Московский литератор
 Номер 20 (140) октябрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ЛИРА КАВКАЗА


     
     Что ни говори, по нынешним временам редко увидишь критическую статью о публикациях в толстых журналах, таких как "Новый мир", "Наш современник" или "Сибирские огни". Ещё реже встречаются обзоры журналов так называемых "малых форм" — "Юность", "Нева", "Наша улица" и т.д. Я уже не вспоминаю о местечковых, провинциальных изданиях, известных узкому кругу читателей, невесть, каким образом и на чьи деньги существующие.
     Обычно такие журналы, получастные, а то и вовсе частные, пылятся в шкафах местных литературных начальников или спонсоров, отработав предвыборную программу или удовлетворив чьё-то завышенное самолюбие. Упаси Бог, чтоб кого-то обидеть!.. Но качество и содержание не позволяет говорить о них более серьёзно (с критической точки зрения). Одним словом, однодневки! И появляются — как грибы после тёплого дождя. В этом всплеске, в этом безумии макулатуры, к сожалению, тонет настоящее, ценное, неповторимое. Что поделаешь, говорят нам, нужно перетерпеть.
     Но есть и другие, не выпячивающиеся позолотой суперобложек с фотографиями красных директоров, не гоняющиеся за олигархами в надежде, что им позволят напечатать какой-нибудь опус их бездарных отпрысков, глядя на Москву, не грызутся между собой. Они делают своё благородное дело, любят литературу, а не себя в литературе. И это главное. Духовная жизнь в провинции жива, не угасает, среди груды макулатуры обязательно нет-нет, да и вспыхивает то достойное, что, как говорят сегодня, зажигает, о котором хочется говорить.
     Читательская молва — штука правдивая, её не проведёшь газетными утками и холодными обзорами. Прошли те времена, когда, не читая, с уверенностью говорили о малозначительности и невыразительности творчества Зощенко и Пастернака, Бродского и Солженицына. Сегодня, слава богу, читай, что хочешь. Это право, вытащить из рукописного небытия новых рубцовых, платоновых, прониных, мы отстояли.
     Один из таких журналов, который хочется читать, "Лира Кавказа", продолжатель традиций "Литературного Кисловодска", но расширивший географию авторов. Меня приятно удивило, что среди авторов много молодых писателей, и не только из Ставрополья. Обычно такого рода издания не выходят за рамки области или края, а тут — Москва, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Будёновск, Нальчик, Грозный, Петрозаводск и ещё десятка два городов и поселков. Видно, что журнал стремится стать всероссийским, быть не замкнутым в своих пенатах на задворках духовной жизни Отечества. Это здорово, это поднимает его на более высокий уровень и не только литературный.
     И ещё прежде чем "пройтись" по номерам, хочу отметить определённую смелость журнала, его редактора, редколлегии и, конечно же, издателя. Не каждый печатный орган сделает ставку на молодых, никому не известных, поэтов и прозаиков, станет предоставлять место в небольшом по объёму журнале простому станичнику, описывающему нехитрый свой быт, публиковать не завязанные на политическом заказе вещи. В этом-то, по-моему, и есть основная ошибка "толстокожих", вещающие в одну только сторону, забывшие, что без молодой крови любой организм, даже привязанный к заокеанской кормушке, чахнет, а без мудрости народной — умирает.
     Как и всякое современное издание, журнал "Лира Кавказа" поделён на рубрики. Но не те, приевшиеся и безликие, типа "Стихи молодых", "Антология", или "Наш вернисаж", а точные, с изюминкой, передающие саму суть и правду творчества писателя.
     Например, в рубрике "Совершенно несекретно" опубликовано последнее интервью с Артёмом Боровиком (№2, 2004), в рубрике "Русские музы" кинорежиссер Эльдар Рязанов рассказывает о любви Амедео Мадильяни и Анны Ахматовой, о пропавших рисунках итальянского художника (№2,2004), в рубрике "Имена в истории России" напечатаны "крохотки" Александра Солженицына (№3-4,2004).
     Ещё, что подкупает, так это подача прозаических произведений. В нём не встретишь эпических творений с бесконечными продолжениями, печатающихся годами, не увидишь энциклопедических трудов типа "История государства российского" Карамзина, чем изобиловали толстые журналы времён перестройки. Такие произведения не для простого чтения. Журнал тем и притягивает, что в нём в большем количестве представлены рассказы и повести, эссе и зарисовки, дневники. Прочтёшь — и не нужно ждать следующего номера. Тут и повесть Владимира Кузнецова "Пауки в банке" (№6-7,2005), и новеллы Сергея Новосёлова "Звучит в душе молитва" (№5,2005) и рассказы: Анатолия Крищенко "Косослойная порода" ("5,2005), Натальи Нутрихиной "Есть Божий суд" (№3-4,2004), Игоря Орловского "Охотник на пяткогрызов" (№3-4,2004), Мариам Ибрагимовой "Нехорошая" примета" (№6-7,2005), Владимира Петрова "Игра" (№6-7,2005), Ивана Аксёнова "За давностью лет" (№2,2004), Михаила Бондаренко "Любовь и золото" (№2,2004). И так далее, и так далее.
     И, естественно, широко представлена поэзия. Стихотворения самые разные, но видно, с какой кропотливостью и доброй въедливостью редколлегия занимается ею. И вот почему: больше половины объёма журнала занимают поэты, есть известные и совсем незнакомые, поэмы, стихотворения, афоризмы... И всё это не просто идёт в подборе, когда рябит в глазах и устаёшь от рифм и наслоения друг на дружку образов, а не назидательно, лаконично представляет автора с самой лучшей стороны. Выделю здесь Раису Котовскую, Светлану Седых, Олега Воропаева, Ольгу Грозную, Назарета Магдесиева, Елену Русакову, Андрея Конакова, Олега Мошникова, Нелли Цепкову, Владислава Бударина, Олега Юркова, Сергея Вознина, Бориса Полякова, Оксану Медяник, Евгения Бригиневича, Елену Матусову, Андрея Дулепова, Марину Ключко, Инну Шварцкопп, Владимира Гнеушева, Сергея Кирновова, Олега Гольченко и многих, многих замечательных поэтов Ставрополья и со всех уголков России.
     В заключение хочется пожелать коллективу литературно-художественного журнала "Лира Кавказа" не останавливаться на достигнутом. Вы на правильном пути, друзья! Ваша Лира не только вдохновляет на создание высокодуховных произведений русской словесности, служит своеобразным инструментом, объединяющим народы нашей страны, но и дарит надежду на будущее.