Виктор Крамаренко __ ВЫИГРЫШ ВИКТОРА ПРОНИНА
Московский литератор
 Номер 16 август 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
ВЫИГРЫШ ВИКТОРА ПРОНИНА

     
     Виктор Пронин. “Выигрывать надо уметь”. — М., "ЭКСМО", 2006.
     Среди авторов криминальных романов Виктор Пронин занимает особое положение — чтобы ни случилось с его героями, в какие бы жестокие переделки они ни попадали, писатель не забывает заглянуть к ним в душу — а что же происходит там? И каждый раз оказывается, что главное происходит там, в душе.
     Я намеренно полностью привёл текст, напечатанный на четвёртой странице суперобложки недавно вышедшей книги Виктора Пронина "Выигрывать надо уметь". Не потому, чтоб лишний раз о нём напомнить читателю, подогреть, так сказать, интерес и сделать рекламу. Слава Богу, он в этом не нуждается. Процитировал затем, чтоб читатель, наконец, отвернулся от бесконечных "стрелок", "разборок", "грязного белья", запрудивших книжные развалы и телевидение, отошёл от "фени" к нормальному русскому языку. Виктор Пронин — настоящий русский писатель, стремящийся достучаться до сердец читателей через души своих героев. Русская литература (и современная, и классика) и отличается от всех других литератур именно этим: раскрыть глубину характера, показать предпосылки и неизбежность совершаемого поступка, объяснить которую не в состоянии даже сам автор. Вспомните "Братьев Карамазовых", "Леди Мценского уезда", "Угрюм-реку"… во всех этих произведениях главенствуют не преступления, а характеры.
     Это на Западе пишут болванки сценариев, называемые литературой, пишут с тайной мыслью, что кто-нибудь из маститых режиссёров да заметит, поставит и кое-что отрежет от жирного пирога. Что можно написать, чем можно завлечь искушённого обывателя? Конечно, самыми изощрёнными маньяками, самыми кровавыми преступлениями. Так ты раскрой этого маньяка, не перечисляй, сколько ран на теле убитой он оставил, как выслеживал, как прятал труп, — мне нужно знать, зачем он это делает, что подвигло его стать "мясником", есть ли там Бог, тогда я поверю, что это литература. А так: пришёл — зарезал — закопал, а сыщики "роют землю", изворачиваются перед начальством, чтоб не нарушать закон. Ну и что?! Кто-то мне говорил, что Жорж Сименон, автор множества романов (довольно-таки удачных), на спор написал роман в течение одного дня. И это было на виду, за стеклом, на какой-то площади. Что можно стоящее написать, изначально думая о деньгах? Конечно — сплошные диалоги, перемешанные вскользь подмеченными деталями, а в конце вдруг откуда-то объявляется убийца. Или возьмите так называемые "бригады". Пять-шесть человек штампуют детективы за неделю, подписываясь известными именами, а то и выдуманными. У каждого свой подчерк, своя фабула, свой менталитет. И выходит на поверку нечто похожее на винегрет. Я уже о ляпах не говорю: путают имена второстепенных героев, места действия, даже орудия преступлений. С "женскими романами" вообще происходят казусы. Бригада честно отработала, а когда подняли "творца" до определённого уровня, то и показать публике некого — на обложке-то фигурировала секретарша банкира или красотка из соседней улицы.
     Но я отвлёкся. Новая книга Виктора Пронина — его мечта на протяжении многих лет. Собранные в неё тридцать шесть рассказов написаны в разное время и к детективам не имеют никакого отношения. "Я их писал, — признался он мне, — когда занимался именно литературой, когда ничего не давило и творил в удовольствие".
     Помните, когда Лесков опубликовал свои "Блуждающие огоньки", непохожие на его остальную прозу, читатели ждали с нетерпением переиздания. Потому что в них был Лесков настоящий. Мне кажется, Виктор Пронин в этой книге настоящий. Нет, наверняка многие его запомнят, благодаря телевидению, по "Ворошиловскому стрелку", "Гражданину начальнику", "Женской логике", но для меня, уж поверьте мне, я как никто другой знаком с его творчеством (тридцатипятилетняя дружба обязывает), он является непревзойдённым рассказчиком, из вроде бы ничего существенного выдаёт такой шедевр, что остаётся только порадоваться. Тридцать шесть чисто литературных рассказов да ещё для детективщика, конечно же, это победа, выигрыш. И не только для него, но и для нас с вами. Уже сейчас эту книгу не достать. Каким-то образом, минуя автора, она оказалась на прилавках и мгновенно раскупилась. На мои просьбы об авторском экземпляре, Пронин с сожалением отвечал, что он сам её приобрёл у "Баррикадной", что даже на складе издательства её днём с огнём не разыщешь. Это ли не победа, это ли не выигрыш русской литературы, друзья?