Дина Терещенко __ "И МАЛО МНЕ ЖИЗНИ…"
Московский литератор
 Номер 01 (145) январь 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Дина Терещенко
"И МАЛО МНЕ ЖИЗНИ…"

     
     НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ
     
     Откуда род наш человеческий? Откуда я —
     малая частица непознанной Вселенной?
     Порой мне кажется, что я блуждаю
     по нескончаемому Космосу, ищу звезду,
     где я была живым и сильным атомом,
     я брошена на землю, как зерно: "Расти!"
     И я росла и вырастила звездочку,
     и на нее взирая, терпеливо жду:
     а что же будет дальше?
     И все-таки, молчание Вселенной —
     не молчанье.
     В себе я слышу музыку ее,
     иной раз вздрагивая от непонятных
     обжигающих мелодий.
     Вселенная — во мне.
     И я — ее частица.
     Зерно.
     Я, женщина, — начало всех начал!
     
     КРАСНЫЙ КОНЬ ВОСПОМИНАНИЙ
     
     Красный конь воспоминании,
     неподкован, мчишь куда?
     Годы наших расстояний
     высоки, как та звезда,
     что, смирившись, откровенно
     светит нам своей слезой.
     Красный конь, о друг мой верный,
     ты не гнался б за звездой!
     Не догонишь, не домчишься,
     высока и далека...
     Нас с тобою снова ищет
     поотставшая строка.
     Красный конь воспоминаний,
     ты копытами не бей.
     Понимаю, ты изранен...
     Стой у памяти моей.
     И она вся в шрамах, в шрамах,
     в жутких сполохах войны.
     На далеких на полянах
     все высотки нам видны.
     Красный конь воспоминаний!
     Вновь в нелегкие пути...
     Ты устал. И ты изранен.
     Да и я! Но нам — идти...
     
     ***
     
     Стихи подобны ранам и ожогам,
     когда они рождаются из сердца,
     а если это — лишь кроссворды мозга —
     таким стихам жить вечно не дано.
     Смотрите Пушкина! Он весь — ожог и рана...
     Не признаю стихов, что из обмана,
     но с этикеткой "правды" рождены.
     Они, как глупый ухажёр, скучны.
     Стихи подобны ранам и ожогам!
     Нет, вовсе я не критик строгий
     и не творец стихов морковных и убогих
     и не большой знаток стихосложенья,
     но для меня стихи — самосожженье,
     в котором птица вечная живёт!
     
     МЕККА
     
     В одну и ту же реку
     ты дважды не войдешь.
     Ходили люди в Мекку —
     и там встречали ложь.
     
     Река меняет воды
     с завидной быстротой,
     мы не искали броду,
     ведь это труд пустой.
     
     Хлестали нас неправды,
     а мы, не веря им,
     все шли и шли под градом,
     под ливнем проливным.
     
     И звали нас дороги:
     "Пройди, не оглянись!"
     Измучились, продрогли,
     не раз срывались вниз.
     
     Упорно мед и млеко
     в рот не желали течь…
     Ну, где же эта Мекка?
     Где? В нас! О том и речь.
     
     СТАРУХА
     
     Включаю телевизор — вновь она!
     Так что ж у нас, блокада, иль война?
     Опять в голодной стуже
     с котомкой беззаконною бредет
     в ботинках утлых по московским лужам
     москвичка, помнящая двадцать первый год.
     Незримый крест несущая старуха,
     в глазах ее застывшая печаль,
     сроднились с ней и голод, и разруха,
     а вам, нувориши, ее не жаль?
     Зачем же так бесстыдно, напоказ
     заморскую жратву, заморских вин раздолье,
     валютных девочек полуодетых пляс?..
     Гуляй, гуляй за дорогим застольем.
     Но если встретишь невзначай ее,
     не отводи глаза и уступи дорогу —
     Русь обнищавшая с котомкою идет,
     и шепчет: "Отче наш"!
     И верит только Богу!
     Не отводи глаза и уступи дорогу.
     
     ПЕЧАЛЬНЫЕ СТИХИ
     
     В Переделкино все так до боли знакомо!
     Обойду без тебя наши тропки печальные.
     Возле нашего дома, не нашего дома,
     мы с тобою бродили пред дорогою дальнею.
     Ты прощался с тебе дорогими поэтами.
     Деревенское кладбище, благостно тихое.
     И две розы тобою положены светлые
     на могилу Тарковского. Сколько же лиха
     упокоилось здесь, в тишине погребальной!
     Три сосны Пастернака к могиле недавней
     наклонили свои распушенные кроны.
     Сорок дней лишь прошло. Нет поэта огромного!
     Ты две розы принес на могилу Арсения.
     Знаю я, что в Париже, в одно воскресение,
     ты положишь две розы на могилу Андрея.
     Переплывшие Лету два русских Орфея,
     две кровинки, судьба развела — не спросила…
     Две планеты. Два мира. Париж и Россия!
     
     ***
     
     Я стала похожа на дерево,
     с которого вот-вот сорвется
     последний лист.
     Я забыла слово: "Не могу!"
     Я знаю слово: "Надо!"
     Надо войти в ледяную реку,
     не умея плавать.
     Надо смолчать, когда глупец взахлеб
     убеждает тебя, что он умен.
     Надо писать свои разнесчастные стихи
     по ночам, потому что днем — нет дня, есть
     работа, черная работа. Надо. Надо!
     А на языке вертится: "Хочу к морю!"
     И еще: "Хочу тишины,
     хочу сочувствия, хочу понимания!"
     И если этого нет, рождается одиночество души.
     
     ***
     
     "Встретимся на горизонте"
     
     Встреча на горизонте?
     Какой там горизонт…
     Не парашют, а зонтик,
     обыкновенный зонт
     в моих руках доверчивых.
     И я - на мокрый асфальт...
     Ну, что ж, удивляться нечего,
     фальшивят и бас, и альт.
     "Встреча на горизонте" —
     ишь ты, как хватанул!
     Вы горизонт не троньте,
     не наставляйте дул.
     Было — не раз стреляли
     по моему горизонту.
     Предательски заменяли
     парашют на зонтик.
     
     ***
     
     О, не дай мне, не дай мне опомниться,
     говори, говори, говори.
     Я и грешница, я и скромница,
     как ты щедро меня одарил.
     Я плету, я плету свое кружево
     из твоих полупризрачных слов,
     завяжу узелочек потуже я,
     и мой странный рисунок готов.
     Распущу свое белое кружево
     и с ладони слезинку смахну,
     ах, мой суженый, да не сужденный,
     я останусь в твоем плену.
     О, не дай мне, не дай мне опомниться,
     говори, говори, говори…
     
     ***
     
     Уголок сердца моего болен.
     Как помочь?
     Слушаю звон колоколен.
     Пойти бы в храм,
     да вот тело свое приволочь —
     а оно сопротивляется —
     нет мочи.
     Боюсь надвигающейся ночи.
     Одна во всей квартире,
     а может быть,
     во всем мире.
     Ну да! Во всем мире
     одна.
     Всех схоронила,
     родненьких.
     До дна,
     до самого донышка -
     я одна.
     А люди? Нелюди?
     Идут мимо.
     Каждый сверчок
     свой шесток знает,
     хранит-охраняет.
     А что до тебя —
     дело десятое.
     Так и живу —
     распятая.
     
     ***
      В.
     Ах, милый мальчик,
     утешить в горе меня —
     невыполнимая задача.
     Пусть для других глаза твои звенят,
     другая пусть не плачет
     над тихим холмиком единственного сына.
     Спаси ее, Господь, от этих испытаний.
     Ах, милый мальчик,
     что ты можешь знать
     о том, как но ночам
     подтачивают сердце воспоминания недавних лет,
     как я едва держусь,
     удерживаясь за былинку,
     протянутую Господом в тот час,
     когда пришло ко мне такое испытанье.
     Тебя во сне сегодня увидала:
     ты целовал меня неистово и нежно,
     произнося невнятные слова,
     среди которых уловила свое имя
     и фразу: "Я вас люблю!"
     Мой мальчик, не приходи ко мне во сне,
     не воскрешай то, что давно остыло
     в осиротевшем сердце. Не воскрешай!
     Я не вольна. И я не виновата.
     Будь братом мне! Я потеряла брата!
     Будь сыном мне! Я потеряла сына.
     Глухая ночь.
     Как губы стынут...
     
     ***
     
     Я думала…
     Не надо думать.
     Я плакала…
     Не надо плакать.
     Ах, как северком
     в душу дунуло.
     Лед, слякоть —
     все вперемешку.
     А души нет,
     одна насмешка.
     Надсмеялись, надругались
     над созданьем Божьим.
     А уж было — как ласкали,
     оказалось ложью.
     Вся планета голубая
     черною стала.
     А ведь доброй быть умела!
     От горя — устала.
     А ведь было,
     я ведь было…
     Ах, неужто сказки?
     Две души хоть сохранились,
     и застолье —
     все пристойно,
     ласково, участливо
     горевали вместе…
     а теперь-то оказалось:
     куры на насесте.
     Я гадала, разгадала?
     Мне понять не трудно.
     Вишня с дерева упала —
     вдовушка приблудная.
     Вишня с дерева упала?
     Бабушкины сказки!
     В феврале чудес немало —
     ведьминские пляски.
     
     ***
     
     Нет, нельзя ждать
     каких-то неведомых бед.
     Не накручивай веретено!
     Вот тебе принесли больничный обед.
     Ешь, не ешь, все равно.
     Нет ни матери, ни отца,
     нет сына и дочери нет:
     упросить, пожалеть
     и твердить без конца:
     "Съешь, пожалуйста, свой обед!"
     Нету! Нет…
     
     ***
     
     Гордость моя, уймись,
     не превратись в гордыню.
     Вся моя прошлая жизнь -
     рядышком где-то доныне.
     
     Рядышком, следом идет
     блаженною, горькою тайной,
     дорогой, где не был случайным
     ни один поворот...
     
     Столько вместилось в груди!
     Осколки — кругом… Не поранься!
     Гордыня моя, уйди.
     Гордость моя, останься.
     
     НОША
     
     Мою ношу самой нести.
     Мою память зажать в горсти.
     Моей песне сказать: "Прости,
     что тебя я не допою".
     
     Были, были светлы пути,
     было травам тепло расти,
     было вишням легко цвести,
     а теперь они — без корней.
     
     Я не жалуюсь! Бог спасет.
     Я не плачусь. Мой утлый плот
     в дали тихие уплывет
     от людей с чернотой в душе.
     
     Буду ношу свою нести.
     Буду Память держать в горсти.
     Буду песне шептать: "Прости!"
     Да поможет мне в этом Бог!
     
     И МАЛО МНЕ ЖИЗНИ
     
     Меня сочиняли события, люди,
     восторги, потери, смешки и хула.
     Меня убивали из древних орудий,
     а я оживала и снова жила.
     И снова живу! Пострашнее бывало!
     Остались кладбища. Святыня. Цветы...
     А зло в меня целилось — не попадало.
     Ладони раскрою — столбы и кресты...
     И все-таки солнце утрами светило,
     и все-таки гнев усмиряла любовь.
     Я на поединок опять выходила
     и молвила: "Что же, иди, прекословь!"
     Но зло повисало гнилушкой на ветке,
     его обходили ветра и дожди,
     и, жалкое, словно предатель в разведке,
     понять не хотело, что все позади.
     Все, все, что недобрым означено словом —
     неверность и трусость, и фальшь, и навет,
     под грузом, под черным, под вечным покровом —
     гнилушкою, не излучающей свет.
     А я ожила! Пострашнее бывало.
     Над злом возвышает меня доброта.
     И мало мне жизни. И неба мне мало.
     И красок — для нового — мало холста.
     
     МЕШОК ЗАПЛЕЧНЫЙ
     
     Татьяне Добрыниной
     Прогоню свою беспечность
     и за ней захлопну дверь,
     и взвалю меток заплечный...
     Сколько в нем моих потерь!
     Сколько в нем воспоминаний —
     добрых, горьких, никаких.
     Сколько встреч и расставаний,
     строк иззябнувших, нагих.
     Неуютно, непонятно
     этим строчкам в пустоте,
     им бы к людям, в путь обратный,
     тот, где строчке-сироте
     сгинуть не дадут, согреют
     человеческим теплом.
     А колючий ветер веет,
     корчит рожи, рвется в дом.
     Прогоню колючий ветер
     и за ним захлопну дверь.
     Ах, как сладко жить на свете!
     Ах, как горько от потерь!
     
     ***
     
     Вот и схлынула с неба серость.
     Вот и звездочка в небе зажглась.
     Ах, как нынче мне горестно пелось!
     Ах, как сердце исплакалось всласть!
     Может быть, где-то там, ближе к Богу,
     кто-то вспомнил меня, пожалев,
     что тернистую эту дорогу
     я прошла. И, ее одолев,
     я за жизнь, что пока не угасла,
     все еще не хочу отцветать,
     что в лампадке моей вдосталь масла,
     и его мне еще подливать.