Главная страница Текущий номер Архив Гостевая Форум Обратная связь Фотогалерея

Ирина Иванова

ЗЕМЛЯ В ОГНЕ

Александр КОСЯКИН. “Богиня земли”. — Рязань, “Русское слово”, 2003.

ПоЯвление романеи "Богиня земли" А. Косякина весьма актуально. Сегодня враги народа хотят заставить людей забыть свою историю, от России оставить одно название-обозначение территории, превратив её в колонию Америки, из русских женщин вытравить всё национальное самобытное, дышащее мыслью и чувством, и превратить их в марионеток, предварительно дискредитировав весь женский пол как класс. Против всего этого сатанизма направлена книга А. Косякина.

Автор создаёт романею, действие которой начинается в 1915 году, а заканчивается периодом правления В. Путина. Все главнейшие события в жизни страны непосредственно касаются рода Горемыкиных, во главе которого стоит крестьянка Татьяна.

Знаменательно, что в центр повествования автор ставит русскую женщину, которая по духовной и физической силе сопоставима с жёнами богатырей из былин. Как и героиня произведений Некрасова, она "в беде не сробеет — спасёт".

Юность Татьяны начинается с борьбы за счастье с любимым человеком. Она побеждает сильную соперницу, спасая жизнь будущему мужу, которого пытаются забить насмерть трое врагов, залечивает кровавые его раны; в период Великой Отечественной войны Татьяна убивает фашиста, который пытался изнасиловать её; в советское время останавливает зарвавшуюся молодежь, приехавшую на картошку в деревню и поселившуюся в её избе, когда горожане начинают вести себя, как оккупанты: не уважая пожилую хозяйку дома, занимаются развратом, а в ответ на попытку Татьяны поучить их уму-разуму угрожают ножом. Даже в старости она не сдаётся враждебным обстоятельствам: спасает тонущего внука, растит чужого ребёнка, сбежавшего от родителей-нелюдей. Всё это после того, как рождено и выращено много своих детей. Выращено почти без мужчин: мужья Татьяны погибают и бороться за свою жизнь и жизнь детей ей часто приходится одной.

Потрясает сцена, когда в послевоенные годы голода и разрухи Татьяна с детьми вынуждена отнимать добычу у волков. Ни кулаки-эксплуататоры, ни отдельные представители новой власти, позорящие своим отношением к народу великую коммунистическую партию, ни фашисты-захватчики, ни бандиты-уголовники, ни одиночество в старости — ничто не сломило дух героини... Когда Татьяна умирает, возле её могилы появляется столб радужный — символ того, что душа женщины, прошедшей через адские испытания и не утратившая силы в сотворении добрых дел любви к миру, принята Богом. Главная героиня олицетворяет собой Россию, проходящую через муки.

Испытания России в романее начинается с революции и гражданской войны, которые проходят через сердца героев.

Татьяна и Алексей любят друг друга. Но они чуть не стали жертвами политической борьбы родителей. Отец Алексея Максим, сторонник большевиков, доносит на отца Татьяны Лукьяна. В результате оба умирают: Лукьяна убивают большевики, а доносчик гибнет от нервного стресса. Автор полон сочувствия к обоим героям — жертвам сложной ситуации в России. "Двух трудолюбивых крестьян, уничтоживших друг друга, не стало, и земля их поросла сорняками".

В начале книги А. Косякин, подобно Гомеру, пытается встать над схваткой. Вспоминается при чтении его книги "Тихий Дон" Шолохова, в котором списки расстрелянных красными сменяются списками расстрелянных белыми, а Григорий Мелехов, находя жестокими и тех и других, рассуждает: "Они за свою правду воюют, а мы за свою". Но, в отличие от Шолохова, А. Косякин делает больший акцент на том, что и с той, и с другой стороны гибнет много хороших трудолюбивых людей, а земля страдает.

Персонажам романа трудно встать над схваткой. Они, как и автор, но уже ближе к концу книги, находятся в ситуации родной страны. В стране идёт борьба за колхозы, рушатся церкви. Первый идеологический конфликт любящей пары начинается, когда Алексей идёт рушить церковь. Вспоминается эпизод из романа П. Проскурина "Отречение". Храм Христа Спасителя, который посещает Сталин перед тем, как отдать приказ о разрушении, — приговорённая к смерти красота. У А. Косякина церковь, отданная на растерзание комсомольцам, "великолепна, как рано умершая красавица в гробу". Оба автора подчёркивают, что красота сама по себе божественна, требует охраны и преклонения. Тот, кто посягает на возвышенную красоту, далёк от Бога.

Сравнивая образ Сталина у Проскурина и А. Косякина, можно заметить, что П. Проскурин даёт своё восприятие вождя, а А. Косякин показывает Сталина таким, каким видел его народ. После беседы с вождём Татьяна верит, что развал церквей — дело евреев, которые подводят доброго правителя. На съезде колхозников Татьяна восторженно восклицает: "Да здравствует передовой колхозник Сталин!"

Автор далеко не случайно выбрал главной героиней крестьянку, ведь крестьяне глубинно связаны с землёй, а тема земли русской и её судьбы — центральная в произведении. Чувствуя приближение смерти, мать Татьяны Анисья идёт прощаться с родной землёй, ибо земля — это жизнь: "Земелька родная! Ты видела и слезы и кровь, но почти никогда радость... Очень виноватые мы перед тобой". Автор с болью рассказывает, что землю, которую отнимали у народа то богатеи, то фашисты, то бандиты, в настоящее время без войны отбирают обманом и подкупом не знающие родства бизнесмены и иностранцы. Виктор с ужасом размышляет о последствиях разрешения продавать землю: "Проснёшься в своей квартире, а к тебе придут и скажут: "Выметайся из неё. Я купил землю, на которой этот дом стоит". С любовью рисует А. Косякин образ родной земли. Проиграв дело, председатель колхоза Роман на столе хирурга перед смертью видел поле: прощально и призрачно колебались у него в глазах зыбкие, как жизнь, ястребинки, покрытые игольчатым пушком, с неприхотливыми мелкими цветочками, жёлтенькими, на которые он мало обращал внимания в юности, а из-за них жгуче-дарственно выглядывали обиженно-синенькие звёздочки васильков". Увы, не в военное, а в мирное время "черна земля костьми посеяна, кровью полияна".

В пожаре над рекой Окой перед героями книги встают видения полчищ Батыя, двигающихся на Русь. В сознании читателя всплывают строки Н. Рубцова: "Со всех сторон нахлынули они, иных времён татары и монголы", т. е. захватчики. В мирное время идёт война с бандитами, когда, не желая отдавать заработанное честным трудом, даже старики берутся за оружие.

Сцена с пчельником по силе и художественной выразительности не уступает кадрам из фильма "Ворошиловский стрелок". Показательно, что в обоих произведениях милиция признаёт правоту стрелявших в оказавшихся по ту сторону добра и зла нелюдей. Внутренним войнам с уголовниками сопутствуют войны внешние.

Автор сопоставляет три войны: Великую Отечественную, войну в Афганистане, войну в Чечне. Через мысли воюющих на двух последних бойнях подводит читателей к идее, что лишь Великая Отечественная война была народной, а в двух последних солдаты даже не понимают, за что воюют, что подчёркивает антинародный характер этих боен. Но главное, утверждает А. Косякин, — идёт война в сердцах и умах людей за человеческое в человеке, и человеческое не всегда побеждает, особенно в перестроечный и постперестроечный период...

Автор честно показывает, что и советский строй не был идеальным (быть может, поэтому в романее так мало положительных образов коммунистов!), но на фоне беспредела постперестроечного периода, разгула звериного аморализма идеалы революции и социализма вновь кажутся человечными, правильными, достойными того, чтобы за них бороться снова и снова.

Падение нравов, утрата человеческого в человеке после развала Советского Союза достигли апогея. Даже родные друг другу по крови люди — дети Татьяны, Владимир и Полина, — из-за денег и разницы в отношении к навязываемой россиянам (не свойственной для их менталитета!) системы ценностей становятся врагами.

На похоронах Зои, в разгаре ссоры, желая напугать бизнесменку Полину, Владимир гибнет от её телохранителя... Эпизод напоминает времена гражданской войны, когда подымался брат на брата; указывает, что и в настоящее время идёт самоистребление россиян. А ведь между матерью Полины и её первым мужем тоже существовали идейные противоречия: Алексей был революционер, а Татьяна не пылала идеями революции. Но все разногласия смягчала и покрывала любовь этих людей друг к другу.

Род Горемыкиных деградирует морально: дети не способны на такую сильную любовь, которая была у их родителей. Но в этом вина и общей ситуации в стране, где царит бездуховность. Если в начале романа автор стоит над схваткой, то при описании современности явно видно, что А. Косякин против политики олигархов.

Со страниц книги звучит саморазоблачающий документ из программы Аллена Даллеса, опубликованный в архивах ЦРУ. "Посеяв в СССР хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые...Честность и порядочность будем осмеивать... Немногие будут догадываться, что происходит, но таких людей мы поставим в беспомощное положение..., найдём способы ...объявить их отбросами общества". Конечно, понимающие люди сопротивляются такой политике и выражают ненависть к тем, кто её проводит. Продавшихся врагам Родины называют в романе дерьмократами, горлохватами, приватизацию величают прихватизацией. Постперестроечное время сравнивают с приходом антихриста.

"Воры и сволочи, — говорит Иван Горемыкин о тех представителях власти, которые не только пьют кровь народа, но ещё и бессовестно издеваются над честными тружениками. — Будет ещё революция!"

Но будет ли, если "не плоть, а дух растлился в наши дни"? Если на службу этой психологической войне враги народа ставят и средства массовой информации, давая зелёный свет и спонсируя то искусство, которое изображает низменное, античеловеческое.

В противовес вражескому искусству А. Косякин щедро рассыпает перед читателем самоцветы искусства народного. Здесь и частушки, сочинённые на злобу дня, и стихи С. Есенина, а рядом лирика не оценённого ещё литературоведами Сенина, приехавшего на гастроли в деревню, и пословицы-поговорки на все случаи жизни, и яркие метафоры автора-повествователя.

Сама речь рассказчика не так затейлива, как у Лескова, не так заумна, как в прозе А.Белого, но подобна великой равнинной русской реке: за спокойной величавостью глубина проблем, для решения которых нужно погрузиться в стихию народной жизни; идеи, зовущие к борьбе за родную землю и к уважению своего народа, творящего, созидающего, несущего добро и свет.

Романея А. Косякина ждёт своих читателей и хорошего режиссёра.

Ирина Иванова,

кандидат философских наук

 

Обсудить на форуме.

 

121069, Москва ул. Б.Никитская, 50-А/5, стр.1,    Тел. (095) 291-60-22 факс (095) 290-20-05,    literator@cityline.ru