Игорь Блудилин-Аверьян __ ДНЕВНИК СЕРГЕЯ ЕСИНА КАК ФАКТ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Московский литератор
 Номер 10, май, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Игорь Блудилин-Аверьян
ДНЕВНИК СЕРГЕЯ ЕСИНА КАК ФАКТ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

     
     Сергей ЕСИН, "Дневники" — М., Издательство Литературного института, 2006
     ГОВОРЯТ, ЧТО СЕЙЧАС ВОСТРЕБОВАНА "литература факта". Поэтому издатели кинулись издавать мемуары и дневники. Оказывается, их писали и пишут все, кому не лень.
     Среди этого порой весьма непрезентабельного потока дневники писателей занимают особенное место.
      Можно спорить, дневник — жанр это или не жанр литературы, но эти споры — дело всё-таки "яйцеголовых", литературоведов. Для нас, рядовых читателей, важно то, что в писательских дневниках обыденная жизнь, которая шумит за нашим окном, шумит не обыденно, а так, как она шумит на самом деле. Писатель в своём дневнике как бы очищает жизнь от шелухи — на то он и писатель, профи. Я не совсем представляю себе, что такое "литература факта", о которой так много говорят, но думаю, что дневники — это самая что ни на есть литература факта.
     История писательских дневников знает вершины. Многие из них стали настоящим, как теперь говорят, "брэндом". Услышишь, например, кто-то произнёс: "Дневник Толстого" — сразу ясно, о каком Толстом речь и о чём речь. Таков же брэнд "Дневник Гонкуров". Таков же брэнд "Дневники Пришвина". Я уж не говорю о "Дневнике писателя" Достоевского. Так что дневник писателя — это особое пространство, некая литературная галактика, в которой живут своей особой жизнью планеты — вышепоименованные дневники. Но, как во всякой галактике, здесь летают по своим орбитам и планеты-карлики, и кометы, и спутники, и астероиды. К астероидам я бы причислил, например, крохотные дневники Пушкина, не имевшие для него, очевидно, самостоятельной важности; к планетам-карликам — дневники Нагибина: хоть и в очень сильный телескоп, а разглядеть их на литературном небосклоне можно. К кометам, возможно, или к спутникам, отнести бы дневник Веры Аксаковой — не писатель в признанном значении этого слова, но всё, всё же... Так же как и дневник М.Башкирцевой. И т.д.
     И вот передо мной — дневники С.Есина за 1984-1996 гг., изданные Литинститутом как отдельная книга.
     Сразу предупреждаю: я — поклонник дневников С.Есина; как в целом и писателя Есина. Я читал два его романа — "Имитатор" и "Марбург"; я читал его эссе, собранные в первой книге "Власти слова" (до второй никак не доберусь); и его дневники разрозненно за последние 90-е годы и за первые двухтысячные годы. И за дневники даже пострадал: навлёк на себя нешуточный гнев одного нашего знаменитого поэта за то, что написал в "Эхо и Эго", что дневники Есина мне нравятся больше, чем дневники Пришвина (которые, признаюсь, мне вовсе не нравятся и ни в чём не убеждают, сколько бы их ни превозносили).
     Чем же так хороши для меня дневники Есина?
     Прежде всего, мне нравится, что они — культурны. То есть, читающий их находится в контексте культуры. Причём автор отнюдь не избегает ни острых "некультурных" выражений и эмоций, а называет вещи своими именами. И тем не менее читатель имеет дело с культурным человеком культуры. Я не оговорился: ныне среди деятелей культуры подлинно культурных людей становится всё меньше и меньше. Культура в моём понимании — это не умение расшаркиваться на паркете, а осознание богатства мирового духовного опыта и органичное в этом богатстве присутствие, а это даётся только духовно опытному и ценящему духовный опыт другого человеку. Увы, не каждый человек культуры — культурен. Я видел, например, одного писателя, который всерьёз уверял своих собеседников, что "Греция" — от слова "грех".
     Мне нравится, что Есин не пишет так называемый "литературный дневник", как, скажем, писали братья Гонкуры. Нет, он просто день за днём описывает свою жизнь как она есть — жизнь писателя, пишущего роман, отвлекающегося на рецензии; жизнь ректора Литературного института — не стесняясь при этом упоминать на страницах дневника не очень удобные вещи о дрязгах, интригах, подлостях, предательствах и пр., как, впрочем, и восторженно отзываться о талантливых студентах, своих учениках; жизнь гражданина с его отношением к ельцинщине, к разграблению страны, к нарождающейся страсти к чистогану; жизнь дачника, у которого воруют доски, жесть на кровлю, вымогают деньги на водку; и т.д. Перед читателем — жизнь современного интеллигентного россиянина во всей своей правде.
     Мне нравится, что Есин — умный писатель. Почему-то современные писатели взяли за обыкновение свой ум маскировать. Стесняются, что ли? По моим наблюдениям, среди писателей дураков всё же меньше, чем в других профессиях (хотя и встречаются, вроде того знатока греческой топонимики). Есин же свой ум не маскирует, слава Богу. И в дневнике разбросаны замечательные сентенции, "афоризмы житейской мудрости". Например:
     "Мне кажется, что покойники, эти умершие люди, обладают каким-то дополнительным серьёзным знанием, а м.б., и исчерпывающим".
     "Бойся людей, много говорящих о совести".
     "Семейно-нравственные открытия — самые любопытные".
     "Реализм как русский метод. Соцреализм — это лишь одно из ответвлений модернизма, ибо модернизм всегда отмечается в первую очередь бледностью слова".
     "Русский", "православный" — это такой же штамп, как раньше "коммунизм".

     "В большую литературу можно войти только через положительного героя".
     Дневникового Есина можно цитировать помногу и подолгу.
     Чтение его дневников — душеполезно. Его дневники — информативны. В них живёт множество его и наших современников, среди них и те, которых мы каждый видели или видим на экранах ТВ, законодателей нашего общественного мнения; и пишет Есин о них откровенно, не стесняясь. Лучше узнаёшь этих мелькающих с подлинной их стороны...
     Дневники С.Есина более поздних лет многие из нас уже читали; там уровень не ниже. Так что думаю, что вскоре появится уже второй том дневников, а потом и последующие...
     Станет ли "литература факта" — дневники С.Есина — фактом нашей литературы? Мне кажется — да; хотя — конечно, время покажет.