Иван Сабило __ ЯД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Московский литератор
 Номер 07, апрель, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Сабило
ЯД ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

     
     Аскольд ШЕЙКИН, "Опрокинутый рейд. Испепеляющий яд", Романы. — "Реноме", С-П., 2006.
     Вероятно, даже самые информированные литературоведы и критики затруднятся назвать все исторические произведения, которыми их авторы порадовали нас в последние годы. Одних только романов, наверное, сотни. И все они о вождях, о победах и поражениях, и это понятно: вся наша прошлая жизнь состояла из войн, временных поражений и великих побед. Правда, иногда авторы исторических повествований, желая блеснуть знанием прошлого, берут какой-нибудь малозначащий эпизод и раздувают его до невероятных размеров. Или, наоборот, выдающуюся историческую личность вдруг представят как нечто маловыразительное, причем, с одними только недостатками.
     Разумеется, на все воля автора. Сам автор может заявить, что именно так он видит эту личность, а не иначе. И это полбеды. Беда, если автор намеренно искажает исторический факт в угоду какой-либо идеологии. Или под вульгарным влиянием денег мажет белое черным, а красное коричневым. Именно поэтому в последние годы чуждые нам либеральные СМИ злобно и мстительно глумятся над правдой о советском периоде жизни, о Русской революции, о гражданской войне.
     И дело с нашей историей было бы совсем скверно, если бы у всех авторов, пишущих на исторические темы, совершенно иссяк интерес к правде факта. Однако этого не происходит и лишний тому пример — два романа известного петербургского писателя Аскольда Шейкина "ОПРОКИНУТЫЙ РЕЙД" и "ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ЯД". Вышли они в одном томе в Санкт-Петербурге и сразу обратили на себя внимание читателей.
     Событийный сюжет обоих романов — история 4-го Донского Отдельного Конного Корпуса, сформированного летом 1919 года. Его задачей было — прорвать Южный фронт красных близ города Борисоглебска и, пройдя несколько десятков верст в западном направлении, разгромить тылы красных, наступавших на город Лиски. Таков был приказ штаба Донской Армии белых, утвержденный командующим Вооруженными силами Юга России генералом Деникиным. Но, сжигаемый честолюбием, генерал Мамонтов в нарушение этого приказа, прорвав фронт, повел корпус в северном направлении, вознамерившись повторить подвиг Минина и Пожарского. Своей задачей он поставил захватить Москву и вновь на века утвердить белую власть.
     Что из этого получилось? Прорвав фронт, он прошел по территории молодой Советской республики 750 верст. Разрушая все на этом пути, но, сберегая гигантский обоз с награбленным добром (по свидетельству Деникина в "Очерках русской смуты" повозки шли в четыре ряда общей длиной 60 верст!), через 47 дней рейда бездарно возвратился в белый тыл.
     Попытка за неподчинение приказам отстранить Мамонтова от командования корпусом ни штабу Донской Армии, ни штабу Деникина не удалась. Развращенное грабежами мамонтовское воинство горой стояло за своего командира.
     Весной 1920 года, отступив под давлением Красной Армии, 4-ый ДОКК откатился, наконец, к Черному морю. Там выяснилось: приказом генерала Деникина, поддержанного всеми иностранными советниками (Англия, Америка, Франция) в Крым остатки Корпуса переправляться не будут — мамонтовцы рассеялись по Причерноморью. Впрочем, это было уже без Мамонтова, который 14 февраля 1920 года скончался от сыпного тифа.
     Почему об этих событиях два романа, а не один? "ОПРОКИНУТЫЙ РЕЙД" написан в жанре приключенческом. Читатель видит события с двух сторон — со стороны красных и со стороны белых. Знает все их намерения и пути решения поставленных задач. Интерес его держится на вопросе: кто кого из них переиграет? "ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ЯД" — произведение другого жанра, детектив. Его сюжет — процесс разгадывания тайны: кто же такие Мануков, Моллер, Михаил Михайлович? Кто они все вместе? Какие силы их направляют?
     В "ОПРОКИНУТОМ РЕЙДЕ", бесспорно, победили красные. Потому что на их стороне был почти весь народ и вся правда. В "ИСПЕПЕЛЯЮЩЕМ ЯДЕ" сложнее. В ту пору (1920 год) тоже победили красные, но белые, заметно поумнев под влиянием поражения, поняли: победить смогут и они, если будут "работать на перспективу". То есть, используя тонкости формирования личности вождей разного уровня. Перспектива оказалась дальней, семидесятилетней… В 1993 году на собрании питерских коммунистов Г.Зюганов, отвечая на вопрос: "Почему они нас победили?", ответил: "Потому что оказались умнее".
     Да, враги поняли, что они могут победить, если среди наших вождей окажутся личности с небезукоризненным прошлым. В дальнейшем, умело окружая таких вождей атмосферой шантажа и обольщения, им удается многих из них склонить на предательство. Так сделалось, например, с тем же Михаилом Горбачевым. И не только с ним. Потому и название романа "ИСПЕПЕЛЯЮЩИЙ ЯД".
     Чего не заметили военные историки и все те, кто прежде писали об этих событиях? Рейд Мамонтова начался не 10 августа 1919 года и не с прямого удара в направлении Урюпинская — Елань-Колено, как это многими утверждается, а 4 августа с попытки прорыва у станции Терехово. То есть, в 70 километрах западнее. И бои там многое предопределили. 40-я дивизия красных была разгромлена, но не пропустила хозяйственный обоз 4-го ДОКК. Корпус генерала Мамонтова, ворвавшись в красный тыл лишь с боевым обозом, стал заниматься самоснабжением, который вскоре выродился в элементарный грабеж. Какой уж тут моральный авторитет новой (белой) власти!
     Не обратили внимания военные историки и на то, что за 47 дней рейда Мамонтов четыре раза менял внутреннюю политику: Тамбов — самоорганизация белой власти; Козлов — возрождение стародавней власти; Елец — приказ о создании "Совета районных организаций"; Воронеж — "Да здравствует Учредительное собрание!" Но все безуспешно.
     И это несмотря на то, что в боевых действиях активное участие принимали иностранцы (английские артиллеристы). Интервенция в чистом виде.
     Оба романа — безусловная удача писателя. Завершая их чтение, я задал себе вопрос: чем должен руководствоваться автор, который создает произведение на историческую тему? Наверное, прежде всего мыслью, что истории — какой бы она ни была — отомстить невозможно. У истории можно только учиться. Для этого необходима правда и только правда о ней, в особенности, художественная. У неправды можно научиться лишь неправде. Иного не дано…
     Остается сожалеть, что вышла книга небольшим тиражом, и понадеяться на ее скорое переиздание.