Московский литератор
 Номер 11 (131) июнь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА


     
     В число наиболее значительных в политическом смысле мировых событий, несомненно, входит "неожиданный" (на самом деле вполне закономерный) сбой в процессе ратификации евроконституции. Народы Франции и Голландии, реализовав своё законное право на волеизъявление, дружно "прокатили" упомянутый юридический проект. Что это значит? Прежде всего, это является красноречивым свидетельством того, что народы европейских государств и их же государственная бюрократия это далеко не одно и то же, и их интересы иногда, мягко говоря, не совпадают. Во-вторых, неподдельное изумление упомянутых европейско-глобалистских бюрократических структур свидетельствует о том, что эти структуры либо обладали ложным, не соответствующим действительности представлениям о подведомственных им народах, либо вообще не рассматривали всерьёз такую "пустяковую" процедуру, как референдум о ратификации. Есть и другие существенные моменты, о которых уже говорилось неоднократно и которые, тем не менее, следует ещё раз подчеркнуть. Либеральные СМИ и прочая идеологическая обслуга закулисных кукловодов мировой политики до упомянутых событий представляли мировое антиглобалистское движение как некое маргинальное социальное явление. Ныне в рамках этой классификации маргиналами оказались целые народы Франции и Голландии. Последствия этого события трудно оценить однозначно, однако стало очевидным одно — процесс унификации государств и наций, ненавязчиво, но неуклонно продвигаемый наднациональными структурами, претендующими на мировое господство, не застрахован от таких "случайных" осложнений, как неприятие его широкими народными массами. Несомненно, никакие осложнения и сбои не в состоянии остановить процесс глобализации вплоть до того момента, когда он закономерно достигнет своего критического состояния. Но те сложности, с которыми столкнулась европейская бюрократия в этом деле, заставят её, возможно, более реалистично подходить к способам его реализации. Главная особенность создавшейся ситуации состоит в том, что многие составляющие процесса глобализации уже являются неотъемлемой частью европейской жизни (такие, как единая европейская валюта), и поэтому делают упомянутый процесс в известной степени необратимым. Объединённая Европа столкнулась с серьёзной проблемой, обойти которую, скажем, по российскому образцу (посредством замены общенародного волеизъявления какой-нибудь более упрощённой процедурой) не представляется возможным. Дело отягощается ещё и тем, что говорить о внутреннем единстве европейских государств не приходится.
     Для России нынешний год ознаменован двумя глубоко духовными юбилеями — великого Шолохова и великой Победы. Осмысляя два этих юбилея, Россия продолжает делать мучительный выбор своего будущего. Точнее, выбор между бытием и небытием. Михаил Шолохов художественным словом русского литературного гения раскрыл глубину русской души и русской трагедии, сделав своё открытие достоянием своего народа и всего мира. Великая Победа оставила нам в наследство государственные и социальные завоевания, равных которым не было и нет в мире. Ныне множество противоречий раздирают русскую душу. Но всё же проявляются уже признаки некоего спасительного инстинкта, позволяющего России, вроде бы принимая внешние формы изменяющегося мира, оставаться неизменной в главном, а именно — в исконной устремлённости к высотам человеческого духа и исконной же предрасположенности более к мирному созиданию, чем к агрессивному самоутверждению… В этом её сила, хотя в этом же и слабость.
     Вспышка гепатита в Тверской области является одним из "знаковых" признаков российской реальности. Можно быть "реалистом" и считать, что это есть одно из проявлений пресловутой "сложности жизни" (поскольку на упомянутую категорию можно списать всё что угодно!). Можно сокрушаться и обличать виновных. Можно вообще об этом не думать, а заниматься своим делом и беспечно ожидать своего часа. Инерция процессов, вызывающих всевозможные потрясения, запущена не сегодня и не вчера, ход её неумолим и равнодушен…