Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 12 (132) июнь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Идеология нынешнего российского политического устройства имеет столь противоречивый и эклектичный характер, что иным простодушным гражданам доселе мнится, что наше общество является "свободным от идеологических догм". Обывательское сознание привычно (по советскому шаблону) продолжает рассматривать идеологию только как набор политических установок преимущественно декларативного содержания. Действительно, прямых и обязательных к исполнению политических директив сегодня как будто не существует, поскольку нынешний "демократический" строй обеспечивает гражданам свободу всякого рода "вероисповеданий", в том числе и политических. В сфере деклараций официальный агитпроп ограничивает себя предельно абстрактными и с гражданской точки зрения как бы бесспорными "консолидирующими", "общенациональными" лозунгами типа "Великая Россия — единая Россия", оставляя право толковать эти лозунги для широких масс своему штатному "общественному мнению". Здесь и начинает разворачиваться подлинная "идеология" существующего политического строя, не ограниченного ни морально-нравственными, ни юридическими рамками. Огромную роль в деморализации народа в последние годы играет отечественная киноиндустрия. В общественном сознании прочно укрепился в качестве объективного героя нынешнего времени образ представителя криминальной среды. Было бы наивным предполагать, что столь последовательная и агрессивная романтизация бандитизма происходила произвольно. Масштабность кинематографических акций и их стабильное материальное обеспечение свидетельствуют о том, что они являются компонентами организованной деятельности. Одной из идеологических догм нынешнего времени является представление о том, что материальное благосостояние в своей основе достижимо только через преступную деятельность. Эта догма практически не озвучивается в своей прямой форме, но она беспощадно внедряется через систему художественных образов и иезуитских иносказаний. То же самое можно сказать и об иных формах воздействия на общественное сознание. Литературные произведения, находящиеся в сфере внимания СМИ, ориентируют потребителя либо на принципиально абстрактные формы мышления, либо на всё ту же романтизацию "чистого" потребительства и социального авантюризма. Образ человека труда ныне изъят не только из популярных художественных произведений, но и вообще из общественного сознания. Это также не является случайным фактом. В условиях, когда в государстве уничтожается всякое производство, любое упоминание о человеке труда становится нежелательным напоминанием об этой проблеме, возможно, провоцирующем "социальную рознь". Одним из самых популярных персонажей современных фильмов и книг является так называемый "честный предприниматель", который спит и видит Россию единой и процветающей, так называемый "средний класс" — основа и опора буржуазного строя. Обществу навязывается искусственное разделение капитала на "хороший" ("национальный") и "плохой" ("компрадорский"), тогда как и тот и другой в определённые моменты прекрасно договариваются по всем вопросам, демонстрируя условность и искусственность этого разделения. Духовная власть проповедует смирение и покаяние — разумеется, небескорыстно, как и подобает подлинно духовной власти. Народ ходит в церковь и бьёт поклоны…
     Идеология современного российского общества есть ужасающий антигуманистический фантом, поглощающий живого человека во имя торжества самых вульгарных форм человеческого существования. Она принципиально отрицает все естественные проявления человеческого духа как слабости и признаки нежизнеспособности. Она подвергает отрицанию и глумлению все идеалы всех прошедших эпох, классифицируя их как проявления психологических аномалий и фактически низводя на уровень болезненных заблуждений. Идеология современного общества ведёт к уничтожению человеческого духа, несмотря на все привлекательные и яркие личины, в которые она рядится в процессе своего воцарения. Сработает ли, в конце концов, здоровый иммунитет народной души? И остался ли он ещё?