Московский литератор
 Номер 20 (140) октябрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Игорь Сергеев
СИТУАЦИЯ В ЦАРИЦЫНЕ. Заметки дилетанта


     
     Великая императрица России Екатерина II не торопила производство строительных работ в подмосковном Царицыне. Она дозировала выделение финансовых средств по плану на каждый год в отдельности и требовала качества в производстве строительства.
     Побудительным мотивом к публикации очерка, предлагаемого вниманию наших читателей, явилась находка у стены Большого дворца (арх. М.Ф. Каэаков) в Царицыне потайной лестницы, ведущей в подземелье.

     Если десны болят — начинают крошиться и зубы. Аналогичная ситуация ожидается этой осенью в отношении Большого дворца в Царицыне. Архитектурной общественности Москвы непонятно, зачем перед дождливой осенней погодой разрывать утрамбованный и пересыпанный известью грунт по наружному периметру стен дворца.
     Нужно срочно завозить насосы и делать временную крышу над Большим дворцом. Иначе все подвальные помещения превратятся в бассейны, что тоже повлияет на прочность исторических стен этого шедевра архитектуры XVII века.
     Визуальный осмотр вскрытого фундамента показал, что Матвей Казаков просто положил длинные блоки хорошевского камня на подушку из битых кирпичей, даже добротно не связанных известковым раствором. Получился как бы плавающий фундамент, а внахлестку положенные ряды длинных блоков демфировали и не давали возможности образования трещин в кирпичных стенах дворца.
     Архитектурная общественность бьёт тревогу по поводу начала работ в предзимний период. А зима ожидается теплая и дом и дождливая с периодическими морозами. Если раньше утрамбованный грунт, как шубой, защищал нижние плавающие слои фундамента, то теперь следует ожидать беды.
     Есть русская поговорка — "Поспешишь — людей насмешишь".
     Великая императрица России Екатерина II не торопила производство строительных работ в Царипыне. Она дозировала выделение финансовых средств по плану на каждый год в отдельности и требовала качества в производстве строительства.
     Баженов и Казаков свои строительные работы проводили только летом, когда температура воздуха поднималась до 15оС. При такой температуре известь начинает работать, по выражению Василия Баженова — "скипаться".
     Создается впечатление, что архитекторы, ведущие работы в Царицыне, не обучались на кафедре истории архитектуры МАРХИ у профессора Татьяны Федоровны Саваренской и не читали альманах "Архитектурный архив", №1, М., 1946 г., где опубликованы советы великих мастеров прошлого.
     Процитируем отрывок из письма Баженова к кабинет-секретарю и фавориту Екатерины II Петру Васильевичу Завадовскому, посланного из Царицына 11 июля 1776 года: "...у нас исстари заведено каменщикам в Москву приходить к работам в половине Мая, которых давно уже должно бы приучить производить каменные работы гораздо лучше в Марте, не пропуская хорошего времени, а особливо в Апреле, нежеле у нас работают в Сентябре и Октябре. Ибо весною в Апреле лучи солнца действие сильнее имеют к известковому раствору, нежеле в осенних месяцах..."
     Дадим пояснение к мыслям Баженова. Известковому раствору, чтобы схватиться, нужно время, примерно месяц, тёплая погода. Кирпичная кладка, положенная весною, входит в летнее тёплое время и становится весьма прочною. Ежели кладку вести с наступлением осенних холодов, то известь не успевает схватиться. И кладку нельзя считать достаточно прочною.
     Проектирование восстановления Большого дворца в Царицыне по непонятным причинам поручено мастерской №10 Моспроекта № 2, а не специализирующейся по репарационным работам мастерской №13. Специалисты из мастерской №10 безапелляционно утверждают, что Казаков снёс полностью до основания дворцы — строения Баженова.
     Однако это не так. 0н вкомпановал стены симметрично расположенных двух комнат в свой дворец. Об этом говорят клейма кирпичей. В одной из комнат в западной частя дворца можно видеть на кирпичах клейма "ПМ" — Пётр Микич. Он был обедневший сербский князь, кирпичный завод которого входил в состав Экспедиции кремлёвского строения и располагался в районе Сабурова на берегу Москвы-реки, где ныне завод радиотехники.
     А в восточной части симметрично расположенные стены по отношению к стенам в западной части дворца имеют клеймо "ИК", что соответствует купеческим заводам Ивана Кумашникова и Ивана Королькова, расположенным у Донского монастыря. Известно, что восточный дворец Баженов начал строить на 2 года позднее, чем западный (для Екатерины II). Вот это как раз и подтверждают поставки кирпича в Царицыно по времени с разных заводов.
     Видимо, архитекторы мастерской №10 не читали в Государственной библиотеке диссертацию Николая Николаевича Воронова о кирпичных заводах XVII века. И не знакомы с таблицей датировки клейм кирпичных заводов, составленной Игорем Андреевичем Киселёвым, по коллекции, собранной Андроповым.
     Но возвратимся к археологическим работам, проводимым в Царицыне. Следует отметить, что среди археологов имеет место пренебрежение способностями лозоходцев-биолокаторщиков. В результате чего у северного фасада археологи выкопали котлован примерно 5 на 5 метров и глубиной до 1,5 метра и ничего не нашли. Эта работа была выполнена впустую. Здесь излишне перекопали, а вот пример, когда не докопали.
     В помещении в западном торце по осевой линии дворца выкопали котлован примерно 1,5 метра глубиной и не докопали всего лишь 0,5 метра до свода подземного хода, соединяющего Большой дворец с Малым. Археолог Павел Русаков.
     А вот снаружи дворца в этом же месте археолог Максим Мельников случайно обнаружил таинственную загадочную каменную лестницу, ведущую куда-то в подземелье. На находку этой лестницы автору этих строк любезно сообщил начальник отдела из комитета по культурному наследию г. Москвы Лев Аронович Траскунов.
     В связи с этим следует отметить, что реставрация Малого дворца не была доведена до конца. Не было обустроено подвальное помещение, в которое вела винтовая лестница. Руководитель группы добровольных помощников реставраторов в то время расчищавший руины Малого дворца Александр Григорьевич Олейников рассказывал, что пол имел парусность — сводчатость кверху, что указывало на наличие в прошлом подвала.
     Кроме того, автор этих строк сам лично видел верхнюю балку перекрытия дверного проёма, ведущего в подземный ход в сторону Большого дворца.
     Не об этом ли загадочном, таинственном подземном ходе писали литераторы 1-й половины XIX века Александр Федорович Воейков (1778 — 1839) и Андрей Федосеевич Раевский, побывавшие в Царицыне после войны 1812 года.
     Возникает вопрос. Захочет ли Правительство Москвы, как заказчик восстановления Большого дворца Матвея Казакова, восстановить и загадочный подземный ход, связывающий Малый дворец с Большим?
     Насосов не было, когда Баженов, а потом Казаков рыли в осенне-весеннюю распутицу ленточные котлованы — траншеи под фундаменты дворцов. Воду черпали ведрами и отводили специально вырытым кюветом в сторону Верхнего царицынского пруда. В последствии этот кювет был выложен кирпичами с клеймами заводов XVIII века без известкового раствора.
     Он был случайно обнаружен летом 2004
     года между Малым дворцом и Оперным домом археологами под руководством Николая Александровича Кренке. А специалисты по биолокации Адольф Германович Табанаков и ныне покойный Николай Борисович Александров тогда установили, что он начинается у юго-западной башни Казаковского дворца и залегает на глубине 1,6 метра.
     Вызывает интерес ещё один не раскопанный археологами колодец во внутреннем дворике Хлебного дома. Если он окажется круглого сечения, то его строил молдавский мастер во времена Кантемира, если квадратного — то русский специалист. Его глубина достигает 15 метров. Вода в этот колодец поступала, фильтруясь через слои песка из речки Ореховки. Ныне её в шутку называют — АРЫК ОРЕХОВКА. А после устройства Баженовым каскада Оранжерейных прудов, то в основном оттуда. Пруды поддерживали уровень грунтовых вод в засушливое время года.
     Кроме того поступала в него и дождевая вода с плоской крыши Хлебного дома — этой "фабрики-кухни" XVIII века". Избыток ливневой воды дренировался по деревянным трубам в речку Ореховку. Лет 20 назад, когда проводились небольшие археологические работы во внутреннем дворике Хлебного дома, автор этих строк сам лично видел устройство деревянной трубы. Представьте себе, сосновое бревно или бревно из толстой липы срезано пилой вдоль на одну четверть окружности и долотом сделан канал в два дюйма. Этот канал покрывался срезанной частью бревна. И в этой крышке шли отверстия примерно через каждые 50 см.
     По местному преданию во время войны 1812 года в этот колодец на канате спустили сундучок с серебренными столовыми ложками, ножами и вилками. К канату привязали незаметную для глаз тонкую бечеву, которая, размокнув, похоронила этот клад на вечные времена. Биолокация показывает присутствие на дне колодца серебра.
     Лет десять назад, когда префектом Южного округа Москвы был Александр Васильевич Беляев, внутренний дворик Хлебного дома осмотрел Юрий Михайлович Лужков. Автор этих строк присутствовал при этом осмотре. Мэр Москвы высказал пожелание, чтобы внутренний дворик был перекрыт от дождя стеклянным куполом. Следует приветствовать это указание, так как это значительно пополнит экспозиционные площади музея. И даст возможность разместить здесь мраморные скульптуры, проводить концерты, свадьбы и многое другое. То есть, другими словами, сделать так, как сделан "итальянский дворик" в Павловске.
     Полагал бы целесообразным не повторять ошибки великих мастеров прошлого и сделать крышу над Большим дворцом также из прочного стекла, как это сделано в галерее у Зураба Константиновича Церетели.
     
Автор — краевед, автор 4-х книг

     по истории Царицына