Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Александр АЛИЕВ

«БЕРСЕНЬ» ЗНАЧИТ КРЫЖОВНИК

Москва наших дней. Огромный, шумный, оживлённый город. Непрерывный поток людей и машин. Леса новостроек. Словом, урбанизм в классическом воплощении. И как некие оазисы, попадаются посреди мегаполиса старинные постройки, заповедные уголки — будто осколки той, прежней жизни, разбитой вдребезги…

В самом центре столицы, напротив храма Христа Спасителя, глядится в воды Москвы-реки мрачноватая громада Дома правительства (который с лёгкой руки писателя Юрия Трифонова все теперь называют "домом на набережной"). А рядом в густой тени деревьев спрятался изящный особняк-теремок — бывшие палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, редчайший образец русского гражданского зодчества 17 столетия.

Так называемый Петров план — первый чертёж Москвы, составленный в 1597-1600 годах — показывает эту местность в виде изолированного квартала в пять больших дворов и с огородами позади, спускающимися к старице Москвы-реки (там, где сейчас проложен Водоотводный канал). Здесь обитали государевы садовники — люди, заведовавшие царским садом, который располагался по другую сторону Каменного моста, на месте нынешних Софийской набережной и Болотной площади. Кстати, до прорытия канала вся эта часть города регулярно заливалась при паводках и сильных дождях, после же такое случалось лишь дважды — в 1879 и 1908 годах, во время особо крупных московских наводнений.

С начала 17 века за местностью прочно закрепляется наименование Берсеневка, по-видимому, от старинного слова "берсень" — крыжовник, коего в великом множестве водилось в царском саду.

…В 1657 году по соседству с приходской церковью Николая Чудотворца, "что за Берсеневою решёткой", думный дьяк А.Кириллов построил для себя каменные палаты. Должны отметить, что пост государева садовника сохранялся за родом Кирилловых в течение нескольких поколений. А больше всех преуспел в жизни Аверкий Степанович. Помимо исполнения основной должности, он имел несколько торговых лавок в Москве и других городах, соляные варницы в Соли Камской, многочисленные земли и сёла. Впоследствии Кирилов управлял различными Приказами, другими словами, держал в руках нити управления финансами, промышленностью и торговлей страны.

…Палаты А.Кириллова совершенно справедливо вызывали восхищение современников. (Ведь Москва тогда только переходила на каменное строительство, большинство построек были деревянными.) Стилистическое единство здания, художественное совершенство, праздничность отделки: парадное Красное крыльцо, двойные арки, разнообразные наличники, нарядные белые с синим рисунком изразцы… В центр свода главного зала вделана круглая плита с крестом и надписью: "Написан сей святой и животворящий крест в лето 7165, того же лета и палата поставлена".

Судьба Аверкия Кириллова оказалась трагичной. Во время стрелецкого восстания (май 1682 года) он как сторонник Нарышкиных был убит. Под звон набата и бой барабанов стрельцы тащили его труп по Красной площади с криком: "Расступитесь, думный дьяк идёт!" Тут же народу были объявлены грехи Кириллова: "Великие взятки имал и налогу и всякую неправду чинил".

После гибели Аверкия Степановича палаты на Берсеневке отошли к его вдове, а потом к дочери, которая вышла замуж за представителя дворянского рода Курбатовых. Этот самый Курбатов в начале 18 века служил смотрителем за строением в Кремле. Тогда же была затеяна перестройка палат в духе европейского барокко. Для работ пригласили известного архитектора Ивана Зарудного (он уже прославился возведением церкви Архангела Гавриила или Меншиковой башни на Чистых прудах, а впоследствии исполнил резной иконостас Петропавловского собора в Петербурге). Одновременно построили надвратную колокольню церкви Николы и дом для причта. В связи с отсутствием у одного из Курбатовых прямого наследника, дом-теремок отошёл в 1750-х годах в казну. Поначалу тут разместился архив Московского департамента Сената, затем жили сенатские курьеры (горожане называли его в обиходе "Курьерским домом"). А ещё через некоторое время здание заняли Межевая канцелярия (занималась определением границ внутри российских владений) и Московская Казённая палата (ведала административно-хозяйственными делами).

К середине 19 века особняк в значительной степени обветшал, денег на его восстановление не находилось, и в какой-то момент стали даже поговаривать о сносе. Но неожиданно к бывшим палатам Аверкия Кириллова проявило интерес Московское археологическое общество. Которое возглавляли граф и графиня Уваровы. По распоряжению императора Александра 2 были организованы реставрационные работы, и с 1870 года особняк перешёл к обществу.

Нужно сказать, что это оказалось чрезвычайно удачным решением. Палаты на Берсеневке стали одним из центров культурной жизни первопрестольной. Частыми гостями здесь были историки Михаил Погодин, Николай Костомаров, Сергей Соловьёв, Василий Ключевский, Иван Забелин, писатели Фёдор Глинка, Александр Вельтман, Павел Мельников-Печерский, Дмитрий Мамин-Сибиряк, художники Аполлинарий Васнецов и Илья Остроухов, архитекторы Константин Быковский и Фёдор Горностаев…

После революции быт старого дома резко изменился. В 1920-х годах было ликвидировано археологическое общество, а в особняке расположились Центральные реставрационные мастерские. Позже здание отдали под общежитие строителей Дворца Советов, который, как известно, должен был подняться на месте взорванного храма Христа Спасителя. Тогда же архитектурный комплекс на Берсеневке лишился надвратной колокольни и дома причта.

После войны стало ясно, что затея с возведением Дворца Советов провалилась. Некоторое время бывшие палаты дьяка Кириллова пустовали, а в конце 1950-х годов сюда вселился НИИ краеведческой музейной деятельности. Переживший ряд преобразований, сейчас он гордо именуется Российским институтом культурологии.

Заметим, к слову, что время довольно милостиво обошлось с интерьерами здания. Так, полностью сохранился центральный зал второго этажа, где проходили когда-то публичные заседания Московского археологического общества. Легко читаются остатки первоначальной планировки других помещений.

В заключение хотелось бы коснуться двух легенд, на протяжении многих десятилетий витавших и продолжающих витать вокруг палат на Берсеневке.

Согласно первой легенде, церковь Николая Чудотворца входила в состав усадьбы Аверкия Кириллова, то есть была домовой. Между тем, в этой церкви находятся захоронения самого дьяка, его супруги, детей, ближайших родственников и даже родителей. Но ведь в том-то и дело, что специальным распоряжением духовных властей погребения при домовых церквях строжайше запрещались. Таким образом, "Великий Чудотворец Никола, что за Берсеневою решёткой" был типичным московским приходским храмом.

Другое предание. Якобы из подвала особняка начинается таинственный подземный ход, который проложен под рекой Москвой до самого Кремля. А приказал строить этот ход не кто иной, как сподвижник Иоанна Грозного, главный опричник Малюта Скуратов, чьи хоромы стояли тут в середине 16 века. Рассказывали, что перед самой войной несколько пытливых и хорошо образованных школьников, живших в Доме правительства, проникли в заброшенные тогда палаты и обнаружили вход в подземелье. В следующий раз ребята запаслись фонариками, свечами, верёвками и нашли много чего интересного: проходы, ниши, камеры, старинные монеты и фрагменты керамики, цепи, кандалы, кости… Однако, всё это, к сожалению, оказалось досужим вымыслом. Позднейшие исследования наших историков и архелогов доказали — никакого подземного хода к Кремлю, во всяком случае, от Берсеневки, не существует.

Впрочем, обе легенды, повторимся, оказались живучими и время от времени тиражируются в различных изданиях и в Интернете. Что ж, люди неохотно расстаются с устоявшимися стереотипами.

Александр АЛИЕВ

 

.

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru