Сергей Красиков __ ТЕЛЕПЕРЕДАЧА "ИГРАЙ, ГАРМОНЬ, — ВЫРАЗИТЕЛЬ НАРОДНОЙ ДУШИ
Московский литератор
 Номер 05 (149) март 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Сергей Красиков
ТЕЛЕПЕРЕДАЧА "ИГРАЙ, ГАРМОНЬ, — ВЫРАЗИТЕЛЬ НАРОДНОЙ ДУШИ

     
     ПОПУЛЯРНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕЛЕПЕРЕДАЧА "Играй, гармонь" отмечает двадцатилетие выхода в эфир 5 марта сего года в Кремлёвском Дворце Съездов. У её истоков стоял талантливый композитор, поэт Геннадий Дмитриевич Заволокин. За двадцать лет в эфир вышло 960 телепередач. Семьсот двадцать из них — при Геннадии Дмитриевиче и 240 — под руководством не менее талантливой его дочери Анастасии Геннадиевны.
     В судьбе прародителя этого явления всё было далеко не случайным, как не бывает случайным выбор Высшего Промысла.
     Родился Геннадий Дмитриевич в селе Пораболи на севере Томской области — в горьком месте для тысяч раскулаченных и сосланных крестьян в так называемые "необжитые районы". На голом месте необходимо было строить новую жизнь. Пращурам и отцу Геннадия полной чашей пришлось хлебнуть страданий не только по построению нового села, но и на фронтах Великой Отечественной: бои, ранение, тяжелое выздоровление.
     Из полсотни мужиков, ушедших на фронт, живым явился только Дмитрий Захарович Заволокин и возвратился, кажется, только для того, чтобы на свет появились Александр и Геннадий.
     После их рождения, семья переезжает в рабочий поселок Сузун, расположенный на красивом, раздольном участке земли.
     Отец дарит отпрыскам к душевным самовыражениям гармошку. И души у сорванцов начали песенные праздники. Геннадий поступает в музыкальное училище, где выделяется среди абитуриентов как непревзойдённый аккомпаниатор. Однако на этом не останавливается, углубляется в аранжировку, ищет и находит свой неповторимый исполнительский почерк.
     Из Сузуни молодой музыкант перебирается в Новосибирск, становится руководителем Народного Хора во Дворце Культуры, знакомится с новосибирским поэтом Василием Михайловичем Пухначевым, пишет первую песню "Звали, звали Ванюшу". Песню подхватывает Рязанский Народный Хор, и коллектив "Воронежские девчата".
     Совместно с братом Александром Геннадий представляет слушателям частушки "Сирьбирь-бирь" и "Ты мне нитки не мотай", бросив тем самым вызов официальной песенной скуке. Два моло дых, жизнерадостных парня, красивых и улыбчивых, мгновенно расположили к себе аудиторию. Определяя свой выбор в искусстве, они перешли работать в филармонию, затем во Дворец Культуры завода "Сибсельмаш". Разъезжая с концертами по Сибири, собирали частушки. С известным режиссером Юрием Шиллером сняли кинофильмы "Плясуны" и "Гармонисты", исподволь как бы подступая к телепередаче "Играй, гармонь". Первые же выпуски её вызвали небывалый зрительный интерес, восторженные народные отклики, и всё потому, что удивительно соединяли создателя телепередачи с истинно-народной душой. Геннадий Заволокин являл на экране сам народ весёлый, добрый, доверчивый, талантливый, живой и по-детски наивный.
     На этом тернистом, выстраданном пути Геннадий Дмитриевич пришел к Православной вере и как православный человек осознал: талант, данный Богом, должен служить делу Божескому без компромиссов, истово, с полной отдачей сил.
     Сколько сердец и душ согрелось и возродилось на чудодейственной передаче "Играй, гармонь", на духовных песнях певца-композитора, сколько рук протянулось к незатейливому и яркому инструменту гармони — заступнице душ человеческих, (воистину идущей под руку с народом), сосчитать невозможно. Множество мирян приобщила передача к православной вере, к молитве и к слову Божью, находя в них помощь и поддержку.
     Геннадий Дмитриевич умер с молитвой на устах, по моим стихам, ставшим нашей песней "Я родился в Сибири", как бы заранее предопределив уход из жизни.
     
     Я родился в Сибири в неброском бревенчатом доме,
     Под разлив листопада и грустный напев журавлей,
     Красноперые птицы на желтой-прежелтой соломе
     Увлеченно клевали проталины солнечных дней.
     
     На заре за гудками вокзала
     Плыли дали небес голубы.
     Мать-Сибирь мне рукой помахала,
     Пожелала счастливой судьбы.
     
     Завывала пурга, степь дышала метельной истомой.
     Бились по ветру гривы испуганных белых коней.
     С неба белые птицы на белой-пребелой соломе
     Пух и перья роняли в расщелины звезд
     ных теней.
     
     Вьюга долго степями гуляла.
     Белый снег заметал белый свет.
     Мать-Сибирь за спиною стояла
     И молитвы шептала во след.
     
      Знаю, охнет земля от раскатов далекого грома,
     Знаю, буду у жизни стоять я на самом краю,
     Молча черные птицы на черной-пречерной соломе
     Вскинут черные крылья и тихо погасят зарю.
     
      Покачнется заря надо мною,
     Упадет и не будет зари.
     Мать-Сибирь урони надо мною
     Покаянные слезы любви.
     

     Земля оохнула. Чёрные птицы на чёрной-пречёрной соломе крылья вскинули. Земля-заря вместе с последним вздохом Геннадия Дмитриевича Заволокина погасла в июльский вечер 2001 года.
     После его ухода передача "Играй, гармонь" осиротела и опечалилась, но не надолго. Долго скорбеть наша страна не умеет. А сам Геннадий Дмитриевич сокрушаться не любил и не позволял сокрушаться своим преемникам-детям Анастасии и Захару, ансамблю "Частушка", редакторам, режиссерам и операторам телепередачи.
     Эстафету отца переняла дочь Анастасия со всегда готовым к помощи братом Захаром и матерью, рано овдовевшей супругой Геннадия Дмитриевича Светланой Дмитриевной Заволокиной, исключительно редко появляющейся на телеэкране и никогда не упоминающейся в титрах. А ведь это именно она, незримый директор и организатор, всегда стояла за спиной Геннадия Дмитриевича, как сегодня незримо стоит за спиной своих одарённых детей.
     Анастасия Геннадиевна, художественный руководитель телепередачи, не только продолжила дело отца, но и привнесла в передачу много уникальных собственных песен, написанных в манере и в духе Геннадия Дмитриевича.
     В честь двадцатилетия выхода в эфир телепередачи "Играй, гармонь" хочется поздравить всех её исполнителей и передать сердечное спасибо первому каналу телевидения за поддержку и предоставление эфирного времени столь необходимой музыкальной отдушине.
     Десятки самородных гармонистов-виртуозов явил публике Геннадий Дмитриевич, сотни зазывных певцов с ярковыраженными проникновенными, полнозвучными голосами. Дочь его не менее искусный поисковик.
     В очередной (восьмой!) раз на фестивале "Золотой десятки" России мастера-гармонисты собрались под Новый 2005 год в городе Уфе — столице республики Башкортостан.
     Слёт "первых ласточек" по инициативе Геннадия Дмитриевича произошёл в городе Новосибирске в 1999 году. Затем "золотые гармонисты" собирались и в Санкт-Петербурге, и в Иванове, и в Курганской области. Но эта "Десятка" отличалась от предыдущих своим многонациональным составом. Представители России, Татарстана, Башкирии, Якутии, Мордовии, Удмуртии, Украины встретились с огромным желанием пообщаться, поделиться своим творчеством, набраться мастерства и опыта, а главное — порадовать телезрителей.
     Василий Неустроев приехал из Якутии, Петр Спирин — из Иванова, Раиль Гизатулин — из Башкортостана, Оксана Радевич — из Томска, Алексей Белослудцев — из Ижевска (Удмуртия), Игорь Навалихин — из Нижегородской области, Виктор Лихачев — из Ленинградской, Иван Святкин — из Украины.
     Несть числа им талантливым музыкантам и певцам. Воистину гармонь — это сердце российской деревни. Без неё и девчата на селе переведутся, да и парни не вырастут в настоящих рыцарей. А растит и воспитывает их телепередача "Играй, гармонь".