Гульфия Хамдеева __ «КРУГИ НА ВОДЕ»
Московский литератор
 Номер 17 (137) сентябрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Гульфия Хамдеева
«КРУГИ НА ВОДЕ»

     
     В 2000 ГОДУ ВЫШЛА В СВЕТ КНИГА ПИСАТЕЛЯ, академика Российской академии словесности Владимира Дмитриевича Цыбина "Апокалипсис прошлого, настоящего, будущего".
     В своей работе автор ставит вопрос о том, с какой целью дано нам Откровение о судном дне и делает небезуспешную попытку объяснить апокалипсическое, паническое сознание человечества. По мнению автора, источниками ожидания конца света являются уже случившиеся некогда апокалипсисы (разрушения государств, легенды о гибели трёх великих цивилизаций: Атлантиды, Му и Лимурии) и богооткровенное свидетельство Иоанна Богослова о конце мира. Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что негативные психологические ощущения усиливает и само качество нашего времени: разлом и разрушение великих систем, экологические катастрофы, стихийные бедствия, войны и конфликты между народами и государствами. Человечество живёт ожиданиями конца света и ищет всё новые знаки и символы его наступления. Сроки Апокалипсиса отодвигаются, а люди опять впадают в ереси новых пророчеств.
     Работа В.Д Цыбина представляет собой сложный анализ наиболее известных предсказаний конца света, в том числе и предсказаний — заблуждений. Автор не противопоставляет древние пророчества новым, "Откровение" Иоанна Богослова предсказаниям астрологов и иным "угадываниям". Автор поставил перед собой иную задачу: "…показать, как разнополярное, разобщенное в вере и во времени человечество осознавало конец всего сущего, ибо все находится в одном непрерывном потоке — убывания времени до нуля…времени, которому даже некогда заглянуть дальше завтра, в свет вечности…"
     Следует отметить, что настоящий труд — не дань моде (во все времена вопрос о конце света был актуальным и привлекал внимание читателей), а осмысление и высвечивание духовных проблем человечества, которые не могут не волновать просвещенного и посвященного писателя. Время ускорило своё движение вспять, и человеческому сознанию, но не душе, трудно его ухватить. Человек, в своих негативных проявлениях уже не умещается во времени, мир стремиться избавиться от энергии разрушения человечества. Очевидно, что всеобщее безверие рано или поздно приводит ко всеобщему Апокалипсису, кроме того, по мнению автора, " …у каждого из нас — свой, личный конец света — неизбежный и верный".В подтверждение своих размышлений, автор приводит пророчества святого митрополита Московского и всея России: "Ибо оскудела добродетель, перестала любовь, удалилась красота духовная, и зависть, лукавство и ненависть водворились". В завершение автор задает вопрос, ради которого, возможно, и задумывался настоящий труд: " Где же и с чем останется человек? Человек, забывший, что высшее самопознание — в мыслящей символами божественных слов душе. Разум осуществляется во времени, а душа — в вечности….и, следовательно, конец света для неё — великий переход в иное, высшее качество".
     
     С темой, затронутой в книге В.Д Цыбина перекликается и повесть Гульфии Хамдеевой о блаженной старице Матроне (канонизированной Патриархом и причисленной к святым) "Восьмой столп России". В своё время (1999г.) Владимир Цыбин написал отзыв, в котором были и такие строки: "Повесть написана поэтично, сказово и главное — знаешь для чего: душа святает".
     Ниже мы представляем читателям главу из повести Г. Хамдеевой "Восьмой столп России".

     
     ВИЖУ КРАСОТУ ЗЕМНУЮ
     
     Возник перед Матроной образ Святителя Николая, спросила его Матрона:
     — Что ищут эти люди, что довело их до духовного голода и обнищания?
     — Они ищут конца Истории, — ответил старец, — Их жажда — жажда всеобщего поклонения. Погас во многих Светильник Божий, не в состоянии они силою своей веры зажечь его вновь, ищут они другого огня, само собой возгорающегося, не требующего с их стороны питания, огня неугасимого, земного.
     — Что стало причиной такого падения человека?
     — Свобода. Человек свободен в выборе и различии добра и зла.
     То, чего не искусился Иисус, принял человек и отошёл от Господа, предав его. Человек искал чуда, тайны и авторитета, помог дьяволу искусить себя, освободив для него место и в душе, и в мире; питая, выращивая семя его, легкомысленно, не думая, что может вырасти оно во всепожирающего зверя. Человек идёт по земле с именем Бога на устах, не имея его в сердце, превратив Бога лишь в звук.
     — Святитель! — воскликнула Матрона, — Позволь мне, грешной рабе Божьей, заступиться за человека! Знаю я: есть неудержимое влечение человека к Богу, бескорыстное стремление осуществить на земле Его правду. Господь мне дал читать людские сердца. В каждом, даже самом загубленном, я вижу божественную искру, которая в любое мгновение может запылать так, что себя готов человек сжечь в этом огне, лишь бы искупиться перед Ним! Всякий человек в сердце своём движется к истине, а, приходя ко злу, испытывает страдание, желает очиститься от этого зла, которое не в природе его, не в нём, а — из вне. Зло — это сила, которая искушает его на всём пути. Но он противостоит ему, возможно единственным, что его оправдывает — страданием, сила которого порой так велика, что, кажется, не в человеческом духе его вынести, но, нет, не ожесточается человек, не бранит Бога, не теряет веры в него, а, напротив, в страдании своём укрепляется в ней.
     Матрона очнулась от прикосновения тёплых материнских рук. Видения рассеялись.
     — Пойдём в дом, рано ещё, — позвала Наталья, выйдя на крыльцо. Она обняла Матрону за плечи, — Дитя ты моё, несчастное.
     — Рано ещё, верно, — повторила Матрона рассеянно, всё ещё находясь мыслями далеко, думая о своём, — Я-то несчастная! — спохватилась она, — У тебя Ваня несчастный да Миша, — и, вдруг, спросила: — Что ты видишь, мама?
     — А где же это? — Наталья осмотрелась.
     — Кругом что видишь?
     — Вижу красоту земную, туман сошел, от него роса кругом; солнце всходит, птицы поют; деревья распустились уже, зелень такая, аж глаз режет. А матушка наша — церковь, словно Царица Небесная вся так и сияет. Радость-то какая, Матрюша, жизнь! Жалко, ты всего этого видеть не можешь. Цветочки красивые какие, черёмуха, точно невеста перед венчанием, а воробушки такие махонькие и лохматые в лужице у колодца купаются, тоже радуются жизни, чудо, да и только.
     — Знаю, мама, всё это я видела. Однажды мне Господь зрение дал, всю землю в цветах и красках показал, всё творение своё.