Александр Алиев __ ОАЗИС СРЕДИ КАМЕННЫХ ДЖУНГЛЕЙ
Московский литератор
 Номер 08, апрель, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
ОАЗИС СРЕДИ КАМЕННЫХ ДЖУНГЛЕЙ

     
     КАЗАЛОСЬ МНЕ, УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ, что я вроде бы все уже рассказал о достопримечательностях бывшей Басманной слободы — района Москвы, который удивительным образом сохранил почти нетронутой застройку XVIII, XIX и начала XX веков. Ан нет. Остались еще "неохваченные" объекты, и среди них, Сад имени Баумана — настоящий оазис среди построек московского центра, редкий зеленый островок, любимый окрестными, да и не только окрестными жителями.
      Я неоднократно упоминал, что наша семья много лет жила в этом районе, на Ново-Басманной улице. Поэтому Бауманский сад отлично знаком мне с самого детства. И вот давайте поначалу "перенесемся" в то время, и представим, как выглядел сад лет эдак 30-40 назад.
      Главный вход расположен на Ново-Басманной, между участками №№ 14 и 16. Миновав парадную арку в стиле неоклассики (1950-е годы; проект архитектора И. Мельчакова), посетитель видел по левую руку небольшой стадион, украшенный двумя гипсовыми скульптурами спортсменов. Зимними вечерами, присыпанные снегом и освещенные тусклым светом фонарей, статуи выглядели таинственно. За стадионом — летний театр с раковиной эстрады и длинными рядами скамеек. Дальше — детская площадка, шахматный и бильярдный павильоны и, наконец, здание, где находилась "садовая" администрация. Тут же был и второй вход со стороны Старой Басманной улицы. Словом, вся левая часть Бауманского сада имела вид довольно типичный для городских парков тех времен.
      Но вот правая часть… Здесь вольно или невольно чувствовалась совершенно другая, малопонятная, эпоха. Из-за глухой каменной ограды виднелся сероватый монолит старинного особняка, потом шли еще какие-то огромные строения — темно-красные, с белой отделкой. После же высилось совершенно фантастическое сооружение: наполовину земляное, наполовину из дикого ноздреватого камня, с пещерами и лестницами на верхнюю площадку. Сооружение именовалось Грот, летом в одной из его ниш-пещер действовала шашлычная, зимой же вся постройка использовалась ребятишками в качестве ледяной горки. На клумбе позади Грота стояли чугунные статуи античных божеств.
      Вот здесь, читатель, мы вплотную подходим к фактам истории. Дело в том, что Сад имени Баумана как таковой оформился в 1920 году из нескольких окрестных участков. Еще в конце XVIII века князь М. П. Голицын подарил городу сад, разбитый позади его особняка на Старой Басманной (ныне № 15). Горожанам "дозволялось гулять по саду невозбранно". В первом десятилетии века XX к этому парку присоединяются сады старых усадеб Чулковых-Ростопчиных и Левашовых (Ново-Басманная улица; №№ 16 и 20 соответственно). И, наконец, уже после революции в состав нового городского сада вливается часть бывших владений золотопромышленника и чаеторговца Стахеева.
      … Дом, а, вернее, дворец Николая Дмитриевича Стахеева (№ 14) и по сию пору является одной из доминант Ново-Басманной улицы. Он даже внесен в списки памятников архитектуры, несмотря, на то, что это отнюдь не старинные палаты или произведение Баженова или Казакова, а работа почти неизвестного ныне мастера и, более того, типичная эклектика. Зодчий М. Ф. Бугровский и скульптор В. Г. Гладков создали для богатого заказчика вариацию на тему ренессансной архитектуры с включением элементов греко-римской классики. В Париже был заказан фонтан в виде женской фигуры, держащей светильник — он по-прежнему стоит перед главным фасадом, правда, давным-давно не работает.
      Самым интересным в стахеевском особняке являются его интерьеры — ценнейший образец декоративно-прикладного искусства. Парадный вестибюль, Белый зал, Готическая столовая, Рокайльная гостиная, Мавританская курительная…
      Позади дворца находились служебные постройки, и раскинулся большой сад. В последнем как раз и был спроектирован упоминавшийся выше Грот. Правда, в прежние времена он выглядел куда роскошнее: его пещеры служили местом для задушевных бесед и игры музыкантов, а на вершине стояла беседка-бельведер. Разумеется, этот павильон не мог служить, как говорили в XVIII столетии, беседкой-миловидой: в саду не видно ни далей, ни прудов либо пейзажей. Однако некое подобие все же присутствовало. На западном склоне холма была устроена ступенчатая терраса, которая спускалась к небольшому фигурному бассейну и бронзовой девушке с лебедем в руках. Из клюва птицы вода по уступам стекала в бассейн.
      Кроме того, хозяева и гости могли наблюдать из беседки ближайшие окрестности, например, купола и шпили старинных храмов на обеих Басманных улицах — церковные главы и кресты особенно эффектно выглядели при закате солнца. Могли наблюдать бывший голицынский особняк на Старой Басманной. Или загадочное сооружение по соседству с ним — простой кубический объем с ризалитом в центре. (Его до сих пор считают путевым дворцом Василия III, хотя прямых указаний, документов или иных свидетельств этому нигде нет.)
      "Тот век прошел, и люди те прошли; сменили их другие…", — писал когда-то Михаил Юрьевич Лермонтов. Да, после известных событий 1917 года все решительно переменилось, в том числе, и здесь, в Басманном районе. В стахеевском доме вплоть до своей высылки за границу жил Лев Троцкий. Уезжая за границу, он, по слухам, забрал с собою часть обстановки. А с 1938 года в особняке размещается Центральный дом детей железнодорожников. Его все еще впечатляющие апартаменты часто используются для съемок кинофильмов и телешоу. Часть сада была застроена жилыми домами, включая корпуса, нелепо приставленные вплотную к заднему фасаду особняка. Другая же — большая — часть вошла, как уже говорилось, в состав новообразованного Сада имени Баумана. Это и есть вся нынешняя правая сторона Сада.
      …Итак, весной 1920-го новый городской парк распахнул свои ворота перед москвичами. Поначалу он назывался Садом имени 1 Мая, но уже через два года был переименован в честь революционера Н. Э. Баумана. Тогда же на одной из аллей появился бронзовый бюст Николая Эрнстовича. Сад очень быстро превратился в культовое место для горожан. На его эстраде выступали многие известные артисты, среди них, Леонид Утесов со своим джаз-бандом. Здесь крутили новые киноленты, работали спортплощадки и различные аттракционы. Кстати, любопытный факт: местный театр послужил одной из декораций к любимому многими фильму "Покровские ворота" — тут снимали эпизоды, связанные с выступлениями "артиста популярных жанров" — куплетиста Аркадия Велюрова. Словом, долгие десятилетия Сад процветал.
      Правда, с наследием прошлого особо не церемонились. Так, уже в 20-е годы почти полностью была нарушена планировка "прародительских" усадебных садов. С главного фасада дома Стахеева пропали две скульптуры, Грот начисто лишился всех украшений — девушки с лебедем и беседки, в пещере же его организовали шашлычную. Довольно незавидная участь оказалась и у статуй античных богов.
      Четыре скульптуры, символизирующие времена года — Сатурн (зима), Флора (весна), Церера (лето) и Вакх (осень) — находились аккурат напротив бильярдного павильона и пивной. Смысл изваяний был для посетителей этих заведений мало понятен, но о том, что на богов обращали внимание, свидетельствовали надетые на их головы урны, отломанные руки, загашенные о чугунные тела "бычки". Про статуи узнали в Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева, чей парк еще в XVIII веке изобиловал скульптурой, бесследно исчезнувшей после наполеоновского нашествия 1812 года. Администрация Бауманского сада охотно отдала многострадальные изваяния в ТСХА, и там занялись их реставрацией, которая длилась более года. Специалисты слой за слоем счищали грязь и краску, тогда и выяснилось, что фигуры окрашивали попеременно в золотой, серебристый, бронзовый и даже голубой и зеленый цвета. На плинтах была раскрыта дата — 1770 и подпись мастера-литейщика — Иоганн Юст. Эти данные помогли искусствоведам установить — они имеют дело с первыми отливками чугуннолитейного завода Демидовых на Урале. Не исключено, что статуи исполнены по моделям замечательного скульптора Б. К. Растрелли.
      По характеру исполнения изваяния явно предназначались для парков Северной столицы, однако до Петербурга не дошли. Возможно, перевозка их с Урала совпала с эпидемией чумы, вспыхнувшей в Москве в 1771 году. Груз задержали в саду вблизи одного из демидовских владений на Ново-Басманной улице, да так и не отправили в Петербург. Ныне тщательно отреставрированные чугунные боги украшают парк ТСХА.
      …Шло время. Наступили перестройка и демократия. В 90-х годах старый Бауманский сад стал все более и более приходить в упадок. Но в последнее время ситуация изменилась к лучшему. Администрация Сада вместе с концертно-продюсерским центром Муз продакшн прилагают все усилия, чтобы возродить прежние традиции. Во-первых, в Саду идут полномасштабные восстановительные работы: аллеи и клумбы принимают тот вид, какой был у них в начале прошлого века; лечатся старинные деревья (среди них есть 200— и 250-летние); ремонтируются уникальные садовые постройки и, прежде всего, Грот. Уничтожен уродливый бетонный забор с правой стороны, а на месте его установлена довольно изящная металлическая ограда — теперь бывшая усадьба Стахеева смотрится как бы продолжением Сада.
      Снова не редкость в Бауманском разнообразные культурные мероприятия — концерты, шоу, кинопоказы и т.д. Часть бывшего особняка князя М. П. Голицына (он находится, напомним, у входа в Сад со стороны Старой Басманной улицы) арендует Российский фонд культуры, и здесь регулярно устраиваются художественные выставки. Ну, а к услугам тех, кто желает утолить, так сказать, материальный голод — рестораны "Усадьба" и "Голицын", а также очень неплохая пельменная. С прежними весьма специфическими шашлычной и пивной не сравнить!
      Сад имени Баумана полон посетителями в любое время года. Здесь раздолье и детям, и взрослым. У парка всегда была своя публика, не "изменявшая" ему ни при каких обстоятельствах. Этот старинный сад в три с половиной гектара — истинный оазис посреди каменных громад — неотъемлемый кусочек культурной жизни нашего города.