Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 01 (145) январь 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     У значительной части нашего народа — преимущественно среднего и старшего поколения — новогодние праздники привычно и неизбежно "завязаны" на телевизоре. Новогодние музыкальные телеконцерты традиционно и по инерции считаются главным удовольствием новогодней ночи, поскольку идут до самого утра, позволяя каждому самому определять продолжительность своего празднования. В советское время новогодние "Голубые огоньки" являли собой все лучшие достижения отечественной эстрады и изначально были запрограммированы на, во-первых, поддержание праздничного настроения граждан, и, во-вторых, ненавязчивое формирование нормальных, человеческих представлений о жизни. Советское искусство вообще (даже эстрада), при всех возможных претензиях к нему, было в высшей степени гуманистично, поскольку не несло, как ныне, сугубо утилитарную, развлекательную функцию, а именно воспитывало народ в рамках традиционных, человеческих понятий. В новогодних "Голубых огоньках" было представлено действительно самое лучшее; право участия в них не определялось толщиной кошелька или влиятельностью покровителя, скорее наоборот — благосостояние того или иного артиста находилось в зависимости от его дарования и творческой добросовестности… Нынешние новогодние "Огоньки" (действительно в некотором смысле "голубые") характеризуются прежде всего устоявшимся (если не сказать — до смерти надоевшим) основным составом участников и запредельно низким эстетическим и духовным уровнем их "художественного творчества". Воистину, то, что в советское время могло звучать разве что в привокзальном питейном заведении, сегодня уверенно переместилось на телеканалы, нисколько не комплексуя, а, напротив, с полным сознанием своего права и с решительным намерением смешать с дерьмом всякого, кто на это право посмеет посягнуть. Что уж говорить о том, какой моральный ущерб репутации России наносят периодически вспыхивающие "светские" скандалы вокруг меняющихся фаворитов угасающей постсоветской дивы, да и вообще вся так называемая "светская жизнь"… Отдельной "линией" новогоднего телешоу, практически беззатратной, является демонстрация советских новогодних фильмов — и это, пожалуй, единственное позитивное следствие творческой бесплодности и бездарности нынешних режиссёров народных праздников. Когда на телеэкране возникают кадры до боли знакомых и бесконечно дорогих сердцу советского человека фильмов "Карнавальная ночь", "Эта весёлая планета", "Ирония судьбы…", "Чародеи", миллионы людей как в России, так и во всём мире, невольно замирают у телевизоров, погружаясь в былое беззаботное новогоднее счастье, которого, увы, уже никогда не будет… Бездарность и бесплодность современного российского кинематографа (за малым и небесспорным исключением) давно уже стала фактом очевидным, и никакие аншлаги на местечковых "… дозорах" не в состоянии поколебать эту очевидность. Несколько лет назад кто-то из современных режиссёров осуществил попытку создания "семейной" новогодней кинокартины ("Сирота казанская"), для вящего успеха взяв на одну из главных ролей "народного" Николая Фоменко, чей сценический облик, судя по длительному навязыванию его публике, является эталоном "нового россиянина". Результат был ничтожным. Была отснята ещё пара посредственных картин. Новогодний праздник из сугубо домашнего, семейного события стал превращаться отчасти в некую акцию коллективного камлания в честь абстрактного благополучия (с хлопушками), отчасти в бессмысленные и беспощадные выходные, когда смутные томления начинают раздирать душу простого человека. Весь новогодний "юмор" записных "юмористов", само собой, круто замешан на глумлении над Россией и её прошлым…
     Первый в 2006 "международный" скандал (между Россией и Украиной) является, на мой взгляд, событием судьбоносным. Много всего было у нас за прошедшие годы, но столь наглой и уверенной в собственной безнаказанности антироссийской акции, кажется, ещё не было. Происходят ли такие вещи без согласования с "высшими мировыми инстанциями"? Разумеется, нет. Что стоит за всем этим? Полагаю, ответа на этот вопрос долго ждать не придётся…