Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Максим Замшев

РАССКАЗЫ НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Сергей Михайлин-Плавский. "Гармошка". — "Книжный Сад", 2004.

За творчеством Сергея Михайлина я слежу давно. И, надо сказать, с неизменным интересом. Мне уже приходилось писать о поэтическом сборнике Сергея Михайлина. Теперь передо мной книга прозы — объёмистый сборник рассказов под названием "Гармошка". Уже само это название о многом говорит. Говорит о какой-то невыстраданности жизни, о простом русском быте, о счастье простоты. В первой фразе первого же рассказа "Зарницы памяти" уже есть намёк на всю образную структуру книги. Вот эта фраза:

" Детство моего поколения совпало с Великой Отечественной". Уже много сказано. Очень много. Это то самое поколение, о котором уже так много написано, о судьбы которого сломано так много стрел. А ведь поколение — это всего лишь люди, со своими неудачами и удачами, как правило, без героизма и блеска, и, может быть, в бытовой жизни совершенно обычные. Именно такой человек — Сергей Михайлин. Именно такой человек — герой его художественных текстов.

Давно уже мы не получали такого классного рассказчика. Хотя слово "получали" не вполне уместно для Сергея Михайлина, поскольку литератор он опытный. Но волею судеб долго не попадал в поле зрения профессионалов, да, похоже, особо и не стремился в это поле попасть. Я, кстати, умышленно не называю автора Михайлиным-Плавским. Что-то, мне кажется, есть в этом искусственное и я, признаться, не знаю, к чему Сергею Михайлину такое кокетливо декадентское удвоение. Но, впрочем, это его дело. Суть не в этом. Суть в рассказах.

Рассказов в книге много. Это солидный том более чем в двадцать пять авторских листов. Говорить обо всех рассказах как о неком единстве я не возьмусь. Да и составлялись они по принципу иному. Это попытка показать себя, подвести некий итог.

Отмечу сразу, что Сергей Михайлин превосходно владеет сказовой манерой повествования. Здесь он в своей, как говорится, тарелке. Такие его рассказы разбросаны по всей книге и создают определенный колорит.

Не чужд Сергей Михайлин и особой, прямолинейной метафоричности. Ему ничего не стоит приписать неодушевлённому предмету человеческие качества. И сделать это не стесняясь, в лоб. Получается у Михайлина весьма органично, в рамках его природной изобразительной манеры.

Но я всё-таки позволю себе предположить, что это не главные творческие качества Михайлина, хотя и наиболее заметные. Думаю, что квинтэссенцию творческого метода Михайлина можно разбить на две составляющие. Первая — это не вычурный, очень естественный юмор. Приведу для примера начало рассказа "День города".

"31 августа 2002 года — в Москве День города. День кепки, как шутят некоторые горожане, имея в виду мэра города и его знаменитую кепку".

Есть ли в этом политический подтекст, вызов? Да нет. Просто острое наблюдение, простое, о котором нельзя не сказать, но в то же время никого не обижающее, идущее от сердца. В этот михайлинский приём органично вплетается и его знание народной речи, тонкие лингвистические наблюдения за интонационными перепадами разных говоров.

Если вести речь о второй составляющей дарования Михайлина, то надо вспомнить рассказ "Коммуналка". Это, доложу я вам, очень тонкая вещь. И о какой любви! Любовь между героями, каждый из которых имеет уже вторую половину, начинается из-за невозможности разойтись в тесном коридоре коммунальной квартиры. Совсем не лирическая предпосылка. Однако ситуация в рассказе развивается так, что между немолодыми уже людьми вспыхивает настоящее чувство, чувство, которому не суждено было соединить их судьбы. Но сколько здесь вибрации, сколько смысла в простой истории, сколько тоски за неисправленные ошибки судьбы! Михайлин здесь отходит от своей сказовости и метафоричности и пишет лёгко и обнажённо. И концовка рассказа очень мужественная, без сентиментальных экзальтаций:

"Мне стало грустно. У Нины родилась дочка, возможно, моя дочка. И её всю жизнь не в угоду Богу и справедливости будут звать Еленой Евгеньевной, а не Еленой Викторовной".

Не могу не порекомендовать любителям лирической прозы рассказ "Мои сны". Приём снова прост и снова работает. Автор описывает свои сны. Что может быть проще? Но вы почитайте и поймёте, какое множество опасностей ждёт писателя на этом пути. Михайлин их все обходит. Обходит с честью.

Как-то неудобно заканчивать рецензию. Ведь столько рассказов осталось неохваченными. Но для этого надо писать как минимум такую же по объёму книгу. Что можно порекомендовать читателям? Прочитать книгу Сергея Михайлина-Плавского "Гармошка". Она скажет сама за себя лучше всяких рецензентов.

Максим Замшев

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru