Гульфия Хамдеева __ ВОЗРОЖДЕНИЕ КУПАВИНСКОГО СВЯТО-ТРОИЦКОГО ХРАМА
Московский литератор
 Номер 15 август 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Гульфия Хамдеева
ВОЗРОЖДЕНИЕ КУПАВИНСКОГО СВЯТО-ТРОИЦКОГО ХРАМА

     
     Живу недалеко от храма. И каждый день, проезжая мимо (храм очень удачно расположен на выезде из города Старая Купавна на Горьковское шоссе, а в былые времена — на самом Владимирском тракте) невольно поворачиваю голову: наблюдаю, как храм постепенно восстанавливается и хорошеет. Но всегда думаю: "Почему так медленно?" Мне представлялось, что государство взяло на себя заботу о восстановлении храма, который его же усилиями был разорён и почти разрушен. Но, как известно, ломать — не строить, и строение обретало прежние очертания церкви очень медленно, на средства прихожан и, как водится, без участия государства.
     И так бы я ездила мимо, если бы один мой знакомый не рассказал мне увлеченно, как уникален этот храм; какие пространственные своды второго этажа открылись взору после того, как строителями были сломаны перекрытия и перегородки советских времён, когда помещение перестраивали под клуб, магазин, ресторан… Здание было перестроено так, что совершенно не напоминало церковь. Одним словом, уникальное строение — памятник истории и культуры — было практически разрушено и только в 1990 году передано общине верующих.
     Мне захотелось посмотреть, как выглядит храм изнутри (я же видела только красивый, выкрашенный в бирюзовый цвет фасад), пока идут восстановительные работы. Я была наслышана о том, как много за последнее время сделано в храме. В настоящее время в нижней части идёт восстановление правого (южного) предела в честь Илии Пророка. Престол был освящен в 1840 году, предел построен на средства одного из владельцев Купавинской фабрики — Ильи Бабкина, в честь святого, имя которого ему было дано. В алтаре заканчиваются отделочные работы, восстанавливается иконостас.
      С большим волнением я переступила порог. Трепет моей души имел объяснение: когда храм лишен привычного убранства, когда взору открываются голые полуразрушенные стены, возникает ощущение вины и растерянности от мысли, что руками человеческими осуществлено это варварское разрушение. Воистину, гонениям подвергаются не только люди, но история и её памятники, красота и духовность. И в разорённых храмах по всей России мне видятся сегодня символы разорённой человеческой души, когда вместе с образами пытались сжечь и веру. Расчёт вершителей новой истории простой: из пустой неодухотворенной души человеческой можно лепить всё, что угодно. Можно ли сегодня с уверенностью говорить, что замысел сей не удался?
     Я трогала руками кирпичные стены, вековые, стёртые ступнями звонаря, белокаменные ступени, ведущие на колокольню. Долго смотрела на высокие своды, где местами сохранились фрагменты прежних фресок, открывшиеся после снятия слоя штукатурки, и всё время думала о том, почему к разрушению мы, люди, всегда готовы, все причастны, а к созиданию — единицы? Почему духовность стала экзотикой, а добродетель — странностью? Ходим мимо и боимся спросить: "Могу ли оказать помощь?" Стыдимся быть добрыми и великодушными, стесняемся быть щедрыми, ленимся быть деятельными. И вовсе не нравоучение я имела целью в этом рассказе — мне хотелось донести до читателя жизнь одного храма, история которого, возможно, схожа с судьбой того, что рядом с вашим домом, чтобы вы, как и я однажды, подняли взор с земли и обратили его к небу.
     Настоятель храма Сергий Поддубный познакомил меня с директором воскресной школы Анастасией Максимовной Прокудиной, чей увлекательный рассказ об истории храма я готова была слушать часами — столько интересных фактов и деталей ею обнаружено в архивах. Автором готовится в свет книга об истории храма и города, сейчас же представляю вашему вниманию небольшой экскурс в историю.
     История Свято-Троицкого храма уходит корнями в начало XVII века. Первые упоминания о церкви в селе "Демидово Купавна тож" содержатся в книгах Патриаршего приказа 1642-1647 годов. Сыном князя Дмитрия Пожарского, которому за освобождение Москвы от поляков была пожалована Купавна, Иваном Дмитриевичем Пожарским, после одоления русскими Смутного времени, была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы, прослужившая сто лет.
     Последующие владельцы Купавны князья Репнины, Григорий Потёмкин, отец и сын Юсуповы, купцы Данила Земский и братья Бабкины прилагали усилия для укрепления церкви. В 1751 году московским купцом первой гильдии Данилой Яковлевым Земским на месте деревянной была построена каменная двухэтажная церковь. Примечательно, что в течении десяти лет храм был двупрестольный, в нём были две церкви, на первом и втором этаже, в которых одновременно велись службы двумя священниками — Симеоном Михайловым и Иосифом Ивановым. Это, на первый взгляд, странное явление скрывало в себе житейскую мудрость: дабы не вводить в раздор верующих. В верхней церкви, с престолом во имя Святой Троицы, молились прихожане из деревянной церкви, коренные купавинцы. В нижнем храме, с престолом иконы Печерской Божьей Матери, прихожанами были пришлые люди, привезённые из разных мест Данилой Земским для работы на его шелковой фабрике, которую купец перевел, по велению императрицы Елизаветы Петровны, из Москвы.
     С 50-х годов XIX века начинается эпоха четырёхпрестольного Свято-Троицкого храма. В 1891 году, посещая Богородский край, храм почтили вниманием их Императорские высочества Московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович с супругой, великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.
     В последний раз храм перестраивался в 1904-1905 годах. Он стал шестипрестольный. Шестипрестольная церковь — явление для Руси уникальное, в своё время купавинский храм называли "жемчужиной Богородского края". Московские церковные ведомости 1905 года писали: "Храм Купавны — величественный, обширный, редкий по своему благолепию и вместимости".
     В апреле 1922 года были изъяты церковные ценности: только золоченые ризы с икон составили вес в 3,5 пуда. В 1937 году диакон Иосиф Сченснович и настоятель храма Дмитрий Богоявлинский были расстреляны. В 1940 полуразрушенное помещение церкви передано купавинской фабрике под клуб. С 1937 по 1990 год храм был закрыт для богослужения.
     Такова история 360-летнего существования храма. Сейчас, по воле Божьей, мы наблюдаем возрождение и новую её жизнь. В настоящее время церковь является средоточием духовной и культурной жизни города. При храме ведется большая работа с детьми и молодежью, созданы воскресная школа и молодёжный православный центр.
     В храме находится образ святого отца диакона Иосифа, возведенного в лик святых. Купавинский Свято-Троицкий храм обрёл своего небесного покровителя и, возможно, когда-нибудь его снова назовут "жемчужиной Богородского края" и будет храм радовать взор своей былой величественностью и благолепием…
     Клирики и прихожане прилагают большие усилия для возрождения храма, устранена угроза аварийной ситуации, но много предстоит ещё сделать. Для всех желающих посетить храм, а также желающим помочь в восстановлении храма его адрес: 142450, Московская обл., Ногинский р-н, г. Старая Купавна, ул. Б.Московская, д.40, тел. (251)24265, настоятель храма священник Сергий Поддубный.
     Расчётный счёт: 40703810500040000003, к/с 30101810500000000717, ИНН 5031022028 БИК 044653717 КБ "Богородский Муниципальный Банк"