Олег Грисевич __ Я К ВАМ ВЕРНУСЬ
Московский литератор
 Номер 01 (145) январь 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Я К ВАМ ВЕРНУСЬ
Ольга Пономарёва-Шаховская. “Ходики”. Стихи. Частушки. Рассказы — М., “Московский Парнас”, 2004.

     
     Поэзия — это зеркало. Зеркало не простое. Зеркало, отражающее автора, а уже после, в этом отражении вы можете найти и сходство с собой. Разглядев поэта — его взгляд, его стать, его душу, вы отмечаете похожесть мировозрения или, к примеру, одинаковую гражданскую позицию. Такое вот зеркало, посмотрев в которое, вы можете увидеть себя частично, растворится в этом зеркале или больше никогда не глянете в него. Причём дело не всегда зависит от уровня поэзии, хотя, конечно, я веду речь о поэзии в её высоком смысле слова, а не о графоманстве и других проявлениях словесного недержания. Я думаю, примером такого зеркала может служить книга Ольги Пономарёвой-Шаховской "Ходики". В этой книге собраны не только стихи, но частушки и проза. Я бы не хотел останавливаться на имеющихся в этой книге недостатках. Я уверен, что при кропотливой работе от них не останется и следа, а хотел бы рассказать именно о тех сходствах авторского отражения и рядового читателя, в данном случае меня. О том трогающем за душу единении с природой, о живом ясном взгляде на нашу тяжкую жизнь. О вере и предназначении человека, о счастье и творческих муках. О смысле бытия... Однако обо всём по порядку.
      В первом разделе книги "Деревенская пастораль" я вижу поэта влюблённого в красоту родного края, влюблённого в родимую землю. Поэта, воспевающего, казалось бы банальные вещи. Герои её стихов — и подорожник, и ромашка, и старая черешня. Но именно в этой простоте, через эти детали и передаётся тот богатый внутренний мир автора, стремящегося к естественной гармонии со всем живым:
     
     Струился золотом закат
     на окружавшие предметы,
     и ранней осени приметы,
     заметней стали во сто крат.
     Являя таинство смиренья
     стекались листья на колени.
     Ржавели золотистые шары,
     что гордо возвышались у забора,
     и паутины хрупкие миры
     дрожали в ожиданьи, скоро
      они похитят сон у мушек —
     проныр, кусак и ротозеек.
     И травы не торчали дружно,
     как в мае у пустующих скамеек.

     
      Каждый ли из нас задумывается о нашем предназначении, о Боге, о смерти, о судьбе? Я думаю, каждый. А для поэта это одни из основных тем в его творчестве. Вечные темы, которые нельзя обойти стороной. Но чтобы говорить о них, нужен не только жизненный опыт, а нужна высокая духовность и вера. И мне кажется, что Ольга Пономарёва-Шаховская в разделе "Костёр" предстаёт перед нами не только зрелым человеком, а и глубоким и честным поэтом:
     
     О жизни не привыкла — длинно,
     Наверно, потому что коротка,
     Что клин последний журавлинный —
     Тоску несу на крыльях — в облака!
     
     О смерти не привыкла — плохо:
     Находимся под Божьей дланью,
     У каждого из нас своя дорога.
     Её конец — смиренье, покоянье!

     
      В душе мы, конечно, все романтики и мечтатели. Но жизнь со своими реалиями застовляет нас всё больше думать о хлебе насущном, быт заедает нас. Далее мы теряем вкус к жизни и становимся простыми обывателями да потребителями. А такие стихи, что в разделе "Как соль в Атлантике" обветрены морским ветром и пропитаны океанской солью. Они помогают забыться, отрешиться от проблем и подняться над действительностью. Поэт должен быть романтиком! Поэт обязан быть мечтателем:
     
     Раздобуду краски на меду,
     Их слегка с водою разведу
     И раскра
     шу белое стекло,
     Чтобы в стылый дом вошло тепло.
     Нарисую солнца абажур
     И волны блуждающий ажур,
     И дельфинов стайку у буйка,
     Колыханье пальм от ветерка,
     Нас, на пляже греющих бока.
     Горы, а над ними — облака,
     Неба голубого чистый свод,
     А пока рисую март придёт...

     
     Человеческая жизнь... Сколько событий вмещает она в себя? Детство, юность и всё дальше и дальше к далёким берегам. Бесценен человеческий дар, что зовётся памятью. Наша память блуждает по перекрёсткам времени и раскалённой иглой пронзает наш мозг, выхватывая из подсознания наиболее яркие события. И вот в таком симбиозе прошлого, настоящего и будущего, обязательно будущего, мы движемся по жизни под размеренный стук настенных ходиков. Как в одноимённом разделе книги Ольги Пономарёвой-Шаховской:
     
     Ходики
     
     Мне времечко отсчитывают ходики,
     Что куплены задолго до рождения.
     И промахи мои и подвиги
     Отмерены в часах без промедления.
     А сколь кругов ещё повертятся...

     
      В разделе "Отблеск вдохновения" довольно много стихов с посвещениями. Поэт как бы ведёт диалог с давно ушедшими и ныне живущими. Автор проецирует себя на этих людей, пытаясь понять своё предназначение. Уже не просто повествуя, восторгаясь или осуждая. Поэт нащупывает то важное, пускай через неприхотливые и порой наивные образы, то главное. То к чему каждый стремится, сознательно или интуитивно:
     
      Я к вам вернусь
     
      Я к Вам вернусь
      грибным дождём игривым,
      Росой дрожащей на цветке,
      берёзовой зелёной гривой,
      Улыбкой в чистом озерце.
     
      Я к Вам вернусь
      закатом и рассветом,
      Весенним небом
      в кучерявых облаках,
      Душистой корочкой
      ржаного хлеба
      В ребячьих, маленьких руках.

     
      Частушки жанр простой. Ой ли? Для того, чтобы не скатиться на пошлость и чернуху, от автора требуется не только знание народного фольклора, но и отточенной поэтической техники. Тонкого юмора и чувства меры. Частушки это поистине народный жанр. Частушка должна стать своей, она должна быть и злободневна, и лирична, если хотите, одновременно. Такая вот непростая задача. И на мой взгляд у Ольги Пономарёвой-Шаховской есть, при всех оговорках, удачные примеры:
     
     К нам артисты из столицы
     приезжали порезвится.
     Спали, ели, пили, пели —
     наших всё ж не одолели.

     
      или
     
     Внукам дед послал сюрприз:
     апельсинов семь кило.
     Вышел самогон душист,
     отмечало всё село.

     
     И напоследок несколько слов о прозе, представленной маленькими рассказиками. Понравилось то, что автор ищет необычные ходы в тематике повествований. К примеру, в рассказе "Уличный фонарь" и "Стакан". Чувствуется, о чём хотел сказать писатель, что наболело у него в душе. Хотя, конечно, проза это совершенно отдельный жанр. И требуется немало времени и мастерства, а они конечно сразу не приходят, чтобы рассказ был и высокохудожественен, и актуален, и просто интересен. Отрадно, что Ольга Пономарёва-Шаховская пробует себя в разных жанрах. Я желаю ей от всей души новых побед и творческих открытий.
Олег Грисевич