__ ТЕЛЕВИЗОР–ВРАГ НАРОДА
Московский литератор
 Номер 17 (137) сентябрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

ТЕЛЕВИЗОР–ВРАГ НАРОДА

     
     Если бы в своё время в распоряжении предтечи нынешних "лучших менеджеров РФ" Керенского было такое мощное средство массовой информации, как телевидение, власть этого масона-аутсайдера могла бы длиться и по сей день. Во всяком случае, сам А.Ф. в конце жизни очень сокрушался на этот счёт…
     
     МОЖНО В ТЫСЯЧНЫЙ РАЗ ГОВОРИТЬ о том, есть ли у истории сослагательное наклонение, можно сомневаться в адекватности бывшего главы Временного правительства, но его эпигоны в нынешнее время разворовывают Россию очень и очень успешно… Да и пример маразматика у власти, поддерживаемого всеми возможными СМИ, можно найти не только в отечественной истории. Скажем, Рейган, из-за болезни Альцгеймера уже не узнававший собственных родственников, держался на плаву благодаря тому, что CNN неустанно подогревала интерес американского народа к тому, красит ли президент волосы — или же они у него натуральные. Даже прядь "похищали" для анализа на содержание басмы. И индекс популярности такому актуальному "документальному расследованию" рисовали внушительный.
     Таким образом, телеконцетрация внимания на непрофильных событиях (от волос до собачек первых лиц) может служить не только индикатором проблем, возникших у политиков, но и достаточным средством сокрытия реальных рычагов управления.
     Остаётся выяснить, в какой мере этот формат вещания является "обычным СМИ, но с более широкой аудиторией", а в какой — "специфическим инструментом пропаганды".
     Мнением на этот счёт "телепрофессионалов" вполне можно пренебречь: практика доказала их абсолютную некомпетентность как в маркетинговых, так и в творческих вопросах. Ведь на полном серьёзе бывшее руководство НТВ уверяло, что их "преследуют по политическим мотивам". Не знали, оказывается, бывшие инструкторы ЦК это ленинское изречение: "политика — концентрированная экономика". Ну и спрос с них невелик. То, что детище Гусинского оказалось там, где оказалось, вполне закономерно. Маркетинг единственного не административного ресурса (НТВ+), позволявший им настаивать на собственной "независимости" от государства, был изначально нацелен на распространение в городах. Опустим такую мелочь, как предоставление первоначального капитала из бюджетных средств, но даже не очень искушённому в экономике человеку понятно, что такой способ охвата вещанием мегаполисов контрпродуктивен ввиду наличия массы альтернатив (дециметровые и кодированные каналы, не требующие тарелки). С этим проектом можно было сунуться в деревни, но существование этого оплота традиционализма в планы корзунов не входило. Поэтому платёжеспособный спрос на "информацию и развлечение" там отсутствовал, но даже в случае наличия спроса смотреть эту русофобскую лабуду за свои кровные деньги не хочет никто. Очевидный третий сектор (русские, казавшиеся за пределами России) также не мог стать аудиторией спутника, не только по причине национального состава "Медиа-Моста", но и в силу того, что политическая мотивация субсидирования НТВ включала в себя и задачу недопущения восстановления СССР. Не тот худсовет. Единственная оставшаяся целевая группа — россияноязычные израильтяне — охвачена Швондеровичем и сейчас, правда оценена владельцем всего в один доллар.
     Вышеизложенное можно считать установлением отличия внешне похожих "точечно-спутникового" оплачиваемого сигнала, и того тотального вала, который раздаёт себе премии ТЭФИ. Если валить все СМИ в одну кучу, можно спутать стратегии олигархического упырька и научной лаборатории.
     
     ПОПЫТКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ НУЖНА не только объектам, но и субъектам вещания для обоснованного распределения приложения сил. Предложило же недавно руководство одной партии вести пропаганду посредством SMS, что вряд ли можно отнести к глубокому пониманию темы. Чем любителей коротких сообщений будут завлекать в политику? Объявлениями типа: "Революционный студент ищет буржуазку без предрассудков для диспутов и угнетения"? Смешно, но есть ростки понимания, что посылка пустого SMS означает отсутствие навыков его отправки, молчание дикторов радиоэфире — сподобит слушателя к переключению на другую станцию, пустой газетный лист — печатать незачем, никому не захочется слушать молчание в телефонной трубе, а вот воплощение пустоты, бессмысленные собчачьи зверушки "за стеклом" в ящике — вполне уместны.
     Сублимация "бессознательной" отсталости — основная функция телевидения; не модернизация, а торможение и ступор — его мэйнстрим. Ныне сменённый хозяин 4й кнопки (сионист Йордан, кажется), утверждал свою сомнительную необходимость, декларируя "взращенность в условиях качественного телевидения". Огорчим недовозвращенца: качество и телевизор — понятия несовместимые.
      Говорить о каком-то "профессионализме" этой среды — ещё наивнее. Секрет популярности цветовых, листьевых и молчановых крылся не в "глубине", а исключительно в поверхностности, вторичности (один из этой троицы даже позаимствовал для своего "шоу" штрипки Лари Кинга). Не занудных гостей ждал после полуночи советский обыватель и не бодрых комсомольских активистов, а рекламы из "тамошней" жизни. Это сейчас наученный горьким опытом потребитель знает, что блеск упаковки обратно пропорционален качеству содержания, а поди объясни это кому 15 лет назад, в измученной горбачёвским дефицитом стране... Заметим в скобках, что ажиотаж вокруг перестроечных лидеров кинопроката ("Ассы" и "Маленькой Веры") был вызван не режиссёрскими "прорывами в незнаемое", а гораздо более прозаическими причинами: кадрами Негоды топлесс и раздачей футболок с названием фильма Соловьёва. Футболок без надписей — и то в продаже не было. Не удивительно перемещение этих творцов в ту сферу занятости, где отсутствует объективный индикатор спроса (количество проданных билетов).
     И раз систематика такова, что наиболее существенным качеством телеперсоны является отсутствие у неё позитивных (личностных) свойств, то естественный приоритет в этой среде получают субъекты с размытой ориентацией. Пустота мальчика, похожего на девочку, или "русского писателя", не являющегося русским, выглядит более интригующей, чем просто пустота.
     
     НУ ТАК, МОЖЕТ, ПЛЮНУТЬ НА ВСЁ? "Всем в сеть"? Тут тоже не всё так примитивно. Посмотрим, какими исключительными возможностями созидания обладает самое старое из средств массовой информации (газета)… Вполне справедливое, но мало кем замеченное возвращение на логотип "Литературки" портрета великого пролетарского писателя ознаменовало важную тенденцию: больше никогда векторы русской и россияноязычной или либеральной литературы не совпадут. В истории России не было (и уже не будет) столь же юдофильного, либерального русского писателя, каковым являлся Горький (Свердлова усыновлял, с Ягодой приятельствовал, Шолом-Алейхема переводил), и первое, что сделали прорвавшиеся к власти дети усыновленцев, приятелей и переведённых — попытались стереть память о своём радетеле и заступнике. Из простых эгоистических соображений, без лишней рефлексии ни один психически вменяемый русский литератор на эту стезю не вернётся. Будем надеяться, что грядущие поколения бабелей и стругацких будут излагать свои нетленки исключительно на латыни. И это устойчивое положение средствами интернета можно развить, но нельзя было создать в прошлом, как впоследствии невозможно будет — остановить.
     Артефакт №2: присуждение Кудрину газетой Financial Times звания "лучшего министра финансов" с последовавшим обозначением тусовки министров "G8" — как "G7". Это не слишком прозрачное, но всё-таки внятное объяснение: Кудрин — лучший министр не для финансовых интересов России, а для благополучия Англии. Никакие попытки повернуть ситуацию вспять (создать впечатление соблюдения им интересов страны пребывания) не пройдут. И этот внятный тренд — тоже не интернетом создан.
     Но Сеть хотя бы не препятствует модернизации, каковой в данных условиях можно считать изоляцию русофобской страты (всяких толстых-ерофеевых, познеров-вонидзе) и перемещением в Англию и Израиль министров Англии и Израиля. В отличие от телевизора, где эти доиндустриальные атавизмы не только консервируют, но и культивируют. Ссылки на отсутствие "общественного телевидения" несостоятельны. Ну, к примеру: дистрибуция BBC в гораздо меньшей степени, чем ОРТ или РТР, заточено на государственное дотирование транснациональных корпораций, что не мешает им обслуживать эти интересы в частном порядке, игнорируя глупые интересы зрителей (они же и законодательно оформленные плательщики). Более того, благодаря коррумпированности и специфике личностей, скопившихся в отделе Британского иновещания, остров всё более утрачивает ликвидность внешней политики.
     
     НЕ ЛЕЧИТСЯ КАПИТАЛОЁМКОЕ ТВ, и самое удручающее то, что его отрицательная экономическая эффективность требует увеличения расходов на личное потребление "звёзд". Рабочего, который смог бы работать с такой же "фондоотдачей", как "мэтры", уволили бы в первый же день работы. По объёму непроизводственных трат с голубым экраном может поспорить только руководство РАО ЕЭС. Но, несмотря на такую расточительность своих конкурентов, ящик чует за версту. Увлечение отправкой и приёмом SMS (вполне оправданное: не всегда имеет смысл тревожить звонком, и перекричать электричку бывает нелегко) тут же было заклеймено туповатыми ведущими "ток-шоу" как "зависимость" (такое проявление идиотизма, как просмотр сериалов, зависимостью, видимо, не является). Всё правильно: пока человек читает сообщение, он находится вне "обаяния" Ханги, и потому опасен — вдруг начнёт самостоятельно думать?
     Даже то, что у самой нетерпимой среды вызывает наименьшее количество нареканий (имеются в виду спортивные телетрансляции), останкинские и прочие обитатели умудряются опошлить. Что нормальному человеку нужно от футбольного комментатора? Правильно, его отсутствие, (картинка-то есть, не по радио трансляция) и наличие интершума, желательно из фанатского сектора. Но разве можно оставить болельщика без бодрячка Васи Пупкина? И если владельцев телеканалов ещё можно подозревать в конспирологических наклонностях, то в отношении этих бессмысленных бормоталок такие предположения крайне наивны. Не в силу глубоких лингвистических познаний они не склоняют фамилию теннисистки Головиной, а только из подросткового, инфантильного желания примодниться, выглядеть по-"нездешнему". Деградация может длиться бесконечно. Основными видами спорта для специализированных каналов стали т.н. "экстремальные" (это те, приверженцы которых не знают о существовании носового платка). Правильно: надо сбросить с себя культурные достижения Средневековья! Всё бы ничего, но возможно ли было с тем воспроизводством пассива, которое формирует ящик, в дофеодальный период выжить? Вспомним "гениальную" акцию ближневосточного ведущего Соловьёва по перевозке белых тряпочек в знак протеста против "гаишного беспредела на дорогах". Казалось бы, что может быть более мазохистского, нежели такая декларация: "Нас имеют, но мы выражаем протест"? Но нашлись у него последователи, наработан медиа-ресурс опережающей отсталости, переходящей в патологию.
     
     ПОНЕВОЛЕ ВСЕ "ГОВОРЯЩИЕ ГОЛОВЫ" перед камерой становятся пациентами психоаналитиков. Радиоведущий, или газетный репортёр, вынужденный нести чушь, имеет возможность мимикой или интонацией выразить отношение к происходящему, они не в кадре, а телеэфир обязывает диктора говорить, что приказано, с абсолютно серьёзным (или весёлым, от заказчика зависит) лицом. Невроз обеспечен. И заражение расстройством психики аудитории — тоже.
     Ну и конечно, где "бессознательное", "психоаналитическое", там и порнографическое. Проблема именно такого способа распространения срамных изображений состоит не в его массовости, а в синхронизации со значимыми общественно-политическими событиями, будь то выборы или пубертантные революции. Вызов истерических граждан на "майданы", "площади свободной Грузии" и прочие "саюдисные" мероприятия осуществляются не только денежными выплатами (хотя 150 гривен в день за стояние — сумма для Украйни приличная), но и резким снижением (вслед за предварительной накачкой) "эротичности" массового вещания (вплоть до объявления забастовок). "Граждане, стриптиз реалити-шоу теперь только на нашем митинге", — и понеслось… Устроить такие танцы имени Фрейда другими методами гораздо сложнее, вопрос "естественности" подобного рода волеизъявлений и устойчивости режимов, пришедших к власти аналогичными методами. Опора Юлии Тимошенко, Саакашвили и даже Фрейберги находится не внутри "стран победившей демократии", а в возможности с минимальным ущербом для собственной безопасности покинуть пределы этих эксцентричных "государств".
      Имитацию легитимности и законности они обычно пытаются придать себе вступлением в международные организации. "Евровидение" или "Евроньюс", квазиорганизации, имитирующие коммерческий расчёт, но являющиеся кормушкой для среднеевропейского чиновничества, попутно (в силу структуры порядка финансирования) — это способ вспомоществования сепаратизму, и участие в них стран с населением больше 5 миллионов -самофинансирование распада. Страны — постоянные члены Европейского Вещательного Союза (Англия, Германия, Италия и Франция) — нашли способ присутствия без участия, в форме экспорта нестабильности (Даны Интернейшнл или Чубайса) в недоразвитые страны, но работодатели Эрнста действительно желают заполучить постоянных участников посредственной гей-тусовку в Москву.
     Декаданс без эстетики как плата за "общедоступность".
     
     КСТАТИ, ОБ ЭСТЕТАХ (в швейковском значении этого слова). На заре появления интернета очень их радовал такой способ распространения информации, а теперь почему-то поутихли. Можно догадаться, почему. В отличие от посетителей студий, где распространяют картинку для голубого экрана, посетители более доступных СМИ могут выразить своё отношение к нетрадиционной ориентации в словах и выражениях, далёких от толерантности. Ну и куда бедолагам податься? Естественно, в капиталоёмкое СМИ, финансируемое за счёт тех, кто голубых ненавидит. Диалектика, однако.
     Не любят в сети и ещё кое-кого. Во время памятного "Поединка" между Макашовым и космонавтом ведущий и его протеже не сподобились ни на что более внятное, чем повтор замусоленной байки о Черчилле и антисемитизме. Отнесём их незнакомство с вопросом на занятость и слишком большую нервозность, но вспомним, по какой причине Британский премьер призывал бороться с "большевизмом": "Эти черноволосые толпы ворвутся на Остров и будут насиловать наших белокурых девушек". Не классовый смысл вкладывал любимец Вульфа в слово "большевизм", а сугубо национальный, который в контексте этой статьи может занять слишком много места.
     Потуги совместить формат, созданный в 60-е годы, с чем-то более современным (то заимствуя интерфейс пейджера, то вид монитора, а в последнее время перегружая экран мобильника) настолько неубедительны, что начинают постепенно ломать изображение. Количество посредников переходит в запретительное качественное состояние. И это нормально. Канул в лету первый производитель одноразовых мыльниц (Polaroid), скончался концерн, выпустивший первую цветную плёнку (Agfa), клеит ласты рождённый рахитным формат видеовоспроизведения (DVD). Туда им и дорога, к Керенскому сотоварищи. И ускорить модернизацию, которая поможет похоронить пал-секамовский тормоз, важнейшая задача.
     А уж примет он форму сетей 3-го поколения, новых литературных произведений, не столь бесцельно-депрессивных, как у нынешнего шестидесятнического официоза или ледоруба, не столь существенно для перехода к устойчивому типу развития.
     
     Благодарим за помощь в подготовке материала участниц Билашкина чата "Неангел" с позывными "Бяка" и "Зета".