Анатолий Герасименко __ ЗАЩИТИТЬ СВЯТОЕ ИМЯ ЛЕРМОНТОВА!
Московский литератор
 Номер 24 (144) декабрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Анатолий Герасименко
ЗАЩИТИТЬ СВЯТОЕ ИМЯ ЛЕРМОНТОВА!

     
     ДОВОЖУ ДО СВЕДЕНИЯ всех читателей, всех поклонников творчества М.Ю. Лермонтова, всех тех скромных и молчаливых людей, кому не безразлично светлое имя нашего гения. Продолжаются злобные выпады "мартыноведов" против поэта, пытающихся в который раз очернить святое имя, опошлить его память, унизить как человека (уже посмертно, спустя более 160 лет со дня преступного убийства). Обращаюсь к честным писателям, поэтам, журналистам, деятелям культуры, научным сотрудникам, работающим в других областях, учителям школ, профессорам ВУЗов, пенсионерам, молодым людям: студентам и школьникам старших классов, интеллигентным рабочим и крестьянам, зарубежным деятелям культуры и науки — не молчите!
     Через десять лет двухсотлетие со дня рождения поэта. Пережившие проклятые для нашей страны дни, будут отмечать это событие 3 (15) октября 2014 года. Позор для всех нас будет, если мы придем к этой дате также, как к его 190-летию: выпуском книг, брошюр, статей, возвеличивающих убийцу поэта, поющих ему и Дантесу оды.
     Широко известный защитник убийцы поэта и хулитель его матери г-н В.А. Захаров недавно "порадовал" общественность новым опусом с безграмотным посвящением. На обложке брошюрки: "Русскому поэту и воину М.Ю. Лермонтову посвящается". Посвящение почему-то залезло на портрет поэта, работы П.Е Заболотского. На 1-й странице выше автопортрета поэта — уже другое: оказывается, "К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова посвящается". Почему не написать просто по-русски, что труд выходит к этой дате? А на обложку вообще не принято выносить посвящение. Более половины брошюры — подборка стихотворений поэта. Выходит, автор ее посвящает поэту его же стихотворения, Абсолютный идиотизм. Заголовок брошюры "ПРЕДВОСХИЩЕНИЕ. Молитвенная память", (М.: Пересвет. 2004. 48 с.), как будто оригинален, но не соответствует содержанию, хотя часть из приведенных стихотворений поэта на религиозную тему.
     В тексте многочисленные выдержки из приведенных и других произведений поэта, с попытками трактовок их, из которых становится ясно, что смысл цитат, г-ну З. не доступен. Например, на с.6 две строки: " Да, Лермонтов никак не мог примириться с мыслью о своем ничтожестве, о полном исчезновении после смерти…" Это Лермонтов-то ничтожен, написавший в шестнадцать лет:
     
      Кто может, океан угрюмый,
      Твои изведать тайны? Кто
      Толпе мои расскажет думы
      Я — или Бог — или никто! —
     
     Стихотворения "Нет, я не Байрон, я другой…" в подборке вы не обнаружите. "Плач! Плач! Израиля народ" и "Еврейская мелодия" есть, а стихов об "океане угрюмом" и "думах поэта", т.е. о его "молитвенной памяти" — нет!..
     Захаровские слова о ничтожестве М.Ю. Лермонтова, приписываемые самому поэту, более чем кощунство. И с этим согласится каждый. Думаю, г-ном З. они написаны неспроста. Подпускать дьявольщину в святое — его "хобби". В присвоенной им мануйловской "Летописи" он цитирует не поэта, не П.Х. Граббе или А.П. Ермолова о поэте. Он цитирует пошлые обрывки писаний его убийцы и с помощью других "мартыноведов" пытается уравнять это убожество с лермонтовской поэзией и прозой! (Об этом мы писали в книге "Невольник чести", с.177).
     Другой пример, его книга "Загадка последней дуэли…" построена, в основном, на высказываниях недоброжелателей и участников убийства. Приведены чудовищные пасквили на мать поэта, Марию Михайловну, несчастную женщину, умершую в 21 год. Она, по сведениям, известным только одному г-ну З., как будто до замужества имела связь с конюхом. Вывод г-на З.: родился Михаил не от Юрия Петровича. Его отец — пахучий конюх Е.А. Арсеньевой! (Это при такой-то бабушке Михаила, какой была Елизавета Алексеевна: мышь у нее не проскальзывала, а тут конюх?) Дворянин со стариной родословной Юрий Петрович, известный своим патриотизмом, человек высокой чести, о чувствах гражданственности которого писал поэт, оказался в пасквиле г-на З. пьяницей и пройдохой, унижавшим и бившим жену. Конюх же, милостиво отпущенный бабушкой после греха с ее дочерью, стал "гражданином" или, по-захаровски, "горожанином", считайте, как хотите.
     Дальнейшие измышления "лермонтоведа" выше всякой фантастики: 16-летний мальчик Михаил в известных стихах, оказывается, скорбит не об умершем Юрии Петровиче, дворянине и потомке великого Лермонта, а о живущем неизвестно где бесфамильном гражданине-горожанине… (Исследование причин появления убогого, дьявольского пасквиля приведены в нашей книге "Сын страданья", с.100). Говорят, г-н З. теперь полон творческих планов переиздать "Загадку…" в дополненном варианте. На казенные деньги, конечно. Так что, господа, готовьтесь еще раз "умыться". "Творец", сидящий у руля лермонтоведения, деньги на издания пасквилей по разным федеральным и другим программам не гребет разве только лопатой. Как это допускают в Минкультуре РФ и СП России, — уму непостижимо! Впрочем, физиономия бывшего министра культуры РФ и его неистовая любовь к пошлятине известна всем. Как появится этот образ на телеэкране, хоть волком вой!
     И еще. Некая весьма уважаемая г-жа из Петербурга, будучи в преклонном возрасте, приехав в Москву на лермонтовские чтения в октябре 2004 года (дни 190-летия со дня рождения поэта), вместо того, чтобы поделиться своими изысканиями и сказать добрые слова о Михаиле Юрьевиче, устроила целую истерику. Героем ее пламенной речи, блестяще выдержанной в оскорбительном духе (не было только матерных слов) оказался автор этих строк, обидевший, по ее мнению, дорогого учителя и творца "Лермонтовской энциклопедии" В.А. Мануйлова. Для чего я это пишу. Вот для чего. Те, кто продолжает порочить поэта, его память, его труды, живучи и коварны. У них деньги. У них есть и последователи. Мне искренне жаль почтенную матрону, потерпевшую фиаско в конце жизни. Уважая седину и тревожась за состояние ее здоровья, я не привожу фамилии этой г-жи, но хочу сказать, что в своем положении с таким учителем виновата только она сама. На учителей тоже можно влиять, либо от них надо уходить. Говорят о мягкотелости Виктора Андрониковича в оказании им добра всем без разбора. Что же, возможно, в этом была его беда…
     Вероятно, в рельефном освещении слабостей В.А Мануйлова виновны покойный товарищ П.Е. Щеголев и ныне здравствующий пока, г-н В.А. Захаров. Первый не воспитал ученика, или наоборот, передал ему часть своих пороков, — украв созданный учеником в молодые годы труд, — как ранее тащил написанное — у "белых" профессоров, работая "в красных карающих тройках" и участвуя в ссылках несчастных людей за границу в 1922 году! У второго же сегодня вправе спросить каждый из читателей, — за что он так "подставил" своего учителя, что ему плохого сделал Виктор Андроникович, — этот тихий и, по мнению многих, добро делавший человек.
     Некоторые убеждены, что гнусных писем, написанных больным отроком со слов древней старухи, в своем письменном столе патрон г-на З. не держал и пакостных статеек, типа "Лермонтов ли Лермонтов?" не писал. Тогда кто же сие стряпал? Как-то странно получается: то что, что из лучшего, написанного учителем ("Летопись жизни поэта"), г-н З. присвоил себе, а мерзость, которую написал кто-то (или сам?) о поэте, о его матери и отце, приписал патрону. То есть сделал не просто мерзость, а мерзость в квадрате! Что касается легенды о телодвижениях конюха, то анализ выполненный сотрудниками Тарханского лермонтовского музея, показал, что отрока А.С. Аббакумова и 114 летний старухи ни в те, ни в другие времена в селе Тарханы не значилось. Все старухи, знавшие поэта, вымерли гораздо раньше, поэтому не могли видеть шустрого отрока и что-то ему рассказывать о матери поэта. Сохранились списки дворовых и крестьян, отпущенных на волю крепостницей Е.А. Арсеньевой. Но в них удалого конюха также не оказалось. Выходит все написанное в книге — ложь. Ложь с целью опорочить память поэта!
     
     НЕДАВНО ПОЯВИЛАСЬ возмутительная по содержанию и оформлению обложки книжонка (6,5 п.л.) пятигорского преподавателя ВУЗа г-на А.В. Очмана "В чужом пиру…", (М.: Гелиос АРВ. 2005. 208 с.), где он практически не только уравнивает убийцу с жертвой, но превозносит его. Треть этого "труда" обрывки писаний палача поэта. Запоздавший почти на два века адвокат пытается обелить преступника, место которому уже давно определено историей. И он там, в том месте и находится после своей бесславной затворнической жизни. Удивительно, как современные "мартыноведы" не могут понять одного факта: их патрон был убийцей, в какой бы форме убийство не было произведено! И убил он не какого-то обывателя, а совершенно необыкновенного человека. И убивая его, знал, что этот человек с божьим даром (это следует и из его неоконченных воспоминаний, где он так и не решился сказать правды). А теперь уважаемый г-н из Пятигорска пытается, уже в который раз, повесить лапшу на уши доверчивым читателям и молодым людям тоже. Тем, которых он должен учить доброжелательности, и соблюдению Божьих заповедей и самой важной из них: "Не убей!". Но воспитанник советской системы умышленно проповедует вакханалию уравниловки, зла, лжи и насилия, чем и отличился его подзащитный и известная "похоронная команда" жирующих обалдуев, не дававшая покоя поэту и отправившая его на тот свет 15 (27) июля 1814 года. Об этом сказал А.П. Ермолов: они преследовали М.Ю. Лермонтова до смерти. Почему нет высказываний Алексея Петровича и П.Х. Граббе о гибели поэта в рассматриваемом опусе весьма образованного преподавателя? Потому, что он не желает писать правды!..
     В заключение своего обращения к читателям привожу пример писаний некого г-на В. Пьецуха, злоба которого на знаменитых литераторов прошлого, превышает возможности его разума. Недавно он опубликовал новую гнусность в журнале "Октябрь" (2004, №10, с.93), Его беспокоит уже могила поэта, а точнее, освинцованный гроб с останками Михаила Юрьевича. Известно: доступ в склеп широко открыт всем. Этот г-н писатель, страшно сказать, мечтает "привязать к запястью (или что там от него осталось) толстенькую веревку, вывести ее за пределы склепа и пускай желающие приобщаются к высшему существу". Выделенные слова принадлежат перу мыслителя. А Михаил Юрьевич, "хотел забыться и заснуть", конечно, не в могиле. Но ему нет покоя и в гробу! Не давали, не дают и не дадут ему покоя разные г-да типа Вишневых, Захаровых, Очмановых, Пьецухов и иже с ними. Думаю, публикацию последнего иначе как иезуитским издевательством над давно умершим человеком, не назовешь.
     
     ПОЛУЧАЮ МНОГО ПИСЕМ. Почти все, без преувеличения, одобряют мой труд. А некоторые перехваливают. Это меня тревожит. Так как сам я не вижу достаточных оснований для восхвалений. Сложные, философско-религиозные творения поэта, хитросплетения его короткой трудной жизни, оборванной убогими недоумками, я только-только начал осваивать, а вернее понимать. Те же, кто зло критикует мои книги, оказываются либо махровыми или скрытыми "мартыноведами", либо критика оппонентов — не по существу и не аргументирована. Мне нужна критика, которая позволила бы устранить действительные промахи, ошибки в тех или иных трактовках, нужны советы для работы с еще мало затронутыми проблемами и о том, что требует дополнительных усилий для освещения облика поэта, как личности, как мыслителя и творца, и отражения его творчества более рельефно и позитивно. Такую критику я регулярно (устно и письменно) имею от Г.А. Готовцева, Н.В. Маркелова, В.И. Остроухова, М.М. Рогожиной и С.М. Телегиной.
     Добрые пожелания, советы и замечания по существу написанного мне давали и продолжают это делать: А.М. Абрамов, И.М. Аверьян-Блудилин, Е.А. и Ю.А. Александров, Д.А. Алексеев, А.М. Алиев, П.Н. Андреев, А.А. Антимонов, Н.Е. Антонова, П.А. Афанасьев, А.И. Афанасьева, А.Н. Бабенко, Ю.Я. Барабаш, Ю.Н. Беличенко, С.А. Белов, С.С. Белов, Л.А. Белова, В.Г. Богданов, В.В. Бойко, С.А. Бойко, В.Г. Бояринов, Энрико Мария Росалис Брикует (Куба), Н.П. Бурляев, З.Г. Васильева, Г.А. Васюкевич, Л.Д. Великодный, Н.Б. Вернандер, В.И. Викулова, Н.А. Винников, Отец Владимир (Тарасов) — настоятель храма Иконы Божией Матери "Всех Скорбящих — Радость" в Лосино-Петровском, В.Н. Волковицкий, И.В. Воронцов, М.К. Воронцова, Ву Динь Вуй (Вьетнам), Л.И. Вьюнник, Отец Вячеслав (Резников) — протоирей, автор многих религиозных и философских книг, Г.И. Галибин, Т.А. Герасименко, А.Г. Гладков, В.Л. Говоров, В.Н. Головин, А.И. Голубев, Б.И. Голубов, А.Г. Гольдин, В.И. Гоникман, Л.М. Горовой, Г.А. Готовцев, В.П. Грибанова, А.Д. Гусев, Д.Х. и Н.Х. Давлеевы, В.С. Дворников, В.И. Дронов, В.А. Дубова, Л.А. Дудин, Г.А. Дулепов, В.И. Егоров, Г.И. Еремин, А.Ф. Ерофеева, Г.Г. Есин, А.И. Ефимов, Г.Л. Зайцев, П.И. Зайченко, И.А. Зак, Л.С. Закусин, Э.В. Запорожчеко, Г.И. Зелинский, И.П. Золотусский, В.И. Зотов, С.Н. Иванова, В.И. Ильвовский, Ю.Г. Калагин, С.А. Калиновский, А.В. Карпенко, Б.В. Карпов, В.В. Карпов, Г.В. Карпов, Т.И. Кириллова, В.В. Кирпичев, Е.Г. Киселева, А.Н. Князев, А.Н. Коваленко, В.И. Коваленко, В.Б. Колычев, Т.Н. Кольян, В.С. Комаров, А.Г. Корсун, В.М. Костючек, В.Н. Кравченко, В.В. Красноярский, Л.М. Крестьянникова, С.А. Кречет, М.П. Криворучко, А.С. Кругликов, Ю.Г. Круглов, И.В. Крылова, В.А. Крюгер, Л.Н. Кузмина, В.Н. Кузнецов, Ю.И. Кузнецов, А.Ф. Кукушкин, А.И. Куприн, В.Н. Кутявин, В.Б. Ленцова, М.Ю. Лермонтов — директор ассоциации "Лермонтовское наследие", М.А Лермонтов (США), Л.В. Лимина, В.М. Лимонов, И.И. Ляпин, В.Д. и В.С. Мажаровы, Е.В. Максименко, В.В. Мальчев, Ю.В. Манн, Н.В. Маркелов, И.В. Маркелова, А.И. Марученков, Л.С. Марченко, Г.В. Матюша, Т.М. Мельникова, Э.А. Миронова, Желко Милович (Югославия), С.В. Минделевич, А.Ф. и А.Ф. Мишины, Л.И. Морозова, Н.В. Морозова, С.И. Мишуев, В.Б. Муравьев, П.В. Николаев, М.И. Ножкин, А.С. Ноздрин, В.П. Одинец, Отец Олег — священник храма Алексия Первого в Середниково, В.Г. Орлов, В.И. Остроухов, С.А. Остроухов, Л.В. Охрименко, В.Н. Палагин, Ю.М. Панченко, А.А Парпара, Р.Л. Пелах, А.А. Пелихин, А.Д. и В.Л. Пенчуки, Л.А. Петров, Ю.Я. Петрунин, В.Л. Подобный, Х.Д. Поландов, Т.А. Пономарева, В.А. Попов, А.И. и В.А. Последы, Б.М. Прокопьев, И.Д. Пунегов, А.С. Работенко, М.М. Рогожина, Б.М. Розенфельд, М.К. Романкулов (Казахстан), Б.Т. Румов, Ю.Ф. Рычков, Ю.С. Саваровский, Н.Н. Салбиева, С.Г. Сафарова, П.Е. Селегей, А.М. Семанов, Ю.В. Сергеев, М.А. Середа, В.А. Силкин, В.А. Слежкин, М.К. Сорина, В.В. Сорокин, Г.А. Стариков, С.А. Степунина, П.В. Стрекалов, А.А. Строкин, А.И. Сытин, Л.В. Тазьба, С.М. Телегина, П.М. Тарасов, А.М. Тарунов, А.Е. Тархов, В. Татаринов, В.Р. Терехова, К.К. Тимофеев, О.В. Тимофеева, С.Н. Титов, А.И. Трилисов, В.Ю. Троицкий, С. Турина, И.А. Тыжнова, А.С. Тыренко, Н.И. Ушаков, Е.Н. Фадичева, О.Н. Федоров, А.Н. Филимон, Ю.Л. Фотинов, П.А. Фролов, Г.Я. Харенко, И.Б. Хоронько, Л.Г. Хороших, Б.А. Чепенко, Е.М. Черемская, А.Ю. Чернов, Л.С. Чиглинцева, В.В. Чубуков, С.А. Чуенко, С.Н. Чумаков, В.Я. Шабельникова, В.Н. Шатаев, Л.Н. Шаталова, М.Н. Шахназарова, Н.В. Шевченко, В.В. Шерстюков, М.И. и Т.А. Шорыгины, С.А. Яворский, А.В. Яковлев, В.Б. Яковлев, Т.Е. Ямпольская. Каждый из этих людей внес свой тот или иной позитивный и посильный вклад в лермонтоведение (лермонтолюбие). Спасибо им!
     Призываю всех читателей к выражению в любой форме нетерпимости к фактам умышленной дискредитации имени поэта и его творчества. Не молчите, вступайте в дискуссии, пишите, публикуйте, говорите о своем отношении к поэту, давайте бой распоясавшимся "мартыноведам", считающим, что они сделали "прорыв" в лермонтовелении! Эти типы должны чувствовать пропасть под ногами. Защищайте святое имя создателя великого русского языка, гениального мыслителя, писателя, поэта, драматурга, художника, музыканта, математика, философа и провидца, офицера Российской армии Михаила Юрьевича ЛЕРМОНТОВА!
     
     О подготовке выставки к 200-летнему юбилею поэта (при ГДО г. Юбилейный Московской области)
     
     О прошедшей выставке. Композиции картин, графических работ и скульптур к 190-летию со дня рождения поэта было дано название по В.В. Маяковскому: "К нам Лермонтов сходит, презрев времена…". На стенах гостиной были избранные картины наших замечательных художников П.Н. Андреева "Лермонтовские мотивы", Г.Л. Зайцева "Лермонтовское Подмосковье", графические работы Е.А. Александровой "Любовь и поэзия" и Л.Н. Шаталовой (г. Истра) "Поэт и рисунки в его рукописях". Эти работы были дополнены мало известными произведениями северокавказских художников: В.С. Комарова (ст. Лысогорская) "Люблю я Кавказ", И.Б. Хоронько (Пятигорск) — "Тропами поэта" и В.А. Куликова "Мои горы".
     На стеллажах были представлены две скульптурные работы "Поэт" (в бронзе и керамике) И.В. Маркеловой (Москва), компьютерные версии портретов "Музы М.Ю. Лермонтова", блестяще исполненные Г.И. Зелинским. На столиках — рукописи, новые публикации стихов, эссе, литературоведческих и критических работ писателей нашего города, посвященные поэту. Выставка проводилась в рамках конкурса на лучшую работу о поэте или ему посвященную, объявленного редакцией газеты "Спутник" 14.04 и 7.05. 2004 г. Представленных работ было более шестидесяти. Среди них работы авторов нашего региона: Кристины Зиновьевой — "Первая любовь поэта" (рисунок), Натальи Смирновой — "Дрожали плечи…" (стихи), Екатерины Смирновой — "Болшевская тетрадь Цветаевой" (литературное исследование), Г.А. Дулепова — "Лермонтов" (цикл стихотворений), В.С. Дворникова "Душа поэта о любовных тайнах…" (стихи), В.Г. Орлова "Внемля одинокому пророку…" (стихи), Т.А. Герасименко — "Незабудки", "Аннет" (картины), Г.Я. Харенко — "В горах ночами до озноба сыро…" (стихи), Н.Н. Горбачевой "Опальной юности…" (стихи), Т.А. Шорыгиной "Олени Лермонта" (поэма) и другие.
     На базе имеющегося материала, почти ежемесячно дополняющегося подвижниками и доброхотами, ведем уже теперь подготовку к 200-летнему юбилею поэта и призываем всех желающих, чем возможно, помочь и принять в ней участие. Вот основные вехи из имеющегося и планируемого.
     О каталоге будущей выставки. Готовлю каталог "Изобразительное искусство, редкие книги, автографы поэтических миниатюр и эссе к 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова". Он будет разослан в лермонтовские музеи и основным специалистам — лермонтоведам, а также по запросам интересующихся. В основе переносной выставки будет все, что я собрал и выставлял уже в нашем городе Юбилейном к 190-летию: картины В.С. Комарова "Лермонтовский Кавказ" — восемь; картины И.Б. Хоронько "Кавказскими дорогами поэта" — тоже восемь, три из коих, еще в работе; картины двух наших подмосковных незаурядных художников: Г.Л. Зайцева "Лермонтовское Подмосковье", — пока девять работ + будет портрет поэта и несколько эскизов к портрету; и П.Н. Андреева "Лермонтовские мотивы" около двадцати работ, в том числе шесть написаны им в 60-х годах на Кавказе.
     Художник П.И. Зайченко из Иноземцево Железноводского района Ставропольского края планирует передать 24 картины, посвященные гениальному поэту, в наш музей. Изыскиваем деньги для осуществления этой акции на транспортировку и минимальное вознаграждение талантливого подвижника и доброхота. Недавно получили мы несколько работ замечательного художника-графика, исследователя живописного творчества поэта, — Л.Н. Шаталовой из подмосковной Истры, ученицы великого Н.Э. Грабаря. В нашей коллекции картины бывшего главного хирурга московского военного госпиталя им Бурденко — Ф.Ф. Березкина, последователя знаменитого К.Ф. Юона, Есть и акварель самого Константина Федоровича "По Горетовке к Середникову", написанная им в 1907 году и подаренная нам ученым Российской академии наук В.В. Красноярским, — родственником Федора Федоровича.
     Планируем регулярно в июле и октябре показывать это собрание в ГДО! В перспективе его передадим в наш великолепный краеведческий музей, где оно будет бережно содержаться и выставляться в лермонтовские месяцы. Будем ежегодно проводить творческие встречи и музыкальные вечера, посвященные поэту и занятия со школьниками. Опыт организации этих мероприятий нами уже получен.
     Завершена выставка, посвященная 190-летию со дня рождения гениального поэта, размещенная в ГДО в течение трех месяцев с октября по декабрь 2004. На ее базе проведено более десятка мероприятий. Жители города активно посещали выставку и оставили несколько десятков отзывов. Мероприятия, посвященные творчеству поэта, продолжаются. Например, недавно в музыкальной гостиной ГДО состоялась встреча с творческими работниками нашей Музыкальной школы. Известным работником искусств М.Н. Шахназаровой была представлена великолепная литературно-музыкальная композиция "Из пламя и света", по произведениям М.Ю. Лермонтова.
     Болшево, октябрь 2005 г.