Московский литератор
 Номер 8 (128) апрель 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Максим Сапожников
ПАРАД ПОБЕДЫ


     Гвардии полковник в отставке Максим Максимович САПОЖНИКОВ воевал на Севере, в 29-м гвардейском артиллерийском полку командиром батареи 10-й гвардейской стрелковой дивизии. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в составе сводного полка Карельского фронта.
     В мае 1945 года, когда наступил долгожданный мир, завоёванный Красной Армией в ожесточённых сражениях на фронтах Великой Отечественной войны и героическими усилиями тружеников тыла страны, руководство нашего государства приняло решение — в ознаменование окончательного разгрома фашистской Германии провести 24 июня 1945 года в столице нашей Родины, городе Москве, Парад Победы.
     Во исполнение этого решения в Генеральном штабе были разработаны директивные указания фронтам, Наркомату Обороны и Наркомату Военно-морского флота, определяющие порядок подготовки и проведения Парада.
     Каждому фронту, Наркомату Обороны и Наркомату Военно-морского флота предписывалось сформировать сводный полк численностью 1000-1500 человек, укомплектованный представителями всех видов Вооружённых сил и родов войск от каждой части и соединения фронта (флота). При этом рекомендовалось отбирать участников Парада из числа Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы, воинов, прошедших всю войну, проявивших мужество и героизм в боях, награждённых боевыми орденами и медалями.
     В то время я проходил службу в штабе артиллерии 14-й армии в звании "гвардии капитан". Был прекрасный майский день, когда меня вызвал мой начальник и объявил, что я зачислен в группу солдат, сержантов и офицеров от штаба армии и армейских частей для участия в Параде Победы. Чувство огромной радости охватило меня! Я не верил своему счастью… Мне предлагалась возможность не только участвовать в знаменательном, историческом событии — Параде Победы, но и побывать в своей родной героической Москве, а также повидаться после долгой разлуки с любимой девушкой…
     Сводный полк Карельского фронта состоял из четырёх батальонов по две роты в каждом и по 100 человек в каждой роте (10 отделений по 10 человек). Первый батальон — пехотный, второй — артиллерийский, а третий и четвёртый — смешанные (танкисты, лётчики, связисты, сапёры). Моё место было определено во втором, артиллерийском батальоне. В состав полка также входили Знамённая группа из 22-х человек и 10 человек запасных. Всего в полку насчитывалось с учётом командования полка, батальонов и рот 849 генералов, офицеров, сержантов и солдат.
     Командиром полка был назначен командир 4-го Свирского стрелкового корпуса генерал-майор Г.Е.Калиновский. Вторым батальоном полка командовал командующий артиллерией 14-й армии генерал-майор артиллерии Д.Ф.Паниткин.
     Подразделения сводного полка сразу же после формирования приступили к строевым занятиям по слаживанию строя шеренг в ротах и батальонах. Занятия проводились вплоть до отъезда в Москву, куда мы должны были прибыть к 10 июня.
     В столицу нас повезли поездом. Поезд был не совсем обычным. Это был санитарный поезд, не до конца переоборудованный в пассажирский. В вагонах ещё не выветрился госпитальный запах, на внешней стороне в середине каждого вагона сверкали большие, яркие эмблемы с красными крестами на фоне белого круга, а в поездной бригаде в качестве помощниц проводников работали весёлые молодые девчата, "вчерашние" медицинские сёстры и санитарки.
     В поезде царило веселье, звучали фронтовые и народные песни. На остановках затевались танцы и пляски вместе с молодёжью, пришедшей на станцию посмотреть на героев-фронтовиков.
     Утром 10 июня мы прибыли на станцию "Лихоборы" Московской окружной железной дороги, где нас радушно встретили офицеры управления Коменданта города Москвы и местное начальство. Полк был размещён на стадионе Союза ЦК "Швейник".
     До конца дня мы занимались обустройством. Привели себя и помещения в порядок, получили и "подогнали" новую парадную форму, изучили распорядок дня и расписание занятий, а также подготовили на поле стадиона места, где должны были заниматься "шагистикой".
     Занятия по строевой подготовке проводились очень интенсивно, ежедневно по 7-8 часов. Из числа офицеров-строевиков были назначены инструкторы, которым было поручено "гонять" свои шеренги, что называется, "до седьмого пота".
     Задача трудная, но так было надо! Ведь за долгие годы войны вряд ли кому из фронтовиков приходилось много ходить в строю, да ещё строевым шагом. К тому же, кто знаком с воинским строем, знает, как нелегко научить "хорошо ходить" шеренгу из двадцати человек, тем более — строй из десяти таких шеренг!
     
     НЕВОЗМОЖНО ЗАБЫТЬ, с каким безграничным радушием, добротой и вниманием относились к нам жители нашей прекрасной и гостеприимной столицы. Мы посещали театры, кино, музеи. К нам, в расположение полка, приезжали концертные бригады, делегации рабочих с ближайших предприятий, учёные, писатели, молодёжь… Нас, несмотря на тяжёлое положение в стране, отлично кормили, постоянно предлагая "добавки". Кто курил, ежедневно получал красиво оформленную пачку папирос с надписью "Привет победителям!", а некурящие лакомились шоколадом.
     Кроме занятий на своём стадионе, мы принимали участие в общепарадных тренировках-репетициях на центральном аэродроме (сейчас это Аэровокзал). Генеральная репетиция парада проводилась на Красной площади.
     Непосредственно перед парадом нам была вручена только что учреждённая медаль "За Победу над Германией" с удостоверением в "красной корочке", которое долгое время было для нас удостоверением участника Парада Победы.
     Четырнадцать дней в Москве пролетели как один день!
     Наступил день 24 июня 1945 года — день Парада Победы. К сожалению, погода не порадовала. Она была хмурой и дождливой.
     Сводные полки фронтов начали движение из своих районов расположения по направлению к Красной площади. Каждый полк имел свой маршрут. Наш полк шёл из Лихобор по Михалковскому и Дмитровскому шоссе, по Бутырской, Новослободской и Каляевской улицам, по улице Чехова, Пушкинской улице, далее по площади Свердлова и площади Революции.
     Моросящий дождь, временами переходящий в ливень, не снизил огромного энтузиазма и великой радости, с которыми жители и гости столицы встречали и сопровождали колонны фронтовых полков. Улицы, где шли воины-победители, были буквально устланы живыми цветами, непрерывно раздавались приветственные возгласы, крики "Ура!", "Слава победителям!". Женщины в возрасте наших матерей и молодые девушки подбегали к строю и со слезами радости на глазах целовали солдат, сержантов, офицеров и генералов. Вся Москва бурлила праздничным весельем. Народ ликовал!
     Воины всех фронтов, конечно, понимали, что народ в нашем лице приветствовал свою героическую и непобедимую Красную Армию, армию-освободительницу, сломавшую хребет ненавистному германскому фашизму и принёсшую многим странам Европы свободу и независимость.
     Испытывая огромное волнение, мы держались в стройных рядах с особенной подтянутостью и, ещё не будучи на параде, твёрдо чеканили свой победный шаг.
     Пройдя по Историческому проезду на Красную площадь, полк повернул налево и после несложного перестроения встал на своё место (на это место при обычных парадах встаёт Военная академия им. М.В.Фрунзе). Прибыли мы точно в 9 часов. Красная площадь, несмотря на дождь и хмурое небо, была воистину красной, похожей на громадный букет цветов с сотнями алых лепестков. Ведь только фронтовые полки привезли с собой почти четыреста боевых знамён соединений и частей, наиболее отличившихся в боях на своём фронте! А сколько сверкающих разными цветами транспарантов на Кремлёвской стене, Историческом музее и ГУМе!
     К тому же в этом "море" знамён, цветов и праздничных украшений на новых мундирах участников парада блестели Золотые Звёзды Героев Советского Союза, звёзды полных кавалеров ордена Славы и множество боевых орденов и медалей.
     
     В ДЕСЯТЬ ЧАСОВ, с первым ударом Кремлёвских курантов, Красная площадь замерла в ожидании начала грандиозного события — Парада Победы.
     На десятом ударе курантов из ворот Спасской башни на белом коне выехал принимающий парад заместитель Верховного Главнокомандующего, трижды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. На середине парадного строя его встретил на вороном коне командующий парадом дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский и доложил принимающему парад о готовности войск к торжественному маршу.
     Начался объезд войск, участвующих в параде. Принимающий парад Маршал Советского Союза Г.К.Жуков останавливался перед строем фронтовых полков и других частей, здоровался с воинами и поздравлял их с праздником. В ответ трижды звучало мощное, радостное и протяжное: "Ура!" При возвращении Маршала Советского Союза Г.К.Жукова с Манежной площади громкость непрерывного и раскатистого "Ура!" с каждым мгновением нарастала и достигла потрясающей силы.
     Подъехав к Мавзолею, Г.К.Жуков легко спрыгнул с коня и поднялся на трибуну. Поздоровавшись за руку с Верховным Главнокомандующим И.В.Сталиным, Г.К.Жуков громким и чётким голосом произнёс праздничную речь.
     Под звуки Государственного Гимна Советского Союза и протяжного "Ура!" прогремел артиллерийский салют.
     Как только проиграли гимн, командующий парадом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский подал строевые команды и торжественное прохождение войск началось.
     Первым, открывая парад, шёл сводный полк нашего Карельского фронта. Он как бы олицетворял собой правый фланг огромного фронта Великой Отечественной войны. Карельский фронт сражался с немецко-финскими войсками на самом северном театре военных действий и сохранил Родине Заполярье и Карелию.
     Во главе сводного полка Карельского фронта шёл командующий фронтом, прославленный полководец, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза К.А.Мерецков.
     За ним в шеренге шли заместитель командующего 18-й воздушной армией, маршал авиации Н.С.Скрипко, командующий 26-й армией генерал-лейтенант Л.С.Сквирский, заместитель командующего фронтом генерал-полковник В.А.Фролов и командующий 14-й армией генерал-лейтенант В.И.Щербаков. Далее, за штандартом с надписью "Карельский фронт", шли командир полка генерал-майор Г.Е.Калиновский, его заместители и начальник штаба.
     Знамённая группа несла восемнадцать боевых знамён соединений и частей, наиболее отличившихся в оборонительных боях 1941-1943 гг. и в ходе Петсамо-Киркенесской операции 1944 г.
     Затем твёрдым шагом, выдерживая строгое равнение, прошли батальоны полка.
     Как было заранее определено Генеральным штабом, за нашим полком маршировали сводные полки фронтов в порядке их расположения на завершающем этапе войны (с севера на юг): Ленинградского; 1-го Прибалтийского; 3-го, 2-го и 1-го Белорусских фронтов; 1-го, 4-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов, сводный полк Наркомата ВМФ.
     Как только прошли моряки, оркестр внезапно прекратил игру, а через несколько мгновений, также внезапно, зазвучала резкая барабанная дробь. На площади появилась колонна особого батальона из двухсот солдат и сержантов, которые несли наклонённые книзу трофейные знамёна, некогда принадлежавшие разгромленным фашистским дивизиям и полкам. В их числе был и личный штандарт Адольфа Гитлера.
     Полотнища этих уже никому не нужных атрибутов поверженного гитлеровского вермахта волочились по мокрой брусчатке, а когда батальон подошёл к Мавзолею, то после резкого поворота воины с силой и видимым на их лицах отвращением швырнули эти палки с мокрыми тряпками на землю.
     Зрелище, надо сказать, было потрясающим, а на трибунах не прекращающиеся во время прохождения фронтовых полков громкие аплодисменты перешли в оглушительную овацию.
     Барабаны смолкли, вновь заиграл оркестр. Парад продолжили войска Московского гарнизона.
     Прошёл сводный полк Наркомата Обороны. За ним — военные академии и училища, Кремлёвский полк, дивизии МВД, суворовцы.
     Проскакали по Красной площади под очень красивый кавалерийский марш тринадцать эскадронов конницы.
     Грозно прошла многочисленная боевая техника. Вначале — полки, бригады и дивизии наземной и зенитной артиллерии, гвардейских миномётов ("Катюш") и артиллерии большой и особой мощности, затем бронетанковые и механизированные войска показали свои мотоциклетные подразделения, бронемашины, танки и несколько образцов самоходных установок.
     Замыкал парад сводный оркестр, в котором насчитывалось 1400 музыкантов. Управлял оркестром инспектор оркестров Красной армии генерал-майор С.А.Чернецкий. Великолепная игра, богатый репертуар современных и старинных военных маршей усилили торжественность и красоту такого неповторимого события, каким был Парад Победы.
     Парад длился 2 часа 9 минут. К большому сожалению, из-за погодных условий праздничная демонстрация и авиационный парад тогда не состоялись.