Олег Гайданов: __ «НЕОБХОДИМО ПОВЫСИТЬ ДОВЕРИЕ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ»
Московский литератор
 Номер 12 июнь 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Олег Гайданов:
«НЕОБХОДИМО ПОВЫСИТЬ ДОВЕРИЕ К ИНСТИТУТАМ ВЛАСТИ»

     
     Олег Иванович Гайданов — один из самых известных прокуроров в России. Он расследовал знаменитое "Узбекское дело", дело об октябрьских событиях 1993 года, дело о "золоте партии". Прошел почти за 30 лет путь от следователя горпрокуратуры до исполняющего обязанности генерального прокурора России. Сегодня прокуратура, её деятельность в центре внимания. Олег Иванович согласился ответить на наши вопросы.
     
     Корр. Олег Иванович! Как вы расцениваете выбор президента в пользу Юрия Чайки? Каким он будет генеральным прокурором?
     Олег ГАЙДАНОВ.
Мне кажется, это удачный выбор. Заметьте, кандидатура Чайки никем не называлась в аналитических раскладах, что ещё раз подтверждает, что журналистские выводы часто похожи на гадание на кофейной гуще. А ведь Чайка, что называется, родом из прокуратуры. Он прошёл путь от следователя районной прокуратуры до самых верхов, не минуя ни одного этапа. Его не сравнишь с некоторыми нынешними выскочками, которые меняли по нескольку кабинетов в течение года. Это очень опытный прокурор, осознающий необходимость перемен в генеральной прокураторе и в прокурорской системе вообще.
     Корр. В чём, по-вашему, эти перемены должны заключаться?
     О.Г.
Необходимо наконец-то понять, что если у МВД, ФСБ, Прокуратуры, Таможни имеется свой отдельный следственный аппарат, ничего хорошего по части раскрываемости преступлений и неотвратимости наказания ждать не приходится. Следователь — это центральная фигура всей уголовной юстиции. Нам как воздух необходимо создание централизованного, независимого, в том числе и материально, следственного комитета — федеральной следственной службы РФ. Это тема обсуждается давно. Есть у неё противники, есть и сторонники. Противники часто приводят довод, что вот в Казахстане создали такой комитет и расформировали через два года. Но я знаю, кого поставили во главе этого комитета. Эти люди неспособны были решить задачу такого уровня
     Корр. А Чайка способен?
     О.Г.
Думаю, что исходя из его убеждений и профессиональной подготовленности ему по силам решить подобную задачу.
     Корр. Как вы прокомментируете раскручиваемое ныне "мебельное дело"?
     О.Г.
Это музыка, на которую ещё не написаны слова. Когда музыка сочинялась, слов ещё не было. Я думаю, нам ещё предстоит узнать немало удивительных подробностей этого дела, особенно о тех лицах, кто препятствовал расследованию и подвергал преследованию тех, кто осуществлял первоначально его расследование, в частности, следователя Зайцева.
     Корр. Вам приходилось работать с Юрием Бирюковым?
     О.Г.
Нет. Поэтому не буду ничего комментировать. Опираться на слухи и на журналистские домыслы — не в моём стиле. Могу сказать одно: вряд ли Бирюков принимал все решения самостоятельно. Система прокуратуры этого не позволяет сделать.
     Корр. Как вы считаете, с чем связана отставка Устинова?
     О.Г.
Вообще, на мой взгляд, в отставках нет ничего необычного. Люди, особенно в должности генпрокурора и его заместителей, должны рано или поздно уходить, уступать место другим. Устинов много сделал для прокуратуры, для её реформирования. Он ушел с чувством выполненного долга. Ему приходилось принимать очень непростые решения. Далеко не каждый бы решился на его месте на такое. Последнее время реформы в прокуратуре стали пробуксовывать. Нужен новый человек. Допускаю, что Устинов просто устал. А потом я помню, как цеплялся за свою должность Скуратов. У всех прокуроров это вызывало чувство брезгливости. Всё-таки ты, генеральный прокурор — служивый человек, око государево. Ты дела расследуй, арестовывай, кого считаешь нужным, если считаешь, что их вина доказана, только не занимайся не относящимся к процессуальному производству словоблудием. Сказали спасибо за службу — уходи достойно. Устинов, я считаю, ушёл достойно.
     Корр. С мебельным делом эта отставка связана?
     О.Г.
Думаю, что причины здесь комплексны. Нет какой-то одной решающей. Да и время, когда людей из кабинетов выносили в ЦКБ, уже прошло. Надо отдыхать. Работа генерального прокурора, уверяю вас, весьма изнурительна, и не только в физическом плане.
     Корр. Сможет ли Устинов стать самостоятельной политической фигурой?
     О.Г.
Маловероятно. Он человек очень исполнительный, этакий служака. На политического лидера, способного к креативной общественной деятельности, явно не тянет.
     Корр. Сейчас борьба с коррупцией превращается в "причту во языцах". Об этом часто говорит президент страны Владимир Путин. Скажите, в нынешнем своём виде прокуратура способна решить поставленную президентом задачу?
     О.Г.
Не способна. Говорю это с болью, но это так. Во-первых, прокуратура в последние десятилетия сама небезупречна. Нынче людям порой приходится давать взятку прокурорскому работнику даже не за то, чтобы он принял незаконное решение, а за то, чтобы восторжествовала справедливость. Это самое страшное. Во-вторых, внутри самой системы, фактически не претерпевшей существенных структурных изменений, накопилось немало проблем. Таким образом, перед новым главным прокурором стоит целый комплекс задач. Прокуратура — огромный аппарат. В него входят люди, которые находятся на передовой борьбы с преступностью, случается, рискуют жизнью. Вполне логично, что они имеют, скажем так, некоторые льготы. А почему эти льготы должны иметь кадровики, статисты и другие чиновники от прокуратуры? А потом говорят, что на содержание прокуратуры тратятся огромные деньги? Также необходимо коренным образом пересмотреть систему подбора кадров. Ни для кого не секрет, что подчас родители стимулируют кадровиков и прокурорских начальников, чтобы их чадо было принято на работу. И что такой молодой юрист чувствует? Прежде всего, он хочет отдать долг своим родителям. А зарплаты прокурорские ох как невелики. Дальше продолжать?
     Корр. Что нужно сделать, чтобы у населения вернулось доверие к правоохранительной системе?
     О.Г.
Есть такое понятие — неотвратимость наказания. Вот если оно будет обеспечено, тогда можно будет о чём-то говорить. Хотя не стоит всё сваливать на правоохранительную систему. Речь идёт о доверии к институтам государства вообще. Что, у народа украли все сбережения правоохранительные органы в 1991, 1998 году? Что, в 1993 году на грань гражданской войны страну поставили правоохранительные органы? Так что надо вести речь о государстве в целом и о доверии к нему. Мне кажется, сейчас шаги в этом направлении делаются. И назначение на пост Генерального прокурора Юрия Чайки — один из таких шагов.
     
Беседу вёл Максим Замшев

     
     От редакции:
     Когда верстался номер, стало известно, что Владимир Устинов назначен на должность Министра юстиции. Посмотрим, удалось ли ему за прошедшее время отдохнуть и восстановить силы для новой работы.