Виктор Крамаренко __ МОЛЮСЬ РОССИИ
Московский литератор
 Номер 04 (148) февраль 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
МОЛЮСЬ РОССИИ

     
     Светлана Соложенкина. От счастья наискосок: стихотворения. М., 2005.
     СпустЯ десЯть лет известная московская поэтесса Светлана Соложенкина, к радости читателей, наконец-то выпустила новый сборник стихов. И название ему дала ласковое, чисто женское — "От счастья наискосок". В книгу вошли стихотворения, написанные в трудные перестроечные и дореформенные годы. Уже тогда провидческий взгляд поэта видел грядущий крен, надлом духовного здания отечества, по доброте душевной наречённый "наискосок".
     
     Царевич Дмитрий с Павликом Морозовым
     играют в прятки… Светел день и тих…
     И рубашонки на обоих розовы,
     но крестик — только на одном из них.

     
     Ничего себе "наискосок"! Разрыв тысячелетнего пути русского народа, подмена ценностей, ведущих не к искомому счастью, а в тупик. Это сродни никоновским реформам двуперстия при боярине Морозовой, когда через колено ломали Святую Русь в угоду новым веяниям Европы.
     По Светлане Соложенкиной — чиста, доверчива, ранима наша Родина, и пути её, как эти два несмышлёныша, равноудалены от счастья. Один, сверкая ножиком, мечтает о кровавых игрищах своего родителя Ивана Грозного, но при этом крещённый, другой, некрещённый, — свято верит, что, предав отца, накормит голодных. Где то счастье, в ком та правда, к которой нужно стремиться России?!
     В стихах Светланы Соложенкиной постоянно чувствуешь боль за отчизну, мечущуюся из одной крайности в другую, в отчаянном крике она указывает дорогу "наискосок от счастья" в надежде, что она, дорога, приблизит нас к пониманию той исторически предначертанной роли России, а именно, в сохранении этноса и религии. Перекликаясь со Львом Гумилёвым, поэт предрекает гибель нации, если не сохраним нашу самобытность и чистоту, если перечеркнём и придадим забвению всё, что создали наши предки во имя этого.
     
     Откуда рожь и васильки в снегу?
     А, это — церковь… золотая в синем…
     Стою, налюбоваться не могу.
     Молюсь России.
     
     Она пребудет в белом — не в былом,
     и средством никогда, но вечной целью.
     Махнёт сорока вееромкрылом
     и скроется за елью.
     
     Я на крутую горку заберусь.
     Вон снегири и дети на полянке…
     И среди них — младенец Иисус
     садится на серебрянные санки.

     
     Как всегда, Светлана Соложенкова в своих стихах пытается докопаться до истины и, находя её, не ведает страха.
     
     В Лавре даже крестики сирени
     кажутся святыми.
     Нищий встал у церкви на колени
     и глядит глазницами пустыми.
     
     Я не знаю, чем ему поможет
     жалкий грош, который в шапку кину.
     Облако подай мне, Боже, Боже,
     эту землю навсегда покину.

     
     Или:
     
     "Распни его!" — ревели глотки грозно.
     Нависла туча, чёрная, как ночь.
     А ласточки выхватывали гвозди —
     и улетали прочь.
     
     "Распни его!" — толпа ревёт и ныне,
     и покидают ласточки наш кров,
     и в городах — как будто бы в пустыне —
     не отыскать нам собственных следов.

     
     Отчаянье? Осуждение? Покаяние? Нет — боль, за ввергнутый в нищету и духовное прозябание народ, сам того пожелавший. И в тоже время слышно: не надо отчаиваться, нужно благодарить Всевышнего и идти дальше.
     
     Белый цвет на траве… белый цвет на снегу… белый снег…
     Может, всё на земле — это только один человек?
     То, что знает младенец, припомнит позднее старик,
     когда век промелькнёт для него, как блаженнейший миг.
     Покосилась скамья… И си
     рень поредела в саду,
     Мимо собственной жизни с забившимся сердцем иду.
     Я гляжу на дорогу, на голый заснеженный куст…
     "Слава Богу за всё!" — как сказал Иоанн Златоуст.

     
     Спустя десять лет, после "Света незримого" (1995), седьмого поэтического сборника Светланы Соложенкиной, мы увидели новую её книгу, такую же пронзительную и искреннюю, прямую и ненавязчивую, заставляющую по-новому осмыслить нашу с вами жизнь. Пожелаем ей достойного литературного долголетия.