Александр Огородников __ О НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЗМЕ
Московский литератор
 Номер 07, апрель, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Огородников
О НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЗМЕ

     
     В РОССИИ МЫ ИМЕЕМ ПРОЯВЛЕНИЕ феномена национально-религиозного единства, нераздельности судьбы России и Веры православной. Не от русских пошло Православие, но ныне русские — основной церковный народ христианского мира.
     Отдельные племена руссов сформировались в народ в X-XII веках только благодаря крещению Руси. Только благодаря тому, что Русь стала уделом Пресвятой Богородицы. Переняв от Византии в XVвеке бремя удерживающей, Россия стала Третьим Римом и будет им до конца времён: два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать! Это не только императив России, но и Символ русской Веры. Россия при любом правлении либо будет оставаться Империей, либо её не станет…
     Что выше: кровь или дух? Несомненно, дух, но и кровь, конечно, важна. Правда, если ориентироваться только на кровь, придём к радикальному, языческому национализму, который в итоге смыкается с космополитизмом. Да и вообще, "все великие нации смешанной крови". Важна вера, причём вера каждого, дух, которому человек позволяет жить в своём сердце. Если наше сердце открыто для Христа, то мы рождаемся во второй раз, рождаемся Свыше, и в этом смысле мы — не дети своих родителей, не наследники только по крови.
     …Русские — народ богоносный и надо соответствовать этой миссии, выполнять волю Творца, которая отражена в русских традициях. Недаром сказано: быть русским есть дар служения. "Русский, перестав быть русским, обращается в ничто — в негодную тряпку, чему каждый, без сомнения видел столько примеров, что не нуждается ни в каких особых указаниях". (Ф.М. Достоевский,)
     Тысячу лет русские выполняют великую миссию. С самого рождения это заложено в нас
     на генетическом уровне. Мы не такие как все и этим должны гордиться, "национальная гордость великороссов" уместна и современна. Но надобно быть достойным называться "русским", приложить усилия, чтобы не оказаться токовым только по паспорту. Бог близок к нам, как к ни кому, но есть великий дар — свобода воли, который часто используется неправильно. По большой любви к нам Господь помогает отказавшимся от служения русскому делу не сорваться в пропасть, долго терпит, но есть исключение, о котором сказано у Достоевского: "самый страшный жид — это прожидовлёный русский".
     Выражение "русский — всечеловек" означает, что русские готовы не только нести правду всему миру, но и быть ответственными за состояние мира. Но это вовсе не означает, что русские готовы вместить в себя всех, раствориться в мире. Все люди разные и народы разные и по рождению, и по духу, и о судьбе. Каждый великий народ отстаивает своё, свою идентичность или исчезает. Тем более это относиться к русскому народу. А мысли из письма Ф.М. Достоевского наследнику престола А.А. Романову (будущему императору Александру III) от 10 февраля 1873 года сегодня актуальны как никогда.
     "В смущении и страхе перед тем, что мы так далеко отстали от Европы в умственном и научном развитии, мы забыли, что сами, в глубине и задачах русского духа, заключаем в себе, как русские способность, может быть принести новый свет миру, при условии самобытности, нашего развития. Мы забыли, в восторге от собственного унижения нашего, непреложнейший закон исторический, состоящий в том, что без подобного высокомерия о собственном мировом значении, как нации, никогда мы не можем быть великою нациею и оставить по себе хоть что-нибудь самобытное для пользы всего человечества. Мы забыли, что все великие нации тем и проявили свои великие силы, что были так "высокомерны" в своём самомнение и тем-то именно и пригодились миру, тем-то и внесли в него, каждая хоть один луч света, что оставались сами, гордо и неуклонно, всегда высокомерно самостоятельными". (т.29стр260)
     Никакого либерализма, прекраснодушия, расслабленности и размытости понятий здесь быть не должно: кто не печётся о своих — хуже неверного. Поэтому и написал в 1913 году П.Ковалевский: "Политика России должна быть только национальной, а это значит, что она должна быть не славянской, а только русской, то есть политикой национального эгоизма".
     У русских особая миссия и у России особая миссия в истории. Родину, как и родителей, не выбирают — это промыслительно. И надо благодарить Господа за то, что мы родились на этой святой земле, "святой потому, что каждая пядь её полита кровью". В нас есть мистическая связь с "почвой", с землёю, которая является "подножием престола Божия". Поэтому так тяжело русским на чужбине. Поэтому многие русские, волею судеб покинувшие Россию, завещали (если это возможно) похоронить себя на родине, смешать прах свой с русской землёй. "Любовь к отеческому дому любовь к отеческим гробам" — немаловажная составляющая русского патриотизма…
     Можно ли нерусскому человеку стать русским? Можно и эти примеры мы видим в истории. Но это явление не может быть массовым. "Русским" стать непросто потому, что если даже русскому по крови нужно приложить усилия, чтобы соответствовать этому званию, иным — тем более. Причём принятие православной веры необходимое, но не достаточное условие. Кроме этого нужно отречься от старого, принять дар служения, преемствовать не только прошлое и настоящее, но и быть готовым разделить провиденциальное будущее России. Для этого требуется время — жизнь не одного поколения. Ни о каком "обрусение" 5 млн. азербайджанцев с их этнически организованным капиталом и речи быть не может. Не говоря уже о том, чтобы 140 млн. китайцев превратить в "сибиряков" (о чём высказывались наши коммунисты и либеральные учёные). У предлогающих такие вещи либо "ума маловато", либо ненависть к России и русскому превалирует.
     "Задача обрусить всё нерусское и оправославить всё неправославное потому уже нелепа, что совершенно непосильна для России, — писал ещё в 1911 году в статье "Защита веры" выдающийся политический публицист М. Меньшиков. — Ни одному племени не удавалась наложить в полноте свой облик на другое племя; даже железный Рим лишь слегка латинизировал Францию и Испанию, но не сделал там новых римлян. В попытках объединить свет Рим кончил крушением своей веры и своего государства. "Обрусить всё не русское" значит разрусить Россию, сделать её страной ублюдков, растворить благородный металл расы в дешёвых сплавах. То же относится и к оправославлеванию всего неправославного. Это была бы сплошная фальсификация веры, свойственной лишь русскому племени".
     Об этом почему-то мало кто задумывается, а кое-кто высмеивает эти положения. Но не принято высмеивать, допустим то положение в правилах "богоизбранного народа", по которому нееврей по крови может считаться евреем не просто по принятии иудаизма, а когда всей своей жизнью докажет преданность делу еврейства. Настоящий еврей обязательно иудей. Иные рассуждения на эту тему — лукавство.
     В этом смысле русский — синоним православного, но не наоборот! Это нельзя смешивать, но и нельзя отрицать, что существует именно Русская церковь. Русский церковный народ и их Ангелы. Не отдельные Церкви православные, а члены Единой Вселенской Церкви, каждый со своей миссией и ролью на время земного существования. Причём, роль Русской церкви всё время возрастает. Точно так же существуют члены русского народа, каждый со своим предназначением и ценностью.
     После Вавилонского столпотворения Господь смешал языцы, появилось различие, разнообразие. Это благо. И не нужно "переть против рожна". В последнее время можно часто слышать, даже с церковных кафедр, дескать, "все мы дети единого Бога и — нет ни эллина, ни иудея". Но при этом почему-то забывают добавить, что "нет ни эллина, ни иудея" только во Христе! И это вовсе не относится к тем, кто живёт без Христа или строит новый мир под Антихриста…
     Измена Родине, Отечеству своему — тягчайшее преступление и большой грех. Здесь имеется в виду именно Родина, а не существующая в данный момент государственная власть, которая часто — лишь по попущению Божию. По ставшей расхожей евангельской цитате: "нет власти, аще не от Бога", то есть противящийся власти противится Богу". Но надо помнить, что это касается безбожных правителей, узурпировавших власть в "богохранимой стране нашей Российской". С ними надо выстраивать отношения "не за совесть", а "исходя из простого здравого смысла" (митр. Иоанн Снычёв). Понимать чётко тот факт, что после свержения Царя ("наследника фараонов", Помазанника Божия) в ходе февральской революции 1917 года власть перестала быть сакральной и до сей поры — нелегитимна.
     Философ монархизма Л.А.Тихомиров считал, что по складу своей души русский может быть либо монархистом, либо анархистом. И третьего не дано. А священники? Православный по вере своей — только монархист, "священник-республиканец, как минимум маловер".
     Надо любить Родину, понимать, что мы можем жить и быть русскими только здесь, на нашей земле. А православию без сильной России не выстоять в современном, поклонившемся Мамоне, мире.
     Вместо заключения приведу слова священномученика протоиерея Иоанна Восторгова (1911): "Народ русский есть народ православно-христианский, составляющий Царство Христианское, имеющее мировое призвание, указанное Промыслом, — призвание сохранить и распространить святую истину Православия; народ наш входит в Церковь, гибель его есть потрясение Церкви, следовательно, потрясение мира и человечества, есть умаление истины… Служить в этом смысле народу — значит служить Богу, Христу, Церкви, Истине, Православию, спасению мира и человечества. Патриотизм и национализм тогда — не цель, а средство для высшей цели, для служения вечной истине…".