Александр Огородников __ «А ЕСЛИ ТЫ ТАКОЙ УМНЫЙ...»
Московский литератор
 Номер 10, май, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александр Огородников
«А ЕСЛИ ТЫ ТАКОЙ УМНЫЙ...»

     
     "От сумы да от тюрьмы не зарекайся".
     Русская народная мудрость.

     
     Многим из нас, особенно в последнее время, приходится слышать из разных уст и в разных интонациях вопрос, ставший поводом для написания этой статьи. Появилась даже песня, в которой эти слова стали припевом: "А если ты такой умный, что же ты такой бедный?". В песне в шутливой форме даётся понять, что не в деньгах счастье, а ум и совесть нынче — не в цене. Иное дело — хитроумие и готовность продаваться. Лучшим ответом на поставленный таким образом вопрос, по моему мнению, являются слова публициста И.Л. Солоневича из статьи о Льве Толстом: "потому что истина рыночного спроса не имеет"!
     Глубоко в сознание русского, православного, человека заложено неприятие богатства, которое идёт от понимания смысла жизни как стяжание Духа Святого, а не накопительство, не лучшее устроение в мире сём. "Собирайте сокровища на Небесах…" и помните, что "Легче верблюду пройти в угольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное". Поэтому, сколько наших людей не прельщали, ответ простых граждан на вопрос: "Хотели бы вы иметь миллион долларов?" поразил проводивших опрос социологов. Оказалось, что большинству не нужны неведомо откуда свалившиеся бешеные деньги, а нужны средства на достойную жизнь, стабильность и вера в будущее, гордость за свою страну. По своей сути русские люди остались нестяжателями. В отличие от западного человека, для которого свобода осуществляется деньгами ("Деньги — чеканенная свобода". Б. Франклин), "для русского человека свобода — это независимость от денег". Разница очевидна.
     Наши люди готовы "добывать хлеб в поте лица своего" (только ведь не дают!). Труженик на Руси всегда был в почёте, не то что разные лихоимцы, о коих сказано в пословицах: "Пусти душу в ад — будешь богат", "Трудом праведным не построишь палат каменных" и.т.п. Не может потребительская цивилизация быть ориентиром России, а деньги — идолом. Богатство, бизнес — это мамона. "Никто не можете служить двум господам: ибо или одного будете ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне". (Евангелие от Матфея глава. 6 стих 24.)
     Поклониться "золотому тельцу", значит отказаться от своих корней, от веры, от Бога, заменив Его деньгами; вечные ценности променять на временные — тлен.
     Иудо-протенстантизм возвёл обогащение в ранг добродетели, а получение прибыли сделал оправданием греховного существования. "По-моему, смысл жизни в том чтобы воспользоваться талантами, дарованные Богом. Тем не менее, стяжательство (поиск наживы, если хотите) имеет свою цель. Деньги (прибыль) — это инструмент, это капитал. Без капитала нет капитализма. А без него увядают новые идеи, общество загнивает, чахнут дары, данные Богом", — считает Рич Карлгор, издатель американского журнала "Форбс", и его мнение показательно. Алчность — это хорошо, а нравственно то, что выгодно, убеждены защитники капитала. "Алчность и мир несовместимы", — возражает психоаналитик Эрих Фромм.
     "Деньги могут всё", — уверены стяжатели и ради их добычи оправдывают любое преступление. Да, деньги в наше время решают многое, но не всё — это истина, которую лучше осознать раньше.
     "Суетятся, ищут виновника нашей катастрофы, а виновник вот он — всё внимание поворотили на мамону. Отсюда наши беды, мы не можем понять, что коммунисты имели какую-то идею и умели утешать народ, а они, пришельцы, никакой идеи не имеют. Земное богатство — это безумие, всех обездоливает, и они, пришельцы собственной тени боятся, мамона их не спасёт" (священник Дмитрий Дудко).
     "Один раз живём, всё нужно попробовать", — убеждают нас. Отсюда — развлечения до одурения, организованные приключения, путешествия (вплоть до космических), мыслимые и немыслимые удовольствия и прочие фальсификаты жизни для "получения дозы адреналина". А что потом? А потом — пресыщение, тоска, "экзистенциальный вакуум", который часто приводит к самоубийству "состоявшихся" господ в благополучных странах Запада. У нас — скрытая тяга самоубийству (через употребление спиртного и наркотиков) от безнадёжности, потери веры в то, что можно что-то изменить, и предчувствия конца всему. Кто в этом виноват? Нам говорят: вы сами, дескать, лентяи, плохо работаете и тому подобное. Но это — враньё, либеральный миф, выгодный власти, чтобы оправдать своё даже не бездействие, а вредительскую деятельность в этой области.
     Государство не любит народ, народ отвечает тем же, отсюда — боязнь честных выборов, боязнь переворота. Разница в доходах 10% богатых и 10% бедных слоёв населения достигла 22 раз. "Это вопиющий разрыв, который свидетельствует о существовании латентного источника напряжения" (В. Жарихин). По утверждению видного экономиста, академика Д. Львова, революции совершаются, когда этот показатель (децильный коэффициент) превышает 10. То есть у нас в стране ситуация давно "перегрета" …
     Согласно исследованиям журнала "Форбс", число миллиардеров в России достигло 53 человека, а их состояние — 280 миллиардов долларов. По количеству они заняли третье место в мире (после США и Германии ) , а по состоянию — второе. Нам надо теперь "гордиться", что губернатор Чукотки Р. Абрамович занял 16 строчку в списке самых богатых людей планеты, а его состояние — 18,7 миллиардов долларов. Это не экономическое чудо, а закономерный итог осуществления переприватизации, реализации плана "Голгофа" (М. Любимов), построения "классического социализма" с его чиновниками-капиталистами и обобранным народом — пролетариями.
     Во времена "царя Бориса", времена построения "дикого капитализма" как переходного этапа от "казарменного" социализма СССР к "классическому" социализму РФ во всех бедах винили олигархов. Ныне ситуация поменялась в корне. Подтвержу свои мысли цитатами из статьи "Россия пересматривает свою роль в мире и свои отношения с Западом" старшего научного сотрудника Фонда Карнеги Дмитрия Тренина.
     "…новую Россию интересуют в основном собственные дела. Причём, слово "дела" она воспринимает в совершенно определённом смысле — как бизнес".
     "Её практические действия полностью укладываются в принцип: "капитал — наш рулевой". В основном большинства серьёзных политических решений Москвы лежат экономические и корпоративные интересы, поскольку люди, управляющие страной, во многом ею и владеют".
     "Среди них нет ни одного публичного политика; практически все члены правящей группы — бюрократы-капиталисты".
     "В условиях нынешнего бюрократического капитализма приватизации по сути подверглось само государство…".
     "Чудесное" повышение благосостояния чиновников и членов их семей за последние пять-шесть лет, теперь это даже слепому должно быть видно, объясняется не увеличением их зарплат и не умением их родственников успешно вести бизнес, а расширением возможности для коррупции и конвертации власти в деньги. "Я считаю, что внутри страны всё очень плохо. Внутри страны есть позитивные изменения, но вместе с тем продолжается разрыв между богатыми и бедными. Я считаю, что по-прежнему феноменальна коррупция", — говорит в статье "Будет ли Иванов преемником" телеведущий Владимир Соловьёв. Это касается чиновников всех уровней (кстати, размер взятки вырос за это время примерно в десять раз). Когда нет никакого реального контроля и реальной угрозы наказания за содеянное, что может их сдерживать? Соображения морального плана? — тут как говорится, "Страх божий потеряли, а совесть чёрт выкрал". Поэтому неудивительно, что единственной представительницей из России в списке журнала "Форбс" стала жена Лужкова с капиталом 3,1 миллиарда долларов (два года назад её состояние равнялось 1,7 миллиард долларов), жизнь удалась!?
     Что меня удивило, так это рассуждения уважаемого мною до последнего момента экономиста и публициста О.А. Платонова, который в докладе "Идеалы русской цивилизации" призвал поддержать партию власти. Якобы там есть приличные люди, надо им помочь и т.д. Приличные люди, православные патриоты есть везде, но сколько их? Ложка мёда вряд ли изменит бочку дёгтя…
     Честным трудом, да и вообще трудом, не разбогатеешь. Поэтому и говорят о лёгком прибытке: "сделал деньги", "срубил капусту", "нарыл зелёные", "кинул на бабки", "разгрузил богатого лоха" и тому подобное. А как можно разбогатеть? Воровство, мошенничество, передел, хищничество, мздоимство — вот далеко не полный перечень путей, ведущих к быстрому обогащению.
     Сегодня в России процветают те фирмы, что вошли в ту или иную корпорацию, имеющую властную "крышу". Национальный производственный капитал невыгоден авторитарной бюрократии, ибо он патриотичен, поэтому практически удавили малый и средний бизнес. Поэтому и велика в России скрытая безработица и невостребованность, а требуются кадры спекулянтов без принципов, интриганов-индивидуалистов с обострённым честолюбием и с ограничением по возрасту. Где можно заработать простому человеку, если даже успешные вроде бы предприятия разоряются, банкротятся по плану? Участвовать в мошеннических схемах типа "Гербалайф", обслуживать сидящих на "трубе", быть клерком в банке, менеджером по продаже предметов роскоши? А если это противно? Тогда либо у прилавка на рынке стоять, либо что-то охранять. Хотя, "лучше улицу мести, чем у подлости в чести".
     А думает ли кто-то о правах трудящихся? За последние пять лет в целом по стране, по данным Центра трудовых исследований ВШЭ, с крупных и средних предприятий было уволено4-5 миллионов человек. А это 10% всех занятых на производстве. Официальный "защитник прав трудящихся" — ФНПР — давно на стороне работодателей и состоит в партии власти (полный абсурд!), рабочие его окрестили "кремлёвскими лакеями" и "профсоюзом предателей". Благо, что стали появляться свободные профсоюзы на местах, но их — капля в море. Но даже эта капля вызывает раздражение власти, и вынудила её заявить о недопустимости для профсоюзов заниматься политикой. Профсоюзное движение должно стать массовым и брать пример с профсоюза филиала "Форда" во Всеволжске. Действия профсоюза заставили администрацию пойти на уступки, повысить зарплату рабочим. ФНПР, вместо радости по этому поводу, осудил действия профсоюза, назвав их экстремистскими.50000 членов альтернативных профсоюзов — это реальная политическая сила, иначе бы не было сорока покушений на их лидеров и восьми убийств.
     Только-только ростки профсоюзного движения добились каких-то успехов, как делаются парадоксальные выводы. Так директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики В.Гимельсон заявил: "Это ещё хорошо, что в России трудовое законодательство не выполняется. Если все работодатели начнут следовать закону, экономика покатится вниз". Видите, что хорошо для нашей экономики — чтобы закон не выполнялся, важно — не реальное положение дел, а показатели, видимость! Хотя, что можно ожидать от рядового директора Центра, когда подобное заявляют во всеуслышание министры, и это никого уже не шокирует? С Зурабова как с гуся вода, хотя и пенсионные деньги куда-то уплыли, и лекарства исчезли из аптек. А чего стоят его заявления-постановления о том, чтобы больные в стационаре выздоравливали за пять дней, а вышедшие на пенсию люди старались умереть побыстрее, дабы не перегружать бюджет. Как тут можно осуждать бедных врачей за то, что они становятся дилерами лекарств сомнительных фирм, а учителя оценивают не знание школьников, а кошелёк их родителей?
     В государстве, обозначенном в конституции как социальное, о проблемах простых смертных никто не думает. Властям надо предъявлять претензии к самим себе, а не перекладывать решение вопроса с больной головы на здоровую. "Не вызывает сомнения: масштабы административного давления на бизнес приняли, без всякого преувеличения, убийственный характер", — пишет в статье "Бизнес: бунт дойной коровы" доктор экономических наук М.Делягин. И продолжает: "В среде российских бизнесменов растёт ощущение того, что представители силовой олигархии сознательно душат и давят несырьевой бизнес как потенциальный источник оппозиционности"…
     Ситуация сложилась критическая и молчание Церкви в этой ситуации, соглашательство вызывали недоумение. Поэтому и скорректировали иерархи своё "слово к народу" на XI Всемирном Русском Соборе, добавили в него "металла" с учётом обращения архиепископа Диомида о ряде отступлений от чистоты православного вероучения. Обращение это очень интересное, очень правильное, своевременное и знаковое. Особого внимания, в контексте данной статьи, заслуживают следующие пункты:
     "Второе. Развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской. Зачастую богоборческой, в ущерб богодарованной свободе…
     Третье. Молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящей к распаду государства, демографическому кризису и другим негативным последствиям.
     Пятое. Одобрение демократии. Призыв к голосованию за определённых политических лидеров вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года".
     Хотя сам Всемирный Русский Собор вызывает сомнения и как "Всемирный", и как чисто русский, но тем не менее. Приведу выдержки из "соборного слова", которые считаю главными, и попробую прокомментировать.
     "Прочный курс на личное обогащение в ущерб интересам государства и народа чужд исторически сложившемуся российскому общественному укладу. Не имеет перспективы и ставка на замену олигархической модели бюрократической системой управления. Обе они не в состоянии решить проблемы коррупции, включая расхищения государственных средств, инфляции, сокращения населения, кризиса социального обеспечения науки, образования". Значит, нужна иная система — "крепкая рука" — и ей может быть только национальная диктатура. "Доходы от продажи богатств, которыми наделил нас Творец, должны вкладываться в страну и людей". А власть этого не делает, и делать, по-видимому, не собирается. Так отлучите от причастия её "лучших" представителей. Куда там, ещё и извиняются.
     "К сожалению, правительство пока не даёт понятного ответа на вопрос, почему сегодня средства Стабилизационного фонда находятся за рубежом, что ставит Россию в зависимость от уровня политических отношений со странами, где эти средства размещены". А это обратная сторона экуменизма и результаты ваших "Саммитов". "Для того чтобы распределение средств Стабфонда не привело к росту инфляции и неумелому их использованию, нужно усилить общественный контроль за тратой народных денег". Нужно, кто же будет спорить, только ведь вот какая незадача: нет таких контролирующих организаций, а если и возникнут, то никто не даст им необходимых полномочий.
     "Особенно важно победить коррупцию, которая, став удавкой на шее российской экономики, особенно малого и среднего бизнеса, чудовищным образом подрывает престиж страны и осложняет инвестиционный климат". А кто главные коррупционеры, не знаете? Да полноте, вы же их церковными наградами увешали, как рождественскую ёлку, вместо того, что бы предать анафеме. Если так пойдёт и дальше, скоро у нас к причастию допустят масонов, как это сделали в католической церкви.
     Да, коррупция — страшное зло, только как можно призывать коррупционеров бороться самих с собой? Но послушаем лучше М.Делягина: "Вместе с тем представляется вполне очевидным, что взятки представляют собой стремительно возросшее за годы правления Путина теневое налогообложение, и уровень совокупного, реального налогообложения в принципе несовместим не то что с успешным развитием, но даже и с простым существованием российской экономики".
     Очень интересен комментарий заместителя директора Института стран СНГ В.Л.Жарихина результатов работы XI Всемирного русского народного собора. Первое — людям не стоит ожидать, что олигархи возьмут на себя роль "доброго дяди". Второе — пока существует Стабфонд, национализация средств производства не имеет смысла, потому что люди их опять не увидят (зато чиновники получат сверхприбыли). Третье — надо заставить государство платить достойную зарплату. Если уж государство провозглашает себя социальным, оно должно установить минимальную почасовую оплату труда в различных секторах экономики.
     Очень часто наши люди задаются вопросом, имея в виду нуворишей: куда им столько денег, неужели не хватает? — "прорва" не насытится никогда, хотя "нагим пришёл в этот мир, нагим и уйдёшь", а "у гроба карманов нет".
     Закончу свои рассуждения мыслью удивительного священника и писателя, покинувшего нас летом 2004 года, отца Дмитрия Дудко: "Обычно мы думаем и желаем, чтобы всё было благополучно, но в мире греха не может быть благополучия. Надо научиться слушать Христа, а не предателей" (из книги "Жизнь и проповедь").