Виктор Крамаренко __ И СНОВА РОБИН ГУД.
Московский литератор
 Номер 03 (147) февраль 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
И СНОВА РОБИН ГУД.

     
     Евгений Бузни. Зивелеос: роман. Москва, РИФ "РОЙ", 2005.
     У вас не было такого, уважаемый читатель, что, прочтя несколько произведений одного и того же автора, вы чувствовали руку двух разных писателей: другую тональность, методологию, динамику письма, по-иному складывались образы? Со мной это случилось несколько раз — с Михаилом Булгаковым, когда в одном томе следом за "Белой гвардией" шёл роман "Мастер и Маргарита", и с Андреем Платоновым, когда после "Котлована" я прочёл в каком-то журнале "Счастливую Москву". Я диву давался, как может преобразиться язык писателя, как просто и в то же время строго соблюдены законы, диктующие жизнь каждому этому произведению. Видимо, это и есть служение литературе, высокое мастерство сочинителя и, главное, любовь к своему делу.
     Что-то подобное произошло и после прочтения романа Евгения Бузни "Зивелеос". Романа дерзкого, ироничного, фантастического, непохожего на прежние его реалистические вещи. И я подумал: надо же, как необъятен твой мир, литература, как невероятно богат и неисчерпаем твой родник.
     Действие романа происходит в нынешней Москве, главный герой, журналист Николай Самолётов, словно явившийся к нам через прошлое из будущего, повторяет подвиги Робин Гуда. Облачившись в чудо-костюм, изготовленный по забытому советскими военными патенту, он вытряхивает карманы у завсегдатаев казино и раздаёт деньги бедным людям. Но он не бандит с большой дороги, не религиозный кликуша, каким-то образом прикарманивший чужое открытие и переманивающий обманутый народ на свою сторону. Он действует инкогнито и все средства, награбленные олигархами и накопленные "новыми русскими", раздаёт нуждающимся: беспризорным детям, ведущим жалкое существование патриотическим изданиям.
     Естественно, по закону жанра, его должны были обнаружить. И обнаружили — вначале братки, прикрываемые властью, а затем и правоохранительные органы, что в сущности одинаково. И те, и другие пытаются использовать дар журналиста как инструмент по отъёму денег, сами становясь грабителями.
     Главный герой романа — русский Робин Гуд — смел, находчив, проницателен. И пуля его не берёт, и искушение не одолевает, и простой люд за ним подымается…
     Конечно, Евгений Бузни не первый, кто создал "народный роман", который по замыслу автора должен всколыхнуть родное Отечество на борьбу с несправедливостью. Так и просится назвать "Ворошиловского стрелка" Виктора Пронина, "Дочь Ивана, мать Ивана" Валентина Распутина, убийственный по своему накалу "Княжпогост" Анатолия Апостолова. Но как всё же мало встречается таких книг, пробуждающих у читателей доброту и, страшно подумать, милосердие. Кресты, могилы, темень совести, стремление во что-бы то ни стало заключить сделку с нечистой силой — вот, что сегодня нам предлагают яркие обложки. Будем же избирательны!
     Судя по всему, роман Евгения Бузни "Зивелеос" не окончен. Ждём продолжения!