Максим Замшев

ПУТЬ

Александр Худорожков "Капельки на стекле". — М., Глобус, 2004

Странный жанр выбрал Александр Худорожков для своей книги "Капельки на стекле". Странный, новый. И в тоже время литературо-центричный. Отсылок здесь немало. И стихотворения в прозе Бодлера и Тургенева, и стилистика Розанова. Но каждая из этих отсылок не вполне точна. Александр Худорожков ищет и находит свой путь, пробует свой собственный творческий метод.

В любой книжке очень важно то, с чего писатель интуитивно или сознательно начинает знакомить читателя со своим человеческим материалом, это и есть его сакральная точка, его лирическое начало. Александр Худорожков начинает свою книгу с описания своего неожиданного отъезда во Псков. Казалось бы, ничего особенного и примечательного здесь нет. Но все мы, городские жители, знаем, как это трудно вот так взять и поехать куда хочется. Это своеобразный побег от суеты, от нестерпимой грусти городской жизни. То есть в основе лирической биографии героя лежит желание убежать от постылой реальности. А, может быть, и создать свою, улучшенную.

Меня, как читателя, подкупает, что автор книги "Капельки на стекле" не боится прослыть наивным мечтателем, лирическим воздыхателем. Он лиричен, мягок, иногда чуть сентиментален, но на всём этом очень мужской русский след строгости и возвышенности.

Иногда Худорожков ироничен, даже остро ироничен, но это не выпадет из общего исповедального тона всей книги.

Если говорить о стилистике текста, то сразу бросается в глаза, что Худорожков ничего не придумывает, не изобретает велосипед. Он пишет простым, спокойным русским языком, соблюдая ритмические законы русского синтаксиса, прислушиваясь к внутреннему дыханию строки. И это есть следование высокой русской традиции. Считаю особо важным отметить это сейчас, в эпоху естественной смерти литературного либерализма и постмодернизма. Об "этих", которые в простоте слова не скажут, пока ещё трещат СМИ. А говорить-то надо как раз о таких, как Худрожков. Они идут к литературе от земли, от природы слова, от святости и русской благодати. Это долгий и достойный путь. Я не берусь судить, на каком отрезке этого пути Александр Худорожков. Но важно одно. Он идет, движется, страдает, ищет — и это уже есть русское служение слову, которое наряду с подвижничеством всегда считалось на Руси самым достойным делом.

Максим Замшев

 

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru