Лира ЕРОШЕВСКАЯ, стихи и песни. — М., "Новый Ключ", 2005.
Вышел очередной поэтический сборник Лиры Ерошевской. С таким именем и не быть поэтом лириком было бы непростительно, но у Лиры Алексеевны с этим все в порядке. Её стихотворные сборники: "Палитра души", "Кружной маршрут", "Причал свершений", "Морские камешки" и другие, — тому доказательство. О новом, только что появившемся, речь особая.
И хотя апофеозом лирики поэта и самым крупным её произведением стал роман "Под небом Финского залива", вышедший в свет в 1999 году, именно поэтическое восприятие и отражение реальности является главным в её творчестве.
Уже много лет Лира Ерошевская возглавляет литературное объединение "Парнас" в Одинцово. Насколько успешна эта сфера её деятельности, говорит хотя бы то, что количество членов союза писателей за это время выросло с двух до восьми. К этому можно относиться по-разному, но по воскресеньям люди приходят в Одинцовскую районную библиотеку приобщиться поэзии и вдохнуть атмосферу творчества — подзарядить подсевшие от каждодневной суеты свои души и узнать немало нового. Сегодня Одинцовский "Парнас" — это заметное явление в культурной жизни города и форпост литературы в море разношерстной печатной продукции всевозможных авторов, не имеющих представления о том, что такое русский язык.
Тогда о каком "новом" голосе идет речь, если в активе поэта сотни опубликованных стихов, роман и многолетняя общественная деятельность?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к стихам нового сборника Лиры Ерошевской "Подарок стрижа":
"Освободилась я от груза
Моих бесчисленных забот.
И вот сиятельная Муза
В свои владения ведет…"
Куда ведет городского поэта Эвтерпа — муза лирики и песни?
"Переходы, проспекты, кварталы,
Электрички, трамваи, такси…"?
Нет, урбанистическая среда не для неё.
"Отчего с непонятным желаньем
Тянет осенью в сельскую глушь,
Не хватает Москве обаянья
Для лирично настроенных душ".
Да, из города в мир сельской природы, тихой умиротворяющей природы равнинной России. Туда, где без помех и в согласии с шелестом листьев и пением птиц только и можно раскрыть душу, оценить произошедшее в судьбе своей и чужой, погоревать о женской доле:
"О чем печалишься, кукушка,
В лесной заброшенной глуши?
Немногословная подружка
Моей тоскующей души".
Такие стихи сами просятся на музыку. Их мелодичность и выверенный ритм облегчают работу композиторам. Поэтому неудивительно, что многие стихи Лиры Ерошевской стали песнями. Только в новом сборнике их три десятка.
Умеренная доля иронии придает некоторым её стихам особую прелесть.
"Безответная любовь — птица одинокая,
На рассветной зорюшке песен не поёт,
На рояле, что в кустах, клавиши не трогает,
Радости не ведает, без неё живет".
Любовь — кузница поэтов. Счастливая, несчастная, она, словно радиация, пронизывает каждую строку. Но и её фатальные капризы, когда сердце диктует голове свой выбор, и никак его не переубедить, тоже нашли здесь своё место.
"И тебе все же больше, чем им,
Посвятила я строк, не скупясь.
Ты был вечным несчастьем моим,
Но любила я только тебя".
Необходимым качеством поэта — видеть глубинные, скрытые истины за внешними их проявлениями, в полной мере обладает автор сборника "Подарок стрижа", и, осознавая это, благодарит Всевышнего:
"Спасибо, Господи, спасибо
За сердце полное любви,
За жизни сказочное диво,
За откровения Твои!
Стремительный бег времени ощущается поэтом через конкретные потери. Люди уходят, и с этим ничего не сделать. Нет лекарства от времени!
"Все меньше близких остается
В моей судьбе, в моей семье".
А те, кто живы, разбросаны по городам и странам, и неожиданная встреча людей, не только знакомых, но и когда-то любивших друг друга — это всего лишь "свиданье встречных поездов".
Её стихи, как уже отмечал Леонид Ханбеков, всегда лишены натужности. Но наши достоинства — это продолжение наших недостатков, и наоборот. В некоторых стихах заметен дефицит логики в подборе образов, что снижает их общий эффект. Существительное из одного смыслового ряда и глагол из другого в одной строке плохо работают на основной замысел. Общее впечатление размывается. Но так на душу легло — "тайфун стиха нельзя остановить"!
Здесь нет "чукотских" стихов — что вижу, про то и пою. Образы, играя свою служебную роль, ведут читателя к чему-то важному, глубинному, иногда открытию. Но задача максимум не всегда оказывается реализованной. В ряде случаев автор, следуя заезженной колеёй, выводит читателя к банальности. Плата за легкость стиха.
И все же гораздо чаще в графе "итого" — положительное значение. Минусы в этих стихах несопоставимы с достоинствами. Разнообразная лексика и ритмы, новые образы, повороты мысли, ассоциации увлекают читателя, закручивают, завораживают в "тайфуне стиха".
Казалось бы, творческая биография автора семи поэтических сборников и романа оконтурилась, и читатель уже знает, чего можно ожидать из-под этого пера. Но происходит неожиданное. Меняются интонация, лексика, поэзия Лиры Ерошевской обретает новые незнакомые доселе черты.
"Без причины веской не меняй дороги", — уговаривает автор себя и читателя. Но с дорогами в России всегда проблемы: старые разбиты, новые еще не обустроены. И куда они ведут, никто не знает!
"Занесла же нечистая сила
В те края, где дорогу размыло!
Что за слякотная погода?!
Что за жизнь теперь у народа?!"
Все меньше лирики в поэзии, все больше боли и скорби приносит сегодняшняя реальность. И вот, на первый план выходят совсем иные стихи.
"Безумное время, безумные люди,
Безликая праздная власть.
Безумные мысли безнравственной сути:
Ограбить, убить и украсть.
Как жить в этом черном позорном бедламе,
Растить полноценных детей?
Как сбить над Россией коптящее пламя
Порочных и низких страстей?"
Новая поэзия Лиры Ерошевской звучит в унисон с настроением обобранных и одураченных народных масс. Поэт не может быть равнодушным к трагедии соотечественников. И, может быть, единственное, что по большому счету у него осталось — это рифмы и ритмы родного языка. Лирик обретает голос социального звучания.
|
|