Н.П. Шевцова __ ФЕСТИВАЛЬ "ПОДСОЛНУШЕК" КАК ДЕЛО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЛЮДЕЙ
Московский литератор
 Номер 04, февраль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Н.П. Шевцова
ФЕСТИВАЛЬ "ПОДСОЛНУШЕК" КАК ДЕЛО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЛЮДЕЙ

     
     СЕДЬМОЙ ГОД ПРОДОЛЖАЕТСЯ проводимый Московской Городской и Московской Областной Организациями Союза писателей России Фестиваль детского литературного творчества "Подсолнушек".
     Почётным Председателем Фестиваля "Подсолнушек" все эти годы был и остаётся патриарх детской, советской и русской литературы Сергей Владимирович Михалков, Председателем организационного совета — Владимир Георгиевич Бояринов.
     За активную шефскую работу с молодым поколением в мае 2005 года Московская городская организация Союза писателей России награждена почётной грамотой Президента Российской Федерации.
     Более трёхсот мастеров слова Москвы и Подмосковья в Москве и шестидесяти городах Московской области провели конкурсы, семинары и выездные совещания, в которых приняли участие более 50 тысяч городских и сельских школьников.
     Наиболее массовыми были выездные мастер-классы и региональные творческие совещания в таких городах Подмосковья, как Балашиха, Видное, Дзержинский, Егорьевск, Коломна, Лобня, Ногинск, Переделкино, Сергиев-Посад, Фрязино, Электросталь и другие.
     Фестиваль включает в себя литературный конкурс на лучшее стихотворение, рассказ, сказку и другие произведения малых жанров по четырем возрастным категориям: 5-7 лет; 8-10 лет; 11-14 лет; 15-18 лет.
     По итогам конкурса раз в году в Москве и районах Подмосковья проходят фестивальные праздники. А главный, центральный праздник, на которые приглашаются отличившиеся конкурсанты, проводится в Москве, в Центральном Доме Писателей.
     Целями и задачами таких мероприятий является приобщение детей к творческому процессу постижения нравственных основ национальной культуры и духовного богатства народа, а также привлечение возможно большего числа детей к активной интеллектуальной деятельности, содержательному досугу; выявление наиболее талантливых юных авторов и их бережная опека, поощрение личностной самобытности ребёнка, посвящения детей в творческих процесс создания литературного произведения при активном участии писателей. И, конечно, развитие художественного вкуса, фантазии, трудолюбия, инициативы, стремления к активной деятельности.
     За годы своего существования Фестиваль вышел далеко за пределы Москвы и Подмосковья. Работы талантливых детей приходят к писателям по почте со всей территории Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Выездные творческие семинары проводились во многих городах России, как, например: Архангельск, Волгоград, Иваново, Орёл, Ярославль, где по итогам наших конкурсов и активном содействии местных администраций изданы сборники "Подсолнушек".
     Присылают на конкурс работы и дети из стран СНГ. Уже опубликованы юные авторы из Украины, Казахстана и Белоруссии.
     Все номера сборников "Подсолнушек" были представлены на книжной ярмарке в Париже, где вызвали большой интерес читателей.
     В Московской городской организации Союза писателей России работает детская студия литературного мастерства, занятия в которой ведут профессиональные писатели и поэты. На занятия студии приглашаются юные авторы по результатам строгого конкурсного отбора, личного собеседования и консультаций.
     Этапы проведения фестивальных литературных конкурсов сопровождаются выходом журнала "Подсолнушек", в котором публикуются профессиональные детские писатели, проводится общий обзор мероприятий фестиваля, а также публикуются лучшие творческие работы детей и подростков.
     Уже увидели свет пять общих литературных сборников "Подсолнушек". Издан также ряд региональных сборников "Подсолнушек". Эти сборники посвящены творчеству детей отдельных городов и районов.
     В канун 60-летия праздника великой Победы в рамках фестиваля "Подсолнушек" проведен конкурс детских творческих работ на тему "Наследники Победы" среди школ Юго-Восточного округа г. Москвы. Второй конкурс назывался "Шолоховская весна" и посвящён 100-летию со дня рождения М.И. Шолохова. По итогам конкурсов издано два сборника школьных работ.
     Регулярно проводятся мастер-классы в библиотеке им. К.И. Чуковского в Переделкино для детей Подмосковья. В ближайших номерах сборника "Подсолнушек" мы обязательно представим лучшие из их работ.
     Как разгораются лица юных конкурсантов во время творческих дебатов, литературных диспутов: это их по-настоящему волнует! И первые искренние впечатления выливаются в первые литературные опыты.
     А особенно талантливые и трудолюбивые юные литераторы уже издали свои первые авторские книги!
     Членами Союза писателей России стали бывшие "подсолнушки": Полина Ртищева, Александр Скворцов, Таисия Лаврищева. Два юных автора поступили в Литературный институт им. Горького.
     Конкурсное жюри, в состав которого входят известные поэты и прозаики, не ограничивает детей строгими рамками определённого жанра или конкретной темой. Всё, что несёт на себе печать творческого вдохновения, оригинальной мысли, интересных наблюдений и просто искромётной фантазии, интересно!
     
     ГоворЯ о фестивале, важно не упустить самого главного. А это, конечно, вовсе не отчёт взрослых о проделанной работе с детьми, а сами дети, их дерзание в творчестве, их успехи в познании мира и обучении мастерству.
     Многочисленные семинары, мастер-классы в литературных студиях, клубах, библиотеках Москвы и области, а также письма ребят, поступающие в Московскую Городскую и Московскую Областную Организации Союза писателей России, позволяют наблюдать творческие поиски отдельных юных авторов, процесс "постановки голоса" и выбора всё более серьёзных тем и сложных литературных форм.
     
     Алина Нижегородцева. Когда она впервые пришла на творческий семинар в МГО СПР, мы увидели московского подростка, школьницу, отличницу с долгим пристальным взглядом серых серьёзных глаз. Кроме вечного очарования юностью, ничего, кажется, не было необыкновенного. Пока не оказалась в наших руках её книга "Золотой виноград". (Или две более ранних — "Навстречу" и "Маленький вокзал". Ведь Алина — автор трёх поэтических сборников!)
     И душа читателя откроется навстречу совсем недетским образам и вопросам, порою трагичной музыке и болезненным диссонансам бытия, сложной полифонии современного мира, в которой так трудно разобраться и найти свою мелодию неокрепшей и ранимой душе подростка.
     
     … Как отражался ты безмолвно
     в моих померкших волосах… —
     
     это сказано о прощании с любимым. Сказано не по-детски ёмко, не так ли?
     В стихах Алины есть и попытки изобрести новые слова, — ведь кажется, что их в родном языке не хватает, чтобы выразить свое, сокровенное, — и срывы ритма почти как срывы голоса в крике.
     
     …Может, размотать нити яркие,
     А из них сплести танцы жаркие?.. —
     
     восклицает в одном стихотворении её лирическая героиня.
     Все эти поиски, конечно, диктует возраст, вдохновение, откровенное желание сказать людям правду о них самих.
     Конечно, юному автору ещё многое предстоит постичь, прочесть; освоить ступеньки литературного мастерства, узнать откровения великих мастеров слова и попытаться померяться с ними силой и оригинальностью мысли, красотою образов, гармоничным звучанием строки… Кажется, пока Алина не ставит себе такой задачи. Стихи обрушиваются на неё внезапно как музыка, была бы только бумага под рукой и "не высохли чернила". Ведь в жизни много дорог, и пока ещё есть время выбрать свою, самую верную.
     Сейчас Алина — студентка Литературного института им. А.М. Горького.
     
     Марина Прокопенко, ученица выпускного класса лицея г. Видное, пишет прозу. Это — особая проза, поэтическая, эмоциональная. Её новеллы написаны на одном дыхании, словно человек спешит что-то поведать на бегу, успеть рассказать, чтобы не забыть все мельчайшие детали и оттенки, потому что всё это важно, прочувствовано и понято, и нельзя ничего упустить, иначе истина не пробьётся, добро не победит, счастье на земле не воцарится. И, чтобы максимально приблизиться к истине, надо осторожно нащупывать и подбирать слова, они цепляются друг за друга и льются непрерывным потоком речи. Иначе невозможно, иначе в пустоты пауз заползёт какая-то удобненькая для всех ложь, и важное дело восприятия, осознания действительности нарушится, и картина мира исказится. Вот закон этой прозы, вот её критерий и стиль: автор сам его нашёл, и сам этому закону подчинился. И мы, сопереживая автору, так и читаем, на одном дыхании, взахлёб, подчиняясь желанию попасть в этот ритм, в этот строй, в эти чистые берега: изо всех сил мы верим автору, потому что поток слов захватывает своей искренностью и верой.
     "В ясную погоду Бабушка выносила стол под старый орех и кормила нас во дворе. Мы сидели в разноцветных курточках и, болтая ногами, хлебали горячий украинский борщ. Перемигивались и переглядывались. Алина даже повизгивала, если ее ладошку, тянувшуюся к хлебу, резко накрывала рука Саши...
     А еще, бывало, на Покров Саша вытаскивал в поле бабушкино кресло. Она читала нам молитву, а потом мы садились вокруг нее — Алина на колени, мы с Димой на ручки кресла, Саша, как старший, становился сзади. Мы прижимались друг к другу, не умея высказать, как умеем любить и, чуть покачивая нас, Бабушка шептала: "Спаси и сохрани. Спаси и помилуй нас, Боже"...
     Спаси и сохрани... И серое небо кружилось над нами, укутанными в вечерний дым, и даже синий ветер, свернувшись клубком, дремал в низине. А в доме под образами тускло мерцал огонек лампадки, моля о помиловании всех оглашенных, потерянных, разбредшихся по земле.
     …А потом мы стали взрослеть и бывали все реже и реже…
     …А Бабушка, которая спасла всех нас, не дав совершить страшный грех неверия, тихо доживала свой век в покосившейся хате. И только я не понимала, как мы можем так жить, уходя друг от друга все дальше и дальше.
     — Я за вас молюсь каждый день, и вы молитесь друг о друге, — сказала мне Бабушка на прощанье. Ехать в город она отказалась. Сказала: — Мне хватило той осени.
     Но с той горькой осени я знаю, что родная кровь — это необъяснимо. А с этой — уверена, что все осталось прежним. Небо баюкает свою землю и поля, укутанные в серый дым костров, а мы, разбредшиеся по земле, тихонько поднимаем глаза к небу и шепчем: "Спаси и сохрани нас, Боже"..."
     
     Вера Каратеева, стройная одиннадцатиклассница из города Видное с вихрастой стрижкой тёмных волос, кажется скромной прилежной ученицей, молчаливой и задумчивой. Пока не откроет она свою тетрадку и не станет, взволнованно жестикулируя, читать свои стихи:
     
     Дорога
     
     Я еду дорогой,
     Где десять машин на место,
     Где улицы сцепились холодными
     Руками леса.
     Где звезды за окном пульсируют
     Алфавитом будущего
     И ловят руками гул
     Поездов упущенных.
     Где путь у шоссе намылен,
     Как бока лошади,
     Кто-то на пути обманом
     Натянул площади.
     Где за ужином тушат глаза
     О края скатерти,
     Чтобы утром утонуть в дожде,
     Полном памяти.
     Где, уткнувшись в подушку, считают
     Дорожный стаж.
     Но важно не то, что накопишь,
     А то, что отдашь.
     Я еду дорогой,
     Где миллион на старте,
     Но пункт назначения хочется
     Убрать с карты.
     
     Сложные образы, невнятные восклицания, слова обгоняют друг друга в неистовом стремлении обозначить полуосознанное на бегу, но это так важно донести именно сейчас, сию минуту — потому и не хватает слов, их некогда собирать и выстраивать — а жизнь уходит, она так быстро уходит именно в таком возрасте, именно эта жизнь, которая сейчас, а не другая, которая будет когда-то, и про неё-то и хочет сказать автор, сбиваясь и захлёбываясь от нахлынувших чувств, обрушившихся мыслей…
     
     Не надо выдумывать лиц,
     Которыми вы забыты:
     С душой не уродуют стены
     Портретом разбитым.
     Не надо выдумывать слово,
     За рубль не прощает время:
     Так, пол побуравив взглядом,
     Сдают свою смену.
     Не надо выдумывать судьбы,
     Так снег пустотой кружит,
     Так люди кнутом и маской
     Торопят жизнь.
     Не выдумаешь финал,
     Внезапный порыв двоеточия:
     Так думали, что земля
     Должна хоть где-нибудь кончиться.
     
     Потом когда-нибудь, когда сегодняшние юные авторы вырастут и жизнь станет для них удивительно простой, просчитанной на сто ходов вперёд, и стихи напишутся ясные (помните поэта: "…Впасть, как в ересь, в неслыханную простоту?..").
     Но сейчас всё ещё очень сложно, полно тайны и трепета первооткрывателя. И разве не имеют права на жизнь именно эти горячие бессвязные откровения неопытного сердца, и если не они, то что тогда вообще имеет право на жизнь, ведь прочтёт и поймёт их такое же неискушенное маленькое сердечко, и обретёт силу, поняв, что не только оно страдает от неизъяснимого юного смятения чувств.
     
     Настя Фатова, девятиклассница из литературного объединения "Родники", что в г. Ступино, спортсменка, отличница с задорным хвостиком русых волос: словно видишь эту девчушку в экране телевизора на соревнованиях по художественной гимнастике. Её день расписан по минутам, жёсткий режим не даёт ни минуты для ленивого созерцания. Каждый миг идёт упорная работа над собой, физическая и умственная.
     И такой же характер имеет её творчество: нельзя бессмысленно разбрасывать слова — нет времени, надо кратко и точно сформулировать всё, что сейчас движет её пером — чувство, достоверные события, колоритные детали, — сделать точный вывод.
     
     Я еще не обжигалась больно,
     Я еще не падала без сил,
     Мне еще, покуда сердце вольно,
     Целый мир и по сердцу, и мил...
     Я люблю свою страну большую,
     Но не ту, что в атласе найдешь,
     Я люблю Россию, но такую,
     Где душою вместе с ней живешь.
     Я люблю и сосны в Соколовке,
     И Оку, и я люблю смотреть,
     Как цветы кладут свои головки,
     Только начинает вечереть.
     Я люблю обычный летний вечер,
     Когда очень тихо и тепло,
     Фонари, ложась ко мне на плечи,
     Светят как-то очень высоко...
     Я люблю березу возле дома,
     Правда, стройку там я не люблю,
     Но ведь это часть того большого,
     Что под словом Родина храню...
     Я еще не обжигалась больно,
     Я еще не падала без сил,
     Мне пока и сладко, и спокойно,
     Мне пока весь мир огромный мил.
     ………………………………..
     Вот такие они интересные и разные, наши юные авторы. Они с замиранием слушают замечания писателя-профессионала, каждый семинар литературного мастерства для них — откровение. Но и писателю интересно погрузиться в их напряжённый поиск истины, а, значит, самых точных слов для её выражения. Как горячо они спорят, отстаивая каждое написанное слово! Порою дело доходит до слёз…
     А верное слово — это очень важно, и вначале было Слово…
     Когда люди при помощи слов не могут объясниться друг с другом, в ход идут кулаки, оружие. Когда невозможно донести миру важный для человека смысл, приходят наркотики и алкоголь, а иногда объяснение заменяет суицид.
     В наше время ребёнок начинает терять родной язык, а с ним и родную культуру, и вечные ценности, и смысл жизни. На смену классической литературе приходят компьютерные игры. Появился даже специальный компьютерный язык. Это когда слова коверкают, меняя порядок букв и нарочно вставляя грамматические ошибки. Читая такую белиберду, трудно добиться понимания.
     Поэтому сохранение грамотного литературного русского языка есть великая и важная задача нашего времени.
     И эта важная работа уже седьмой год ведётся с детьми в Московской городской организации Союза писателей России.
Автор -

     Член Правления Союза писателей России, исполнительный директор Фестиваля детского и юношеского литературного творчества
     "Подсолнушек".
     
     Творческие работы детей и подростков для участия в конкурсе фестиваля "Подсолнушек" принимаются по адресу: 121069 Москва, ул. Б. Никитская, д. 50а/5, стр. 1, "Подсолнушек". Наш адрес в Интернете: http://www.moswriter.ru; e-mail: ninshe@iristel.ru; podsoln@moswriter.ru
     Тел.: 727-30-45 — Шевцова Нина Петровна (исполнительный директор Фестиваля "Подсолнушек").