Виктор Крамаренко __ ДОЛГОЖДАННАЯ ПЬЕСА
Московский литератор
 Номер 23, декабрь, 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Виктор Крамаренко
ДОЛГОЖДАННАЯ ПЬЕСА

     
     Владимир Завикторин. "Око за око". — МГО СП России, 2006.
     Много ли у нас пьес о русской истории, дорогие писатели? Много ли поэтов обращаются к драматургии, чтоб перенести читателя (зрителя) в древнюю Русь?
     Именно сейчас, когда царит на театральных подмостках эпоха бредовых экспериментаторов, когда получили полную свободу, из наших с вами рук, между прочим, всякого рода авторы "Детей Розенталя" и переделанных на современный лад "Лолит"?
     Именно сейчас, когда разброд в учебниках по истории и литературе, когда отдельные школьники не знают, как зовут Гоголя, называют Пушкина Александром Семёновичем?
     Согласитесь, что-то не слышно. Видно, и нашего брата заела бытовщина, и нас коснулась змея под названием "абы что", лишь бы услышали, удивились, запомнили, да ещё и бабки отвалили. Проводники бесовской культуры научились пиарить друг друга, жизнь класть на алтарь лжепопулярности, лжедраматургии и лжеистины, наступая на горло собственной песне, если она, конечно, у них присутствует. Терпсихора при этом отдыхает, как нынче говорят. Главное — так закрутить мозги зрителя, так облить его, родимого, матом и помоями, чтоб наша не очень-то справедливая действительность показалась раем Божиим.
     И вот вышла в свет, пока ещё книгой, долгожданная пьеса о русской истории. Режиссёры, критики и разнообразный театральный люд наверняка её заметят, во всяком случае, хочется в это верить. И отрадно, что издана она нашей Московская городская организация Союза писателей России.
     Автор пьесы — поэт, бард, актёр — Владимир Завикторин, а теперь ещё и драматург, обратился, наверное, к самому смутному, загадочному, судьбоносному и в то же время кровавому периоду нашей истории — Крещению Руси. Когда рушилась дремучая чистота язычества, сжигались старые боги, а Славутич-Днепр был красен от людской, не принявшей "князевы новины", крови во имя грядущего Света и Добра. Когда сотни жён и наложниц князя Владимира в одночасье оказались несчастными и брошенными, а на престол Киева воссела единственная жена иноверка-Анна, которую "выкрали и пожгли её родичей".
     Этот период истории считается началом Святой Руси, истоком её могущества и духовного наследия Византии. Но как новая вера насаждалась, каким образом её принимали славяне, века до этого поклонявшиеся Перуну, Велесу и Ладе? Летописцы не всё рассказали, они ведь тоже, как и многие из нас, теперешних, были забиты бытовщиной, над ними стояли другие князья. Правду, наверное, знает только Бог.
     Перелом, даже самый благородный, жизненно необходимый, не может быть не кровавым. Это надо, чтоб мозги у всего народа перевернулись, смерч или булан-камень небесный прошёлся по земле русской, чтоб кривда стала правдой, а белое стало чёрным.
     Мы-то не можем принять насаждённый на наши головы капитализм, хотя при социализме и пробыло всего-то три-четыре поколения. В наших генах ещё бурлит память о социальном равенстве, энтузиазме, народном подвиге, да и о пустых прилавках и талонах на сигареты не забывает. Ну как в одночасье принять эти наши "новины", если видишь невооруженным глазом бесстыдное ворьё на телеэкранах и слышишь звериный рык доморощенной буржуазии?
     Так и тогда, наверное… Были свои от земли родимой боги, плохие и хорошие, с ними можно было поговорить, посоветоваться, поругать, а тут оказалось, что Бог один, да ещё и в небесах, и рассказали о Нём иноземцы...
     Пьеса Владимира Завикторина переносит нас в древний Киев в самый драматичный момент, когда князя, решившегося "иметь Анну" на троне русском, пытались убить и спас его шут Варяжко. Пьеса написана стихотворным, былинным языком, точно изображены характеры, "конфликтные" сцены до финала держат читателя в напряжении.
     Не оставляет сомнения, что автор глубоко изучил не только данный исторический момент, но и законы театрального мастерства.
     Говорят, и это признанный факт, что образ Бориса Годунова в трагедии Пушкина, написанной в 1825 году, считается эталоном во всей мировой драматургии, а знаменитый "монолог страха" во втором акте оперы Модеста Мусоргского считается одной из самых впечатляющих арий оперного искусства за всю историю театра.
     Владимир Завикторин продолжает традиции русской драматургии, монолог Владимира после смерти Варяжко не оставляет никого равнодушным.
     
     Не надо, не жалей,
     Ему сейчас, наверно, хорошо.
     Ты видишь, улыбается Варяжко,
     А стало быть, что умер он легко.
     Гуляйте, Россы! Веселись, дружина!
     Скажите всем о том,
     что нынче праздник,
     И скоро встанут храмы на Руси.
     Мы от достойнейших
     простолюдинов града
     Возьмём детей
     учиться в наши школы,
     Чтоб знали они требы и молитвы,
     Чтоб Господа хвалили все дыханья
     И песней уносились в небеса.
     Мы веру правую засеяли на Роси,
     Ах, кто бы знал,
     что всходы так горьки.
     И что нас ждёт,
     чем кончится всё это?
     Ах, кабы знать…
     ах, кабы ведать нам…
     
     "Ах, кабы знать" и нам, что правильный наш выбор, и наших детей ждёт лучшая доля, и этот перелом в судьбе Родины таким же будет "крещением Руси" ради Света и Добра. Ах, кабы знать…
     Я верю, что у нас появился новый большой драматург Владимир Завикторин, как появились и заблистали в своё время неизвестные Арбузов и Вампилов. Не потому, что он замечательно сыграл моего любимого Есенина в театре на Таганке и хорошо поёт под гитару свои песни. Он Гражданин своего Отечества и радеет о будущем, он напоминает нам простую истину, о которой мы порой забываем, — "кто не ищет правды в прошлом, тот её не найдёт в настоящем и будущее своё отвергнет за ненадобностью".