Павел Косяков __ ВЕРЮ В ПРИЮТ НЕЗЕМНОЙ…
Московский литератор
 Номер 24 (144) декабрь 2005 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Павел Косяков
ВЕРЮ В ПРИЮТ НЕЗЕМНОЙ…
Сергей СОКОЛОВСКИЙ, "Волшебное зерно", — М., "Голос-Пресс", 2005

     
     Всерьез размышлять о новой книге стихотворений Сергея Соколовского "Волшебное зерно" подталкивает не только весомый зачин предисловия Максима Замшева, но и весомые творческие закрома (около десятка изданных сборников стихотворений) самого автора. Ну что ж, видимо наступило время собирать плоды. Не секрет, что Сергей Соколовский — поэт весьма плодовитый, что само по себе неплохо, но одновременно и достаточно "закрытый", не любящий многоликий и многоязыкий стихотворный подиум, хотя всегда незримо себя на нем ощущающий. На мой взгляд, это таит в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Если поэт всерьез осознает в себе меру своей творческой значимости, проще говоря, знает наверняка "себе цену" и адекватно себя соотносит в общей разновеликой палитре имён, то этому можно только порадоваться. Однако (и мне это хорошо известно) подобный самоконтроль присущ далеко не всем, в кого Создатель обронил зерно вдохновения. Отсюда другая крайность — уход в самого себя, боязнь "заболеть" чужой интонацией или пропитаться иным мировоззрением. Зная предрасположенность С.Соколовского к внутреннему уединению, мне было интересно в его новой книге "Волшебное зерно" увидеть, как автор борется с этим искушением, находит ли он эту заветную тропинку к читательским сердцам и душам, что единственно и оправдывает само поэтическое творчество как таковое.
     В роли рецензента, в последнее вре
     мя, мне приходится выступать не так уж редко. И в этом амплуа главное, что меня интересует в авторе, что я мучительно пытаюсь обнаружить. Это органика, взаимосвязь того, что из себя представляет лирический герой (автор), с тем, о чём он пытается говорить со мной, с читателем. Мастеровитость, стилистический изыск — это потом, это уже производное. Поэт начинается и заканчивается (если это вообще возможно) органикой. Нет этого единения — нет поэта! Отсутствие органики или её насильственный суррогат подлинный ценитель поэзии распознает всегда и безошибочно. Правда, для этого необходимо внутри себя иметь довольно редкий стихотворный орган-камертон, позволяющий откликаться, резонировать вашей душевной природе. Книга "Волшебное зерно" Сергея Соколовского даёт определенный повод для подобного резонирования. Одно из лучших стихотворений, на мой взгляд, стихотворение "Родство". Не совсем безукоризненные первые две строфы, набирая силу, в последних двух строфах дают почувствовать должную органическую связь:
     
     Я вырос на вспаханном поле
     И верил в счастливые дни.
     Я видел и радость, и горе
     Моей молчаливой родни.
     
     Мне с этой дороги не сбиться.
     Мне это родство не забыть.
     Не Вам за Россию молиться!
     Не Вам эту Землю любить!

     
     Гневное "не Вам" — это в адрес тех (вторая строфа), кто "как чума на Россию, как монгол у Кремля". В этом отрывке стихотворения несмотря на предельную простоту, отсутствие образного ряда пульсирует огонёк поэзии благодаря эмоциональной, чувственной раскрепощенности автора, его незаимствованной интонации.
     В другой, элегической тональности, предстаёт такое рассвеченное подлинной поэзией стихотворение С.Соколовского:
     
     Равнодушный ветер дует в спину.
     Холодно, как будто на Луне.
     Я наутро Родину покину,
     И никто не вспомнит обо мне.
     
     Устремлюсь в неведомые дали.
     Нет нужды от холода страдать.
     Здесь меня, как водится, не ждали
     И еще не скоро будут ждать.

     
     Несколько портит его необязательная вторая строка во второй строфе стихотворения. В остальном, как я уже сказал, это своё, кровное, выстраданное, органичное. Отсюда и интуитивно подсказанная необходимая тональность и пластика стихотворения.
     К удачным стихотворным эскизам я бы также отнёс стихотворение, посвященное матери, "Ты во мне души не чаешь…", а также песенно-фольклорное "Рязанский мотив":
     
     Жизнь до одури смешна,
     Как тоска весенняя.
     — Ну куда же ты пошла?
     — Замуж, за Есенина!

     
     Иногда автору удаются не совсем свойственные для него (его поэтике) вот такие изысканные строки в адрес немало насолившей ему женской половины человечества:
     
     Я хочу любить тебя глазами,
     Ни о чём с тобой не говорить,
     Чтобы ты потом меня слезами
     Не смогла бы отблагодарить.

     
     Умение С.Соколовского тонко миросозерцать выдаёт и такие строки:
     
     В чистом поле — бабы, мужики.
     В огороде — старики да дети.
     Лишь поэт — на краешке тоски.
     Места нет ему на этом свете.

     
     К сожалению, заданную самим собой высокую планку началом этого стихотворения, автор в последней, второй строфе не выдерживает. Это тем обиднее, что Соколовский умеет держать необходимый поэтический тонус, как в таком добротном, без видимых огрехов, хорошем, светлом стихотворении "Не покидай".
     Все вышеперечисленные удачные примеры безусловно дают повод для оптимизма, подтверждая неслучайность их появления из единой органической основы. Заметен в книге "Волшебное зерно" и некий духовно-мировоззренческий поворот поэта к "вечным" темам, что естественно для авторов, накопивших за долгие годы стихонаписания определенный потенциал. Отсюда такие строки С.Соколовского:
     
     Жизнь вошла в эпоху перелома —
     Спецэффектом корчится во мгле,
     Но душа не ощущает дома,
     Видно, дом её не на земле.

     
     Это уже не только предугадывание своего возможного творческого пути, но и начало его осознания.
     
     Нежелание прощаться
     Успокоит понемногу.
     Я хочу не возвращаться
     На обратную дорогу.

     
     Мне лично импонируют и вот такие, на первый взгляд, безыскусные строки о своей родовой принадлежности:
     
     Я слёз ностальгии не знаю,
     Но верю в приют неземной.
     Отечество не выбираю —
     Оно постоянно со мной.

     
     Пусть за общей склонностью автора к выпячиванию своих социально-бытовых проблем порой его поэтический голос становится упрощенно-куцым, а порой и неоправданно вульгарным, но в лучших своих стихотворениях Сергей Соколовский сохраняет свою высокую принадлежность к истинно русской воскрешающей традиции. Воистину высоким гуманистическим смыслом наполнены строки поэта:
     
     На полпути до вечности,
     За три шага до тьмы
     Во имя человечества
     Стихи слагали мы.

     
     Или вот такие в чём-то перекликающиеся с приведёнными выше строки:
     
     Я продолжаю жить любовью.
     Душа моя не умерла,
     Покуда боль осталась болью,
     Покуда мглой осталась мгла.

     
     Вот этот широкий духовно-нравственный вектор поэтики Сергея Соколовского, где на смену зауженному "Я" уже торит себе дорогу нечто несоизмеримо большее и значимое, позволяет мне, а вслед за мной и читателям, в самом скором времени ожидать от одарённого поэта новых глубоких, вдохновенных стихотворений, раскрывающих перед нами их творческую самобытность.
     Ну и последний штрих из свитка пожеланий. Истинная поэзия всегда произрастала на человеколюбии и сострадании ко всему живому на земле, даже в самых трагических своих интонациях. Чем крупнее, талантливее поэт, тем шире и дальше ("в люди") несёт он своё личное потаённое "Я", как бы разрывая свою подлинную оболочку навстречу животворящей дороге. Поэтическая орбита творчества Сергея Соколовского как раз на стадии этого творческого прорыва. Дай Бог автору сил и прозорливости художника с честью пройти предначертанный только ему путь!