Алексей Ростовцев __ ОТБЛЕСК ЭПОХИ
Московский литератор
 Номер 05 (149) март 2006 г. Главная | Архив | Форум | Обратная связь 

Алексей Ростовцев
ОТБЛЕСК ЭПОХИ

     
     Аршак Тер-Маркарьян. "Отблеск века на лице" — "Московский Парнас", М., 2005.
     У каждого Человека, кроме великой Родины, есть Родина малая. Малой Родиной замечательного писателя и журналиста, члена корреспондента Академии поэзии, лауреата многих премий Аршака Тер-Маркарьяна стала улица Красных Зорь в славном городе Ростове-на-Дону, населённая некогда ворами в законе, отпетыми хулиганами, легкомысленными красавицами и хорошими мастеровыми людьми. Здесь, у крутого спуска к Дону и порту, рядом со знаменитой мореходкой имени Георгия Седова, где готовили штурманов дальнего плаванья, и находился тот самый гриновский Зурбаган. Тут каждый был личностью. Тут в жестоких уличных драках ковались характеры. И не случайно именно отсюда вышла целая плеяда отважных воинов, выдающихся спортсменов и гордых художников свободного слова. И не случайно, когда Аршаку стало тесно дома, он нанялся на гидрографическое судно "Барограф" да и махнул вокруг шарика.
     Аршак в равной степени патриот родины его предков — Армении и своей Родины — России. Родина — это прежде всего люди: те, что жили до нас, те, что живут сегодня и те, что будут жить после нас. Безлюдной родины не бывает. Вот и книга Аршака "Отблеск века на лице", сложенная из сотен крошечных рассказов, населена сотнями людей, хороших и всяких. Немало среди них и наших земляков с донской земли. И надо всем этим многолюдьем высится фигура колосса — величайшего русского гения двадцатого века Михаила Шолохова. Встречам с Шолоховым посвящено много страниц и уникальных снимков.
     Хотелось бы обратить внимание читателя на высокий гражданский накал "Отблеска века". Радости страны — это радости автора, горе народа — его горе. Он плачет, когда видит, как зарастают уже не бурьяном, а подлеском поля, раскорчёванные и возделанные прадедами, как внучки строгих красавиц-казачек, о которых он когда-то писал очерки для областной молодёжной газеты, выходят на трассу Москва-Ростов, чтобы продать себя первому проезжему. Оболваненная рыночным телевидением страна, без руля и ветрил, люди без путеводного огня в душах, лютая нищета — вот что увидел писатель, путешествуя совсем недавно по шолоховским местам. "Грянет ли очистительный гром?!" — восклицает он с горестной надеждой.
     Что же такое книга А.А. Тер-Маркарьяна? Мемуары? Нет. Мастерски выполненные цветные снимки, запечатлевшие какие-то мгновенья века? Тоже нет. Снимки мертвы, а тут живые блики, радужные, ускользающие и возникающие вновь. Это скорее стихи в прозе, написанные ярко, красочно и сочно. Они подобны букету цветов, который никогда не увянет и будет украшать нашу жизнь, пока мы ходим по этой грешной земле.