Александр Алиев __ «ОГНИ МОСКВЫ» ГОРЯТ В АРМЯНСКОМ...
Московский литератор
 Номер 09, май, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Алиев
«ОГНИ МОСКВЫ» ГОРЯТ В АРМЯНСКОМ...

     
     КОГДА РЕЧЬ ЗАХОДИТ ОБ АРМЯНСКОМ ПЕРЕУЛКЕ, то для меня он ассоциируется, прежде всего, с Лазаревским институтом восточных языков, который позднее был преобразован в Институт востоковедения АН СССР, и где долгое время работали мои родители. Конечно же, величественное классицистическое здание бывшего института (ныне здесь размещается посольство независимой республики Армении) является доминантой переулка, однако последний сохранил немало других памятников старины, причем самых разных эпох. Ведь современное название закрепилось за переулком лишь в последней четверти XVIII века, а до этого его именовали Артамоновским — по владению боярина Артамона Матвеева; по церкви Святителя Николая Чудотворца "что у Столпа" (или "в Столпах") он назывался иногда Столповым.
     До самого недавнего момента переулок был тихим зеленым местом, и от частично заброшенных старинных его строений веяло чем-то таинственным. Эту атмосферу, характерную для восприятия окрестных, да и не только окрестных, жителей, хорошо обрисовал живший здесь в юности писатель Юрий Маркович Нагибин в сборнике рассказов "Переулки моего детства".
     Участки под №№ 7 и 9. В XVII столетии принадлежали начальнику Малороссийского и Посольского приказов Артамону Сергеевичу Матвееву, ближайшему сподвижнику царя Алексея Михайловича и одному из образованнейших людей своего времени. Не без влияния своей супруги-шотландки (урожденной Гамильтон) боярин стал активным сторонником культурного сближения России с Западной Европой, и иностранцы, посещавшие в ту пору Москву, часто бывали в матвеевском доме и восхищались убранством палат на европейский манер. "… на заговенье была потеха — немцы и люди Матвеева играли на органах и на страментах и танцовали", — свидетельствует один из современников. К слову, именно в доме Артамона Сергеевича русские женщины впервые стали свободно появляться в мужском обществе.
      Положение боярина стало особенно прочным с 1671 года, когда царь Алексей Михайлович женился вторым браком на племяннице и воспитаннице Матвеева — миловидной Наталии Кирилловне Нарышкиной, будущей матери Петра I.
     Артамон Сергеевич, убитый мятежными стрельцами 15 мая 1682 года, был погребен на кладбище при церкви Николая Чудотворца, которая находилась почти напротив матвеевских хором, на углу Малого Златоустовского переулка. Двухэтажный каменный храм с семью главами воздвигли в 1669 году на месте старой приходской церкви. Его стены украшали разноцветные поливные изразцы с изображениями двуглавых орлов и диковинных цветов, шатровая колокольня имела 48 слухов, далеко разносивших мелодичный перезвон. Большую ценность представлял деревянный резной иконостас. Что касается приставки "в Столпах" к названию храма, то ее обычно увязывали со стоящим поблизости "столпом", увенчанным высоким деревянным ящиком, в который опускали челобитные, дабы они попали прямо в царские руки или его доверенным. В церкви и округ нее хоронили московскую знать, в начале XX века насчитывалось более четырех десятков надгробных плит.
     До весны 1821 года место погребения А. С. Матвеева обозначалось довольно скромным памятником — избой с тесовой крышей. Затем правнук боярина государственный канцлер граф Николай Петрович Румянцев, основатель знаменитейших в дореволюционной Москве Румянцевской библиотеки и музея, владелец обширного дворца с садом на углу Армянского переулка и улицы Маросейки, соорудил над могилой своего предка мавзолей в виде античного храма (проект архитектора А. Элькинского). По фризу шла золоченая надпись славянской вязью: "В 1682 году, мая 15, в смутное время от бунтовщиков убит шестидесятилетний страдалец Артамон Сергеевич Матвеев, три дня пробыл он в царствующем граде Москве, освободясь из-под стражи, из заточения Пустозерского острога".
     
     НЫНЕ, УВЫ, ОТ ВСЕХ ВЫШЕОПИСАННЫХ СООРУЖЕНИЙ ничего не сохранилось. Палаты боярина Матвеева исчезли еще два с лишним века назад. Закрытый в середине 1920-х годов храм Николая Чудотворца пребывал в запустении и постепенно ветшал, разрушался и мавзолей. Юрий Нагибин вспоминал, как мальчишкой он с товарищами перелезал через кованую ограду и проникал в знаменитую усыпальницу сквозь пролом за колоннадой. В полутьме помещения смутно белели саркофаги (самого Артамона Сергеевича, его жены и сына), и ребята, преодолевая страх и напрягая воображение, представляли себе, что видят также обезыствленные боярские сердца.
     Ученые — историки и краеведы — пытались отстоять церковь, для чего даже внесли ее в списки памятников архитектуры. Мавзолей же Матвеева уже в начале XX столетия являл собою уникальнейшее сооружение. Тем не менее, в 1938 году обе постройки были снесены, и на их месте, как с гордостью сообщалось в газетах, возвели просторное и светлое здание школы. Сейчас тут находится государственное педагогическое училище.
     …Род графов Матвеевых пресекся уже в середине XVIII века, поэтому их московские владения отошли к ближайшим родственникам — князьям Мещерским. Через полстолетия участок приобретает Иоаким (Еким) Лазаревич Лазарев, представитель богатой и просвещенной армянской семьи. Его внучка княжна Елизавета Христофоровна Абамелек-Лазарева разделила владение на три части. На одной из них — это и есть современный участок № 7 — строится в 1898-1899 годах дом, сдававшийся внаем. (Здесь проживал, между прочим, известный химик и фармацевт А. Феррейн, а в 35-й квартире, которая принадлежала директору Биохимического института академику А. Баху, в течение 10 лет размещалась химическая лаборатория ВСНХ, основанная Бахом совместно с его учеником Б. Збарским.)
     Таким образом, Лазаревы, начиная с последней четверти XVIII столетия, оказались в числе главных землевладельцев в Армянском переулке. По их инициативе и на их средства здесь, напомним, был основан Институт восточных языков. По ходатайству, удовлетворенному императрицей Екатериной II, Лазаревым разрешено было поставить (на современном участке № 5) армяно-григорианскую церковь во имя Воздвижения Святого Креста. Возводил храм петербургский зодчий Ю. Фельтен. Позже здание несколько переделано под наблюдением крепостного архитектора Т. И. Простакова, а все скульптурное убранство выполнил скульптор И. Витали. Тогда же рядом появилось церковное училище. Кстати, содержались церковь и училище за счет средств, получаемых от вышеупомянутого доходного дома.
      В Армянский переулок смотрят своими узенькими окошками и старинные белокаменные палаты со сводами (№ 3). Традиционно они считаются владением бояр князей Милославских. Иван Михайлович Милославский скончался в 1689 году и также был захоронен возле храма Николая Чудотворца. Однако, что называется, задним числом выявилась роль князя в подготовке очередного стрелецкого заговора в пользу царевны Софьи. И тогда разгневанный Петр I велел вырыть останки Милославского из могилы, на свиньях они были отвезены в село Преображенское и там подвергнуты позорной казни.
     Хоромы Милославских отошли впоследствии к дворянам Протопоповым, а от них к гвардии капитану Щепотьеву. На рубеже XVIII-XIX веков палаты оказались фактически на территории Крестовоздвиженской церкви, их стали использовать в различных хозяйственных целях. Например, в 1900-х годах здесь был дровяной склад. В период нэпа здание заняли частные мастерские: платочно-набивное заведение "Энергия" и литография А. Иванова по производству карамельной бумаги.
     
     ГОД 1984-Й ОТКРЫЛ В ЖИЗНИ ДРЕВНИХ ПАЛАТ совершенно новую страницу. За несколько лет перед тем это сооружение было отдано в долгосрочную аренду предприятию "Мосгорсвет". Тогдашний его директор Ю. Харкеевич получил возможность осуществить свою давнюю мечту: создать здесь Музей уличного освещения. Вообще, данная идея витала в воздухе еще в 30-е годы. Руководитель треста "Мосгорсвет" А. Умов задался целью сохранить для грядущих поколений образцы уходящих в историю уличных фонарей. Им была собрана внушительная коллекция, которая потом, к сожалению, пропала. На улицах столицы старинных светильников практически не оставалось. Поэтому Ю. Харкеевичу пришлось собирать экспонаты буквально по крупицам, в этом ему здорово содействовали ветераны "Мосгорсвета".
     В декабре 1980 года на втором этаже здания была открыта выставка, посвященная 250-летию уличного освещения Первопрестольной. Экспозиция вызвала огромный интерес у публики, со страниц газет, по радио и телевидению стали раздаваться призывы организовать на основе выставки Музей наружного освещения. Призыв был поддержан исполкомом Моссовета и дирекцией Музея истории и реконструкции города Москвы. Палаты Милославских-Протопоповых тщательнейшим образом отреставрировали, облагородили территорию вокруг них. При этом сломали стоявшее по соседству и порядком обветшавшее здание бывшего церковного училища (армянская церковь была разрушена еще перед войной). Осенью 1984-го музей на общественных началах "Огни Москвы" при предприятии "Мосгорсвет" начал свою работу.
     Погружение в прошлое начинается здесь сразу: перед входом в музей выстроились витиеватые и причудливые старинные фонари — масляный, керосиновый, электрический. Среди экспонатов посетитель может увидеть светец с лучиной, ручной и настенный фонарь, самые разнообразные лампы и светильники, пульты управления наружным освещением, большое количество фотографий с видами столицы… Один из залов целиком посвящен электрическим часам. Плюс ко всему этому — богатейшее собрание архивных и печатных материалов по светотехнике, истории освещения и электрификации, фото и чертежи различных световых приборов, изобразительные материалы по истории нашего города. Коллекция музея постоянно пополняется — в этом своему младшему собрату помогают Политехнический музей, Музей истории и реконструкции Москвы, музей-усадьба "Останкино". Интересно, что в музее действует интерактивный фонд, многие предметы прошлого разрешается трогать, особенно, детям.
     …Бывая в Армянском переулке, я четко осознаю, что ныне он совсем не тот, что был раньше. Жилых строений на нем почти не осталось. Корпуса бывшего Лазаревского института восточных языков заняло, как уже говорилось, посольство Армении. В Румянцевском дворце (украшенном когда-то картинами и барельефами сражений, в которых принимал участие прославленный полководец фельдмаршал граф П. Румянцев-Задунайский) обосновалось посольство республики Беларусь. А бывший же особняк Тютчевых (№ 11), где провел юные годы выдающийся наш поэт и дипломат, прочно обжил российский Детский фонд. Есть в переулке отделение какого-то банка, туристическая фирма. Словом, в будние дни по тротуарам порою не пройти из-за наставленных автомобилей.
     Неким подобием себя прежнего — тихим и уютным — переулок становится по выходным дням и в праздники. Тогда можно спокойно посидеть на лавочке в необычайно ухоженном садике перед музеем "Огни Москвы". Боковые фасады соседних строений и деревца создают естественную раму, чуть наискосок, за оградой с вызолоченными фигурами лежащих львов, выступает величественный портик Лазаревского института. Полная иллюзия погружения в XIX век, и нынешний многолюдный, многомашинный, суетливый мегаполис на время куда-то "испаряется"… Вот за этот единственный оставшийся здесь милый уголок я до сих пор люблю Армянский переулок.