Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 22 ноябрь 2006 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     В современной российской культуре, несмотря на всю очевидную суетность "культурного пространства", уже давно не появлялось ничего не только подлинно значительного, но и вообще достойного продолжительного внимания. В сфере кинематографа прочно утвердился режим чернухи и "римейков" (этим иностранным словом мастера современного кинематографа камуфлируют как свою органическую неспособность к творчеству, так и банальную творческую трусость). Ну, сварганят очередную лживую и подлую киноподелку о Великой Отечественной войне или о личной жизни Сталина… Всё это, с одной стороны, рассчитано на обывателя ("потребителя"), которого принципиально не волнует истина, а с другой стороны, стабильно финансируется как российскими, так и иными инстанциями. В этом отчётливо просматривается продолжение той линии, в соответствии с которой, начиная с перестроечных времён, под разговоры о том, что "искусство ничему никого не должно учить", в обществе расшатывались представления о традиционной иерархии гуманитарных ценностей, подменяя её культом инстинктов, мизантропии и потребительства. Хотелось бы говорить об "исключениях", но действительность не позволяет сделать этого, не погрешив против совести…
     Попытка волевым решением "откорректировать" празднование ноябрьских праздников посредством "неразрешения" традиционного шествия левопатриотической оппозиции, привела к тому, что разрешить это шествие властям пришлось, что называется, "по факту". Представляется странным, что подобный сценарий был допущен. Кому и зачем понадобилось создавать ситуацию, при которой левопатриотические силы, известные своей законопослушностью и миролюбивостью, оказались вынужденными слегка отстоять своё право на свой праздник — право, освящённое историей и традицией? Чего больше было в этих неуклюжих и непродуманных действиях властей — политического недомыслия или провокационного умысла? К счастью, развитие событий показало, что больше всё-таки первого. Народное шествие состоялось, сторонники народовластия и социальной справедливости исполнили свой патриотический долг без какого либо ущерба для российской государственности…
     Вообще, следует отметить, что накал антисоветской истерии в российских СМИ принимает (и уже в значительной мере принял) совершенно стабильный характер, сделавшись отличительной чертой, так сказать, "изюминкой" современного российского официального общественного сознания — несмотря на то, что с каждым годом советская эпоха всё дальше удаляется от нас. В связи с этим приходит в голову следующее: не является ли сладострастное оплёвывание собственного прошлого прообразом той самой "национальной идеи", которой все мы с трепетом чаяли все прошедшие годы? Во всяком случае, большинство "проектов", раскрывающих соотечественникам "правду" о российской истории с душком бредовой клеветы и мракобесного невежества, осуществляется бри благосклонном участии государственных комитетов и фондов, либо при их благосклонном внимании, и вряд ли это можно считать случайностью…
     Очередной (из многочисленных в новейшей истории) акт вандализма: на кладбище в Переделкино была осквернена могила известного советского писателя, лауреата Нобелевской премии. Одно из самых мерзких по своей сути преступлений, немыслимых в СССР, подло разрушенном "демократами", но ставших, однако, едва ли не рутинными на постсоветском пространстве. Также якобы в Интернете появилось сообщение, что близко по времени к этому преступлению был злодейски умерщвлён родственник Бориса Пастернака. "Не звенья ли всё это одной цепи?", — вопрошает в связи с этим автор "ЛГ". Интересная, самобытная версия… Возможны и другие сопоставления, столь же ни к чему не обязывающие. В одной из недавних "культурных" телепередач, ведомых Ерофеевым, некий литератор, что ли (к сожалению, я не расслышал его фамилию) заявил на всю Россию, что книга Бориса Пастернака "Спекторский" — это лучшее, что написано во всей русской поэзии. Позволю себе предположить: не является ли и это публичное утверждение определённым "звеном" всё той же "одной цепи"?..