I.
Вся атмосфера нашего времени такова, что предательства следуют одно за другим почти автоматически, то называясь, а то и не называясь предательствами. Те люди, которые вчера клялись тебе в любви и верности и убеждали, что все вокруг предатели, а надеяться тебе можно лишь на этих, которые клянутся, — наутро как ни в чём не бывало стопроцентно предают тебя и грубят тебе же. Забыто всё, что для них тобой сделано; "я, я, я" превыше всего. Недавно я почти случайно перечитал "Молох" Куприна. Вот там эта Нина — нынешний образец всего; ничто не ново под луной.
Психика с трудом выдерживает не столько всякие экономические безобразия, воровство, коррупцию и т.п., сколько вот это. Как ни верти, человеку нужно хотя бы нечто устойчивое. Люди давно уже стыдятся произносить вслух слова "Истина, Добро, Красота", слово "верность" вообще стало неприличным. Но где-то в душе живёт "нечто".
Не случайны, например, эти так и не прекращающиеся споры вокруг Бахтина: его идеи очень соблазнительны для художника как художника, но вот доходит до "последнего" (любимое слово Бахтина) — и — как? Всё "диалогично"? Всё и всюду право? Нет единой последней (божественной!) инстанции? Не согласны! А "писать прозу" всё равно охота…
Как быть, когда отнято всё? Все надежды?
Самоубийство?
Это, прежде
всего, глупо. Да и как посмотришь на небо… на деревья…
… Жив?
Соблюдай свой долг.
Блюди свой выбор, сказали бы западные экзистенциалисты.
Уж эти мне экзистенциалисты... ну да ладно. В чём-то они правы.
Не нравится то и это?
А ты чего хотел.
Ты же сам… всё знал.
Всё равно плохо?
Ну да.
"Но ты останься твёрд, спокоен и угрюм", — завещал тебе главный и неизменный классик.
Жив; ладно.
|
|