Екатерина Руперти __ СОБЕСЕДОВАНИЕ
Московский литератор
 Номер 18 сентябрь 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Екатерина Руперти
СОБЕСЕДОВАНИЕ

     
     Я ищу работу. Многие люди сидят в одном и том же офисе десятилетиями, а я в последний раз искала работу четыре года назад. Наверное, у меня должен был остаться опыт. Но не тут-то было. Мне тяжело, я испытываю угрызения совести от своей никчёмности и лени. Потому что, не обладай я столь отрицательными качествами, я бы уже работала на новом месте.
     Не подумайте, что меня уволили, нет, я ушла, потому что переезжаю в другой город с моим мужем. Я не думала, что этот поиск станет для меня столь мучительным. Я ведь профессионал! У меня три высших образования и опыт в иностранных компаниях.
     Я поставила на уши всех друзей и родственников, коллег по работе и их родственников и знакомых, чтобы те тоже поспрашивали о возможности устроить меня на новое место. Ещё я зарегистрировалась на n-ом количестве вебсайтов в интернете, написала работодателям напрямую и не только, отправила больше n-ого количества факсов. Всё зазря! Всё впустую!
     Родственники успокаивают меня, что, дескать, не всё так быстро! Знакомые рассказывают, как месяцами искали работу. Но меня вся эта болтовня нисколько не приводит в чувства. Я — это я, а они — это они. Я вообще, в целом, предъявляю к себе большие требования, больше, чем к окружающим меня людям. Считается, что это хорошо, а я не знаю… Я в последнее время не имею определённого мнения о происходящем. Мне кажется, что я не знаю всю глубину вопроса, чтобы иметь собственное мнение. Хорошо ли это, плохо, не знаю… Но многие считают, что это своего рода философия, и почтительно задумываются.
     И вот я сижу и обдумываю, что ещё можно сделать, чтобы найти работу. Мне плохо и противно, хотя, может быть, это не из-за работы. Или неимение работы уже начало сказываться на моей психике. У меня хандра. Во мне как будто два человека: один говорит, что я действительно несчастна и ничего делать не стоит, всё уже сделано, такова моя судьба, другой же, больший оптимист, говорит, что я занимаюсь ерундой, травлю себе душу на пустом месте. Что, работа — самое важное в жизни? Есть в мире множество тяжело больных людей, одиноких и действительно несчастных. А я просто избалованная девчонка!
     Но несмотря на мои грустные мысли жизнь продолжается. Даже, когда кажется, что всё должно остановиться, почему-то этого не происходит. Но бывает, что вдруг из ниоткуда появляется спасательный круг. Пятнадцать минут назад я получила электронное сообщение от международной финансовой корпорации "Финч", американской компании со столетней историей, специализирующейся на инвестиционном банкинге. Неужели они обратили внимание на моё резюме? Это же компания с многомиллиардным долларовым оборотом!!! Письмо было очень любезно написано — меня приглашали на собеседование. Меня! Я тут же ответила, что очень рада буду встретиться и начала волноваться. Что же мне надеть? Чтобы по-деловому, но не слишком уж чопорно. Я ведь не работала раньше в инвестиционном банке, может, у них какие-то свои правила. Ну ладно, надо надеть нейтральный костюм и уж точно не красного цвета. В университете на лекции по психологии нам рассказывали, что красную одежду не стоит надевать на экзамены, зачёты и собеседования. Она может раздражать и вызывать агрессию, а также говорить о самоуверенности личности, неприемлемой в каждом из этих случаев. Похоже, что надену я синенький костюмчик а-ля Шанель. Элегантно, красиво, стильно и противоположно красному! Ну не в смысле, что я совсем размазня, я уверенная в себе женщина, но не самоуверенная. Чувствуете разницу?
     Здание корпорации было роскошно, некое смешение средневековой архитектуры с современными металлическими и стеклянными конструкциями. При входе стояли два охранника и внимательно разглядывали всех входивших и выходивших, они были одеты в чёрные костюмы с белыми рубашками. Пройдя мимо охранников, я оказалась в большом светлом зале, в глубине которого сидели приятные женщины-секретари. Светлый мраморный пол, французские окна, лёгкие кожаные диваны и стеклянные столики, на которых красовались вазы с лилиями персикового цвета. Всё моё тело напряглось и подтянулось, мне даже показалось, что я на несколько минут потеряла пару килограмм.
     Собеседование прошло великолепно! Я была на высоте. Разговаривала с двумя мужчинами, один из которых потенциально мой начальник. Они были очень любезны, задавали мне вопросы о моей прошлой работе, образовании, о личностных качествах и, похоже, были довольны всем сказанным мною. Беседовали мы примерно час, потом мой потенциальный начальник проводил меня к выходу, я ещё раз высказала свою серьёзную заинтересованность в предлагаемой позиции, он заверил меня, что в ближайшее время позвонит и "наметит дальнейшие наши шаги". Ну что ж, "наши дальнейшие шаги" звучит вполне положительно. Ну и, конечно, тон, которым он это сказал, был ещё более положительным!
     Дома меня ждали все члены семьи. И начались расспросы, как, да что, почему и когда, а главное, сколько! А вот этот вопрос мы и не обсуждали, мне кажется, они сами ведь должны заговорить о зарплате первыми, не так ли?
     И тут раздался звонок! Это был мой потенциальный начальник! Он сказал, что вынесено "положительное решение по моему вопросу", что бы это значило? Моя родня быстро решила, что меня уже берут. Но завтра приезжает большое начальство из Америки, и было бы очень удачно, если бы я могла ещё раз подойти в офис и поговорить с этими товарищами, так, для проформы. Конечно же, я нашла время в своём переполненном встречами ежедневнике.
     Моя семья стала быстро накрывать на стол, послышался звон бокалов. Решили открыть бутылочку красного вина и отпраздновать сей знаменательный момент. Ведь всего один шаг до моего трудоустройства. Мысли в моей голове стали кружиться, я не верила, что меня могут принять на работу в такой крупный банк. Помните американские фильмы восьмидесятых годов про трейдеров, Уолл Стрит в Нью-Йорке? О том, как молодые мужчины и женщины добиваются успеха в крупнейших финансовых корпорациях мира, какие ухищрения и "тернии" ждут их на пути к "звёздам", то есть к миллионам, ну и в отдельных случаях, на пути к их большой любви. Но чаще, к миллионам и профессиональному успеху, потому что, когда американцы снимают следующую серию, там уже другая, не менее большая любовь.
     Единственное "но" — это новые часы работы. С семи утра до шести тридцати вечера плюс несколько деловых ужинов в неделю плюс одна-две недели в месяц в командировках. Раньше я работала с девяти до шести, редкие деловые ужины и одна-две командировки в год! Но ничего, что тут такого. Я смогу!
     Ужин проходил крайне оживлённо. Мы выпили за мой успех. Но что за успех? Пока ещё никакого успеха не было, хотя он же сказал, что "принято положительное решение по моему вопросу". Положительно — это, ведь, значит, берут.
     Я представляла себя в строгом деловом костюме, не лишённом элегантности, сшитом парижским дизайнером. Я сижу в уютном офисе, на столе стоит стильный компьютер. Из окна открывается вид на деловую часть города, с её небоскрёбами и вывесками названий крупнейших корпораций мира. Тут же в моих мыслях нарисовался журналист, берущий у меня интервью о развитии рынков капитала. Я сногсшибательно смотрюсь на фотографии в журнале, где опубликовано мой интервью! Костюм великолепно сидит в области груди, талии и бёдер. А это ведь непросто, найти деловой костюм, если у тебя грудь больше среднего, талия узка, а бёдра широки. Считается, что это красиво. Мне нравится моя фигура, но поиск подходящего пиджака и юбки меня расстраивает. То пиджак в груди жмёт, то юбка на бёдрах хорошо сидит, но мешком топорщится в талии. Но когда я нахожу идеальный вариант, я по-настоящему счастлива и чувствую себя женщиной с обложки иностранного каталога одежды, хорошего каталога одежды. Я ступаю высоко подняв голову, на моём плече висит огромный красочный бумажный пакет из бутика. Я улыбаюсь сама себе, своим мыслям…
     Итак, встреча номер два! Что она мне готовит? Хотя зачем же волноваться, если он сказал, что это для проформы, просто, потому что начальники так удачно прилетели из Нью-Йорка и не стоит упускать шанс познакомиться со всеми людьми, с которыми мне предстоит сталкиваться по работе. А ведь это действительно неплохая идея! За два дня я познакомлюсь со всеми, значит, меня пригласят выйти на работу в понедельник! Разве это не прекрасно? Вообще-то не очень. Мы же в субботу в новую квартиру переезжаем. И мне предстоит генеральная уборка. Я же не могу пользоваться кухней, туалетом или ванной, не помыв всё тщательно каким-нибудь "доместосом", убивающим все известные бактерии, оставшийся после наших предшественников, арендаторов теперь уже нашей квартиры.
     Ну ничего, сначала подожду, как всё будет происходить, может быть, для обсуждения технических вопросов моего выхода на работу, типа зарплаты, меня пригласят ещё раз на встречу. В принципе, это было бы правильно, хотя хотелось бы уже сегодня всё узнать и получить контракт. Муж сказал, чтобы я ни на что сразу не соглашалась, взяла контракт, мы бы его изучили дома вместе, а потом я бы пошла на следующую встречу, ну сколько ещё?, и внесла свои поправки. Без поправок нельзя! А то они подумают, что ты готова на лишь бы какую работу. Но ведь это не лишь бы какая работа, это работа в "Финч"! Не каждый же день мне предлагают такое место. Ладно, сама посмотрю, как ситуация будет развиваться и на месте приму решение, правильное решение, нельзя ведь заранее проиграть все ситуации, обязательно всё по-другому выйдет.
     Встреча была изматывающей. Я побеседовала с семью "коллегами", не все из них были из Нью-Йорка, некоторые были из Лондона и Дублина. Самое неожиданное, что беседовали они со мной каждый отдельно. Встреча затянулась на четыре часа. И уж точно не была похожа на обычную беседу, так, для знакомства с будущими коллегами, для проформы. Это было самое что ни на есть жёсткое и серьёзное собеседование. Я стойко и корректно держалась, отвечала на каверзные вопросы, типа "какие ваши самые сильные качества", и рассказывала про своё образование семь раз. Мне кажется, что эти посиделки были своего рода тестированием на мою психологическую устойчивость. Они хотели проверить, как я реагирую в экстремальных ситуациях, насколько я терпима, любезна и профессиональна. На мой взгляд, я удачно прошла тестирование. Никаких замешательств, пауз или глупых ответов не было. Мой будущий начальник тоже, казалось, остался доволен мной. Я же была не очень довольна им, потому что всё же рассчитывала хотя бы обсудить мою зарплату. Но он лишь сказал, что со мной "всё как-то быстро" получается, в "Финче" процесс найма на работу занимает по меньшей мере месяц. А что, собственно, плохого, что со мной "всё быстро"? Не означает ли это, что я идеально подхожу для этой позиции. Он попросил немного подождать, он пока не знает, какие "следующие шаги мы должны предпринять", но он позвонит мне в понедельник. Значит, немного времени для уборки квартиры будет. Я не была расстроена, он был очень любезен со мной и говорил, как приятно нам будет работать вместе, он подготовит на следующей неделе подборку материалов для меня, чтобы я глубже ознакомилась с финансовым инструментом, который мне предстоит продавать.
     Выйдя из здания, я чувствовала себя как выжатый лимон. В голове раздавался звон. Я чувствовала себя счастливой и довольной собой, что случается в последнее время нечасто. Я шла по переполненной по-деловому одетыми мужчинами и женщинами улице, в финансовом центре города. Я уловила его ритм и двигалась с той же торжественностью и уверенностью в себе, что и окружающие меня люди. Я замечала на себе улыбающиеся взгляды мужчин. Их улыбки были приветливыми и быстрыми как пролетающие мимо автобусы и автомобили. Мои мысли заставили меня остановиться, в течение минут десяти я наблюдала за мелькающими рекламой автобусами и красивыми автомобилями, без замедления исчезающими то влево, то вправо или несущимися прямо. Мои глаза уставились в одну точку, в центре площади, где краски от автобусов и автомобилей, уличных фонарей и от одежды идущих по другой стороне улицы людей смешивались в яркий фейерверк. Это был фейерверк в честь моего успеха, моей победы.
     Всем домашним пришлось пересказать в точности весь четырёхчасовой разговор. Далее мы перешли к обсуждению всех нюансов обеих прошедших встреч. Нам всем хотелось понять, почему всё так не совсем понятно развивается. Начальник ведь вполне чётко сказал, что вынесено "положительное решение", во всех наших с ним разговорах подчёркивалось и чётко звучало, что я буду работать в их отделе. Так в чём же дело? Зачем тянуть? Мама предположила, что есть в каждой организации свои процедуры найма на работу, потом он ведь не самый большой начальник в "Финче", ему надо всё согласовать. Да, но зачем тогда мне преподносить моё трудоустройство в компанию как свершившийся факт и говорить, что они заинтересованы во мне?
     Мой муж волновался из-за моего будущего необычного графика работы. Мы ведь редко будем видеться, это ведь не брак, проводить друг с другом две недели в месяце, из которых остаются ночные часы, в лучшем случае совместный завтрак в шесть утра и примерно девять часов в неделю после работы. И он прав! Но это же такая интересная работа, о которой я мечтала, будучи студенткой. Ещё эта работа высокооплачиваемая! А нам деньги не помешали бы. Потом по результатам года выплачивается бонус, который часто составляет даже больше годового дохода! В идеале я могла бы поработать года два, потом уйти в декретный отпуск. За эти два года мы накопили бы денег, купили бы домик загородом, чтобы все мы дышали свежим воздухом, каждому по машине, мне, конечно, маленькую спортивную машинку, о которой я уже давно мечтаю. Мужу пришлось бы раньше вставать на работу, но ничего, зато больше пространства, сад и ещё раз свежий воздух. Я бы занималась малышом и ещё чем-нибудь креативным…
     Вообще, когда есть определённая материальная база — это хорошо. Курочка по зёрнышку! Мой муж, правда, не уверен, что эта работа для меня. Он говорит, что я нежное и ранимое создание и мне будет тяжело в этой должности. Ну, не знаю, не уверена. Сейчас мне кажется, что будет тяжело, но разве не становится легко, когда ты делаешь то, что тебе интересно, когда у тебя ответственность и мотивация? Зная себя, хотя не уверена, что хорошо знаю себя, всё должно быть хорошо. Я увлекающийся человек. Я увлекусь своей работой и не замечу, сколько времени там буду проводить. Потом такой активный график мне поможет похудеть на те пять килограммов, от которых я уже год мечтаю избавиться.
      Понедельник… Никакого звонка. Может, он имел в виду в начале недели?
     Вторник… Какие-то дела, наверное. Он позвонит завтра.
     Среда… Муж сказал, что надо подождать до конца недели и самой позвонить. Причём сообщить, что у меня есть несколько других предложений, но мне интересна работа в "Финч", поэтому я хотела бы знать окончательные результаты собеседований.
     Пятница… Вот сижу и набираюсь мужества перед звонком, вот уже три часа… И мама, и папа, и муж уже спросили меня пару раз, позвонила я ему или нет. Смешно, мне не тринадцать лет, чтобы бояться позвонить. Я знаю, что лучше скорее поставить все точки над i, но всё равно тяну со звонком.
     Гудки… Он отвечает.
     — О, здравствуйте. Простите, пожалуйста, что я вам не позвонил. Просто много работы накопилось, да и пока я ещё не получил все отчёты от своих коллег о собеседовании с вами.
     — Понятно. А когда мне стоит ожидать ответа? Просто у меня, э, есть пара других предложений, но работа в "Финч" заинтересовала меня больше других.
     — Да-да. Я понимаю. Мы тоже заинтересованы в вас, но я сейчас, к сожалению, не могу дать вам ответ и не знаю, когда смогу, через пару недель, месяц или ближе к году. Просто у нас недавно произошли изменения в совете директоров и пока неизвестно, какова будет политика компании по найму новых сотрудников. Мне очень жаль, но я вам обязательно позвоню, как только у нас внутри компании решится этот вопрос.
     Ну вот. И не приём на работу, и не отказ. Не пойми что. Может, он не хотел травмировать мои чувства прямым отказом, но мне сейчас хотелось бы услышать более чёткий ответ, что нет, дескать, не берём мы вас, потому что… Это было бы ведь честно. Я бы расстроилась больше, но, в то же время, я бы знала точно, что нет, и причины, по которым нет!
     Мои близкие тоже как-то нейтрально отреагировали. Может, они тоже не хотят меня расстраивать. Папа сказал: "Вот видишь, ты им понравилась. Просто ситуация у них такая сложилась сейчас. Не повезло". С каких это пор папа стал такой терпимый к проблемам международных корпораций?
     Как часто бывает, что я представляю себе эпизоды своей будущей жизни, как картинки, мелькающие в моей голове. Я отталкиваюсь от этих эпизодов, как от реальности и строю дальнейшие планы. Но ведь я не придумала слова моего потенциального начальника, что они берут меня на работу. Все ведь так поняли. Что же происходит?
     Муж сказал, что, наверное, это судьба. Не суждено мне было работать в "Финч", но найдётся для меня интересная работа в другом месте. Сначала я на него разозлилась, что ещё за судьба? Но он, ведь, прав. Если я буду дальше искать и прилагать все усилия в поиске хорошей работы, то в какой-то момент она должна найтись. Но время от времени в мою душу закрадывается чувство никчёмности. Я стараюсь гнать его от себя, тем более я, ведь, слишком критично отношусь к себе. Но в данном случае, наверное, не стоит. Что сделано, то сделано. Не получилось, ну и ладно. Будет что-то другое. Жизнь полна судьбоносных сюрпризов.