УЧИТЕЛЬ И ПОЭТ
Александр КУМАНЁВ. “Жизни жажда”. — Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2002
Нижегородский гуманитарный центр издал книгу стихов и публицистики "Жажда жизни" своего земляка, заслуженного учителя Российской Федерации Александра Александровича Куманева. Тридцать лет уже нет в живых этого достойного человека, еще до Великой Отечественной войны ставшего директором Лукояновского педагогического училища и давшего путевку в жизнь тысячам учителей, а память о нем, как видим, жива. И стихи его интересны, и педагогические мысли, наблюдения, заметки, как представляется, ничуть не устарели. Да что там: в наше "рациональное" время, может быть, стали людям еще нужнее, потому что пафос у них один: как воспитать из человека — человека, как разбудить и развить в нем духовные начала. А инъекция духовности, ей-ей, не помешала бы многим нашим современникам, для которых свет в оконце — лишь любой ценой "деньгу заколотить". Учить, по Куманеву, значило — учить счастью, делать людей счастливыми. А как это возможно без высокого поэтического настроя? К слову, Александр Александрович на свой счет, как поэта, не заблуждался. Пушкина, Некрасова, Блока, Есенина, Твардовского уподоблял парящему в небесах орлу, режущему морскую волну буревестнику, украшающему мир песней соловью, себе же отводил удел птахи, "мотив которой прост предельно: "чик-чирик". Однако и глушить в себе родничок творчества ему не хотелось :
И стыжу себя, ругаю, А умолкнуть не могу…
К тому же: кому неизвестно, как в самый мрачный день теплеет на душе при виде бодрой щебечущей птахи. И если "он мил душе и дорог":
Пусть и он поет в просторе — Простодушный воробей.
Скромность, очевидно, врожденное качество Куманева, но говоря по правде, его стихи — отнюдь не легкомысленное "чириканье". Вот на выбор:
Был трижды ранен, дважды был контужен, Протез ноги ему мешает сесть, А он твердит: "Так это ж было нужно… Я ж ничего такого, только как и все".
Поэзия, судя по датам под стихами, шла с Александром Александровичем через всю его жизнь. Губы сами выпевали вирши, когда юноша Куманев шел с первого свидания, "и никому не мог признаться, что я той девочкой пленен". Потрепанную записную книжку с четверостишьями политрук Куманев раскрывал в минуту затишья между боями. Исчерканному в поисках лучшего варианта рифмы бумажному листку всегда находилось место среди фолиантов педагогической мысли на рабочем столе поседевшего в трудах директора Лукояновского педучилища. Как и большинство представителей его поколения фронтовиков, Александр Александрович, многократно видя смерть на войне, потеряв бесчисленное множество друзей, стремился привить своим ученикам жажду жизни и стремление сделать ее светлее, одухотвореннее, человечнее. Поэзия явным образом отражалась на его основном деле — воспитании молодых педагогов. Молодежь это чувствовала и платила не клятвами в верности заветам старших, не похвальбой, а главным для учителя — стремлением идти дальше. Когда в сборнике читаешь слова, обращенные к Куманеву из ХХ1 века, невольно думаешь 6 счастлив должен быть учитель, о котором так отзываются его ученики:
Здравствуйте, Учитель, друг, отец! Мы склоняем головы с почтеньем… Слышите ритмичный стук сердец? Это вашей жизни продолженье.
И невольно жаль себя, не обретшего в свое время таких учитилей, и желаешь такого наставника каждому. Фронтовик, Заслуженный педагог республики, народный учитель Куманев… А еще — замечательный поэт. Откройте его книгу "Жажда жизни"! Уверяю, от нее не захочется отрываться, пока не перевернете последнюю страницу. Ю. В. Рубцов, доктор исторических наук.
|
121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1, Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05, literator@cityline.ru |