Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Ю. В. Рубцов

УЧИТЕЛЬ И ПОЭТ

Александр КУМАНЁВ. “Жизни жажда”. — Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2002

Нижегородский гуманитарный центр издал книгу стихов и публицистики "Жажда жизни" своего земляка, заслуженного учителя Российской Федерации Александра Александровича Куманева.

Тридцать лет уже нет в живых этого достойного человека, еще до Великой Отечественной войны ставшего директором Лукояновского педагогического училища и давшего путевку в жизнь тысячам учителей, а память о нем, как видим, жива. И стихи его интересны, и педагогические мысли, наблюдения, заметки, как представляется, ничуть не устарели.

Да что там: в наше "рациональное" время, может быть, стали людям еще нужнее, потому что пафос у них один: как воспитать из человека — человека, как разбудить и развить в нем духовные начала. А инъекция духовности, ей-ей, не помешала бы многим нашим современникам, для которых свет в оконце — лишь любой ценой "деньгу заколотить".

Учить, по Куманеву, значило — учить счастью, делать людей счастливыми. А как это возможно без высокого поэтического настроя?

К слову, Александр Александрович на свой счет, как поэта, не заблуждался. Пушкина, Некрасова, Блока, Есенина, Твардовского уподоблял парящему в небесах орлу, режущему морскую волну буревестнику, украшающему мир песней соловью, себе же отводил удел птахи, "мотив которой прост предельно: "чик-чирик".

Однако и глушить в себе родничок творчества ему не хотелось :

И стыжу себя, ругаю,

А умолкнуть не могу…

К тому же: кому неизвестно, как в самый мрачный день теплеет на душе при виде бодрой щебечущей птахи. И если "он мил душе и дорог":

Пусть и он поет в просторе —

Простодушный воробей.

Скромность, очевидно, врожденное качество Куманева, но говоря по правде, его стихи — отнюдь не легкомысленное "чириканье". Вот на выбор:

Был трижды ранен, дважды был контужен,

Протез ноги ему мешает сесть,

А он твердит: "Так это ж было нужно…

Я ж ничего такого, только как и все".

Поэзия, судя по датам под стихами, шла с Александром Александровичем через всю его жизнь. Губы сами выпевали вирши, когда юноша Куманев шел с первого свидания, "и никому не мог признаться, что я той девочкой пленен".

Потрепанную записную книжку с четверостишьями политрук Куманев раскрывал в минуту затишья между боями. Исчерканному в поисках лучшего варианта рифмы бумажному листку всегда находилось место среди фолиантов педагогической мысли на рабочем столе поседевшего в трудах директора Лукояновского педучилища.

Как и большинство представителей его поколения фронтовиков, Александр Александрович, многократно видя смерть на войне, потеряв бесчисленное множество друзей, стремился привить своим ученикам жажду жизни и стремление сделать ее светлее, одухотвореннее, человечнее.

Поэзия явным образом отражалась на его основном деле — воспитании молодых педагогов. Молодежь это чувствовала и платила не клятвами в верности заветам старших, не похвальбой, а главным для учителя — стремлением идти дальше. Когда в сборнике читаешь слова, обращенные к Куманеву из ХХ1 века, невольно думаешь 6 счастлив должен быть учитель, о котором так отзываются его ученики:

Здравствуйте,

Учитель, друг, отец!

Мы склоняем головы с почтеньем…

Слышите ритмичный стук сердец?

Это вашей жизни продолженье.

И невольно жаль себя, не обретшего в свое время таких учитилей, и желаешь такого наставника каждому.

Фронтовик, Заслуженный педагог республики, народный учитель Куманев… А еще — замечательный поэт. Откройте его книгу "Жажда жизни"! Уверяю, от нее не захочется отрываться, пока не перевернете последнюю страницу.

Ю. В. Рубцов,

доктор исторических наук.

 

 

Обсудить на форуме.

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru