Виктор Крамаренко
МОЛЮСЬ РОССИИ
|
Светлана Соложенкина. От счастья наискосок: стихотворения. М., 2005.
СпустЯ десЯть лет известная московская поэтесса Светлана Соложенкина, к радости читателей, наконец-то выпустила новый сборник стихов. И название ему дала ласковое, чисто женское — "От счастья наискосок". В книгу вошли стихотворения, написанные в трудные перестроечные и дореформенные годы. Уже тогда провидческий взгляд поэта видел грядущий крен, надлом духовного здания отечества, по доброте душевной наречённый "наискосок".
Царевич Дмитрий с Павликом Морозовым
играют в прятки… Светел день и тих…
И рубашонки на обоих розовы,
но крестик — только на одном из них.
Ничего себе "наискосок"! Разрыв тысячелетнего пути русского народа, подмена ценностей, ведущих не к искомому счастью, а в тупик. Это сродни никоновским реформам двуперстия при боярине Морозовой, когда через колено ломали Святую Русь в угоду новым веяниям Европы.
По Светлане Соложенкиной — чиста, доверчива, ранима наша Родина, и пути её, как эти два несмышлёныша, равноудалены от счастья. Один, сверкая ножиком, мечтает о кровавых игрищах своего родителя Ивана Грозного, но при этом крещённый, другой, некрещённый, — свято верит, что, предав отца, накормит голодных. Где то счастье, в ком та правда, к которой нужно стремиться России?!
В стихах Светланы Соложенкиной постоянно чувствуешь боль за отчизну, мечущуюся из одной крайности в другую, в отчаянном крике она указывает дорогу "наискосок от счастья" в надежде, что она, дорога, приблизит нас к пониманию той исторически предначертанной роли России, а именно, в сохранении этноса и религии. Перекликаясь со Львом Гумилёвым, поэт предрекает гибель нации, если не сохраним нашу самобытность и чистоту, если перечеркнём и придадим забвению всё, что создали наши предки во имя этого.
Откуда рожь и васильки в снегу?
А, это — церковь… золотая в синем…
Стою, налюбоваться не могу.
Молюсь России.
Она пребудет в белом — не в былом,
и средством никогда, но вечной целью.
Махнёт сорока вееромкрылом
и скроется за елью.
Я на крутую горку заберусь.
Вон снегири и дети на полянке…
И среди них — младенец Иисус
садится на серебрянные санки.
Как всегда, Светлана Соложенкова в своих стихах пытается докопаться до истины и, находя её, не ведает страха.
В Лавре даже крестики сирени
кажутся святыми.
Нищий встал у церкви на колени
и глядит глазницами пустыми.
Я не знаю, чем ему поможет
жалкий грош, который в шапку кину.
Облако подай мне, Боже, Боже,
эту землю навсегда покину.
Или:
"Распни его!" — ревели глотки грозно.
Нависла туча, чёрная, как ночь.
А ласточки выхватывали гвозди —
и улетали прочь.
"Распни его!" — толпа ревёт и ныне,
и покидают ласточки наш кров,
и в городах — как будто бы в пустыне —
не отыскать нам собственных следов.
Отчаянье? Осуждение? Покаяние? Нет — боль, за ввергнутый в нищету и духовное прозябание народ, сам того пожелавший. И в тоже время слышно: не надо отчаиваться, нужно благодарить Всевышнего и идти дальше.
Белый цвет на траве… белый цвет на снегу… белый снег…
Может, всё на земле — это только один человек?
То, что знает младенец, припомнит позднее старик,
когда век промелькнёт для него, как блаженнейший миг.
Покосилась скамья… И си
рень поредела в саду,
Мимо собственной жизни с забившимся сердцем иду.
Я гляжу на дорогу, на голый заснеженный куст…
"Слава Богу за всё!" — как сказал Иоанн Златоуст.
Спустя десять лет, после "Света незримого" (1995), седьмого поэтического сборника Светланы Соложенкиной, мы увидели новую её книгу, такую же пронзительную и искреннюю, прямую и ненавязчивую, заставляющую по-новому осмыслить нашу с вами жизнь. Пожелаем ей достойного литературного долголетия.
|
|