Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 14 июль 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Если судить по внешним признакам и быть пристрастным, то можно уверенно утверждать, что отечественная духовность переживает небывалый подъём. Фантастически процветает книгоиздательство, кинематограф фонтанирует соответствующей продукцией, театров в одной только Москве, наверное, миллион… Концерты, спектакли, выставки, перформансы, литературно-музыкальные композиции и постановки на библейские темы… Излюбленная мысль, объединяющая отпетых "либералов" и самых благонамеренных "почвенников": расцвет духовности в нынешней России сравнительно с советским периодом поистине небывалый. Тот очевидный факт, что новейшая российская история не явила миру ни одного подлинного властителя народных дум, никого не беспокоит. Собственно, у народа и дум-то особенных нет. Общество сосредоточенно ушло в частную жизнь и стяжание. Церковные структуры служат тому, кто больше заплатит, между делом склоняя простонародье к смирению и покаянию. Интеллектуалы презрительно воротят нос от идиотских российских сериалов, а миллионы граждан с нетерпением ждут вечера, чтобы из чернушной реальности хоть на один час нырнуть в комфорт своего воплощённого жизненного идеала — с крутыми тачками, красивыми бабами и немереными "бабками". Вообще, в деле оболванивания народа современный российский кинематограф уверенно играет одну из первых ролей, наряду с телевидением как таковым. За этот грех он расплачивается неизбывной периферийностью, но отечественных кинодеятелей это качество вполне устраивает. Антисоветчина и пошлость, как это ни покажется странным с позиции здравого смысла, продолжают щедро финансироваться. Один из последних "шедевров", разрекламированных ныне на каждом углу — фильм "Перегон". Глумливая русофобия (являющая себя, как часто бывает, в форме антисоветчины) выливается на зрителя под видом "трагикомедии" — современные манипуляторы поднаторели в демагогии и смысловых подменах. Советские лётчики времён Великой Отечественной войны все как один представляются эдакими обаятельными, к тому же всегда "озабоченными" дебилами, и эта тема в разных вариациях сладострастно смакуется авторами на протяжении всего двухчасового фильма. Весь остальной сюжет абсолютно высосан из пальца, но от этого ещё более аморален. Простодушному налогоплательщику за его же деньги делают идеологическую инъекцию, фактически принуждая участвовать в коллективном глумлении и над памятью Великой Победы, и над историей своей Родины. Равнодушие к этому упомянутого налогоплательщика свидетельствует о том, что длительная систематическая работа в этом направлении не была безрезультатной. Излишне говорить о том, что это лишь частный эпизод большого процесса, в котором задействован целый высокооплачиваемый социальный слой. И попробуйте только сказать представителям этого слоя, что они в чём-то неправы…
     Пусть будет "свобода слова". Пусть будут "авторские версии" и "художественное осмысление". Но без подлости и глупости. История не простит нам… Впрочем, история много чего нам не простит.
     Советская власть создала уникальную цивилизацию, величие которой признавал весь мир и преклонялся перед ней. Она служила интересам трудового народа столь ревностно, что её пример на протяжении всей истории грядущей может быть недосягаемым. Все её несовершенства и даже пороки уравновешивались её гуманистической сущностью. Великое наследие СССР в науке, культуре, здравоохранении, образовании и пр. по сей день свидетельствует за Россию перед человечеством.
     Драматическим обстоятельством для авторов современных идеологических концепций является то, что без признания семидесятилетнего советского периода абсолютно правомерным, великим и в конечном итоге однозначно позитивным для России невозможна выработка сколько-нибудь жизнеспособной идейной основы для её будущего. Без признания, пусть со всеми возможными оговорками, государственного гения Сталина невозможно избавление России от комплекса неполноценности и обретения ею подлинного чувства собственного достоинства, основанного на сознании собственной правоты.