Константин Ерофеев __ СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ… (Семь причин, по которым не стоило бы объединяться с РПЦЗ)
Московский литератор
 Номер 10, май, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Константин Ерофеев
СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ… (Семь причин, по которым не стоило бы объединяться с РПЦЗ)

     
     В статье "Да будет все едино?" ("Московский литератор", № 13, июль 2006 года) мы обращали внимание читателей на проблемы и возможные последствия объединения (точнее — восстановления канонического общения) двух крупнейших церквей — Русской Православной Церкви (РПЦ) и Русской Православной Церкви за рубежом (РПЦЗ). Однако, не считаясь с затраченными усилиями и средствами, две ветви русского Православия, поощряемые светскими властями России, стремительно двигались к объединению весь прошедший год. Результатом этого процесса стало подписание в Москве в праздник Вознесения Господня (17 мая 2007 года) акта о каноническом общении. То, что еще десять лет назад казалось фантазией (а двадцать лет назад могло бы рассматриваться как преступление против государства), свершилось. Искренне желая, чтобы объединение пошло на пользу укреплению духовности в России, не можем все-таки обойти и "острые углы".
     ВАЖНЕЙШЕЙ ПРИЧИНОЙ, которая может привести к негативным процессам объединения церквей является политическая подоплека происходящего.
     Немного истории. Не смирившиеся с Октябрьской революцией, высшие православные иерархи во главе с митрополитом Антонием (Храповицким) и его приближенными митрополитами Платоном (Рождественским), архиепископами Анастасием (Грибановским), Евлогием (Георгиевским) в оккупированном деникинцами Ставрополе создали т.н. "Временное высшее церковное управление на юго-востоке России". ВЦУ сразу же взяло курс на непризнание любых попыток канонического руководства православной церкви во главе с Патриархом Тихоном (Белавиным) наладить сотрудничество с Советской властью. Митрополит Антоний, метивший в свое время на пост Патриарха и лишь волею жребия не занявший его, стремился дискредитировать любые начинания Патриарха Тихона (впоследствии канонизированного РПЦ). Реалистичная и оправданная политика Патриарха Тихона, приведшая его к признанию государства рабочих и крестьян, отвечала интересам миллионов русских верующих, но вызывала бешенство Антония (Храповицкого) и ему подобных. В ноябре 1921 года в сербском городе Сремски Карловцы 163 архиерея, клирика и мирянина организовали (конечно, от имени "всего" русского народа) т.н. "архиерейский синод русской зарубежной церкви". Каноничность сего "учреждения" показывает тот факт, что по официальной статистике в 1914 году в Российской империи проживало 117 млн. православных христиан, 130 епископов, более 50 тыс. священников и диаконов, почти 95 тыс. монашествующих. Очевидно, что ни одна из поместных православных церквей не признала "карловчан" и до сих пор не находится с ней в каноническом общении.
     Лидеры РПЦЗ, понимая, что им не занять значимое место в ряду поместных православных церквей, компенсировали скромные церковные успехи жесткими и непримиримыми правоконсервативными политическими взглядами. История РПЦЗ в ХХ веке — это время поддержки самых одиозных политических лидеров, от Врангеля до Гитлера и от Франко до Трумэна. В подтверждение приведем несколько наиболее "громких" заявлений лидеров РПЦЗ. В благодарность за отстроенный в 1938 году в столице III Рейха за государственный счет кафедральный собор, архиерейский синод РПЦЗ заверил А.Гитлера, что "моления о Вас будут возноситься не только в сем новопостроенном храме в пределах Германии, но и во всех православных церквах… Лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду". Обращаясь в 1941 году к эмигрантам митрополит РПЦЗ Серафим (Лукьянов) призвал благословение Всевышнего на "великого Вождя Германского народа, поднявшего меч на врагов самого Бога", другие лидеры РПЦЗ и их паства призывали эмигрантов вступать в ряды германского вермахта и его союзников для активной борьбы с "безбожной властью". "Вставай, кто в Бога верует! Кровью и огнем покажем комиссарам: жива Русская душа и мы, христиане…" (ген. Краснов). Лидеры РПЦЗ посылали свои благословения т.н. "Комитету освобождения народов России" генерала-предателя Власова, а один из виднейших иереев РПЦЗ А.Киселев подвизался в качестве духовника власовской "русской освободительной армии". Архиепископ РПЦЗ Виталий (Максименко) в обращении к президенту США Ф.Рузвельту просил не оказывать помощь СССР в борьбе с германским фашизмом. Дальше всех в пещерном антикоммунизме и русофобии пошел митрополит Анастасий: в пасхальном послании 1948 года призвал лидеров стран НАТО очистить СССР от большевиков с помощью атомной бомбы, полагая, что "страшный опустошительный огонь имеет не только разрушительное, но и свое очистительное действие".
     Неверно полагать, что мечты о восстановлении монархии и призывы каленым железом выжечь на русской земле большевизм остались в прошлом. Все церковные и родственные им политические и даже военные структуры РПЦЗ сохранились до "перестроечного" времени. В смутные 90-е годы на нашу страну обрушился поток "миссионеров" РПЦЗ, пропагандировавших мифы о "безбожности" социалистической теории о равенстве и прогрессе, отравлявших сознание русских людей оправданием кровавых "белых" режимов и движений от Романовых до Власова. При их участии возродились и укрепились на территории современной России уже почти вымершие в эмигрантской среде военно-политические движения типа врангелевского Русского общевоинского союза (РОВС), а также доморощенные "военно-исторические клубы" типа "Доброволец — ХХ век", наряжающиеся в форму "добровольных помощников вермахта" периода Великой Отечественной войны. Щедро делятся белогвардейской премудростью с потерявшими всякие идеологические ориентиры русскими людьми издатели журналов "Посев" и "Доброволец" (в № 1-2 последнего за 2005 года на обложке красуется шеврон власовцев и "лик" "самого" Власова, а также многозначительная надпись "памяти всех русских бойцов, павших в борьбе с безбожным коммунизмом в 41-45 г.г.", на обороте — "владыка Михаил, епископ Бостонский (РПЦЗ)") и иже с ними.
     Напомним, что безоглядная политика поддержки исторически отжившего института монархии православными иерархами привела к массовому отходу верующих от церкви в начале ХХ века. Нужна ли современному русскому Православию монархическая "прививка"? Пойдет ли такое вливание "свежей крови" на пользу все еще ослабленному организму РПЦ?
     А может именно такая поддержка и нужна "сильным мира сего", активно пропагандирующим идеи новой элитарности и антидемократизма (не говоря уже об антикоммунизме и антисоциализме)? В этом кроется вторая, идеологическая причина. Постоянно вынуждая лидеров Московской Патриархии каяться за сотрудничество с "Советами", патриотическую позицию церкви в годы Великой Отечественной войны, за политические репрессии противников (вооруженных!) СССР, РПЦЗ не идет в свою очередь ни на какие уступки. Еще бы! Идеология позапрошлого века делает зарубежников "своими" в условиях современной России.
     Еще одной причиной является причина каноническая. Образовав свои церковные структуры за рубежом, призывая "не поминать" за богослужениями "продавшихся советам" лидеров Московской патриархии, создав на территории России параллельные РПЦ структуры, РПЦЗ фактически уклонилась в раскол. Преданы анафеме и забвению за несравнимо меньшие прегрешения "обновленцы" (сторонники сближения церкви с Советским государством в 20-30 г.г.) и украинские "самостийники", "вредные" униаты и воинствующие либералы типа Г.Якунина. Но все сходит с рук лидерам РПЦЗ.
     Не менее важной является богословская причина. За восемьдесят лет самостоятельного развития РПЦЗ разработала свой собственный культ, институт святых. Известно непримиримое отношение лидеров РПЦЗ к сохранению дореволюционной орфографии. В угоду сближения с РПЦЗ РПЦ пошла на массовые канонизации — бывшего императора и членов его семьи, политических и церковных деятелей дореволюционной России, редакторов черносотенных журналов и просто мирян. Сами же руководители РПЦ заявляют об отчасти политической подоплеке прославления около 2000 человек.
     Пятой причиной является национальная причина. Читатель может возразить: а разве не две части русского народа объединяются? Думаю, что потомки эмигрантов первой и второй волны являются особой этно-культурной общностью. Казаки, старообрядцы или русские сектанты также являются частью русского народа, но подчас с особым наречием, культурой, моралью. Все эти различия усугубляются, если принять во внимание, что клир и паства РПЦЗ проживала и проживает в рассеянии за рубежом, не участвуя в испытаниях, выпавших на долю русских на исторической Родине (и не разделяя великих побед и свершений русских в ХХ веке).
     С восстановлением в России классового капиталистического общества все отчетливей заметна и социальная причина (не даром уже в новом Уголовном Кодексе преследуется "разжигание социальной розни"!). Здесь неизменные за многие века идеи клерикалов о неизбежном (оправданным еще Библией) имущественном расслоении общества, об оправдании капиталистического метода накопления богатства ("христианская деловая этика") окажут посильную помощь строителям "рыночного общества". Почти тысяча (!) эмигрантов ("потомков лучших дворянских родов, составивших славу России" — как говорят в СМИ), приехавших в Москву на празднование воссоединения, вкупе с местной "политической элитой", противопоставляются массе "простых людей", пресловутому "электорату". Об отношении "просвещенной элиты" к нам (хорошо еще не называемым "хамами" и "холопами" как 100 лет назад) остроумно сказал петербургский писатель Е.Лукин: "мы-де и темные, и ленивые, и вкалывать задаром на чужого дядю не хотим".
     А седьмая причина — имущественная. Совсем не ясно как будет происходить "дележ имущества". Будет ли имущественный комплекс РПЦЗ переподчинен Московской Патриархии? А как быть с имуществом параллельных структур РПЦ и РПЦЗ на одних территориях? Кто будет перечислять "десятину" в "центр"? На разрешение этих вопросов дана пятилетняя отсрочка. Что произойдет в течении этой пятилетки? Помнится в еще не забытых хасавьюртовских соглашениях определение статуса "Ичкерии" также было отложено на пять лет. Где теперь та "Ичкерия"?…
     В заключение хочется добавить, что легче всего идти по пути отрицания своей непростой истории (попутно внимая призывам отречься от идей социальной справедливости, реальных социальных гарантий, признанных во всем мире (кроме российских либералов) прав на жилище, труд, здравоохранение). Вынуждая нас каяться за свое прошлое (по делу и не по делу), настойчиво внушая нам "комплекс вины", недруги нашей страны пытаются признать коммунизм преступной идеологией, равной нацизму. Если им это удастся и идеология СССР будет де-юре признана преступной, на Россию посыплются иски в международные судебные органы о многомиллиардных компенсациях. Подобная ситуация была в послевоенной Германии, выплатившей громадные компенсации и репарации победившим государствам, а затем и иски от миллионов частных лиц (например, узников гетто и концлагерей). Разумеется, подобного потока финансовых претензий наша страна не выдержит и займет уготованное ей Западом место бесправной сырьевой колонии.