Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 12, июнь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     В прежние времена признаком хорошего тона в творческой среде было поругивать "социальный заказ", которым, в реальности, в той самой творческой среде мало кто брезговал. Само по себе это естественное явление не поддаётся однозначно позитивной или негативной оценке. Советское общество не было идеальным, в нём было немало проблем, но магистральное направление развития советской духовности во всех её составляющих сферах являло собой утверждение всего самого лучшего и справедливого в человеке. Советский кинематограф, например, создавал шедевры не потому, что пользовался поддержкой государства и выполнял пресловутый "социальный заказ", а потому, что этот "социальный заказ" был направлен на формирование здорового человеческого общества, способного к плодотворному труду и счастливой, исполненной высокого смысла личной жизни. Именно поэтому даже произведения относительно "лёгкого" жанра (например, сериал "Следствие ведут знатоки…"), развлекая зрителя, деликатно воспитывали в нём верные представления о высоких понятиях правды и справедливости, а также о принятых нормах социального поведения…
     Российский кинематограф в лице "культового" режиссёра Балабанова ("Брат", "Брат-2") осчастливил соотечественников очередным "шедевром". В прокат поступила картина "Груз-200". Её появлению на экранах кинотеатров, как водится, предшествовала агрессивная "раскрутка" в виде характерного рекламного плаката с изображением сжатого кулака, на костяшках которого выколота аббревиатура "СССР". Собственно, уже после этого можно отреагировать словами кота Бегемота: "Теперь главная линия этого опуса ясна мне насквозь", и забыть о нём навсегда. Но навязчивая реклама, а также совершенно очевидно "этапный" характер новой картины Б. не позволяют отмахнуться от этого вполне однозначного явления.
     Вспомним, что предыдущие, а ныне почти забытые работы упомянутого режиссёра пользовались столь же мощной информационной поддержкой. В них отчётливо просматривался некий заказ, обусловленный особенностями текущего момента. Красной нитью по ним проходил некий утрированный до идиотизма, карикатурный образ отмороженного "патриота", который, с одной стороны, осторожно предлагался в качестве образца для подражания, а с другой стороны, под сурдинку использовался в качестве пугающего жупела — в зависимости от той или иной ситуации. В художественном отношении эти картины, по практически общему мнению (за исключением мнения сервильных СМИ) представляли собой подражания третьесортным американским боевикам, а по некоторым, более радикальным, оценкам, не дотягивали даже до этого уровня. "Брали" они исключительно "патриотическим задором" и романтикой "активного социального действия" по собственному усмотрению. Порождённые капитализмом социальные противоречия при этом деликатно подменялись этническими, и, таким образом, создавались "идеологические" ориентиры, не затрагивающие основ существующего миропорядка, но определяющие направление выплеска социального недовольства. Новая картина является очередным этапом по обработке сознания российского обывателя, освобождающего его от "химеры" исторической памяти и гражданской совести…
     "Груз-200" являет собой квинтэссенцию совершенно отвратительной антисоветской чернухи, которую можно было бы назвать патологической, болезненной, если бы не отчётливо обозначенный период действия происходящего. Отсылка зрителя к не столь ещё далёкому 1984-му году претендует на некую активную общественно-политическую позицию создателей картины. Они прекрасно знали, что и для чего они делают. Пересказывать её содержание противно и бессмысленно. Декаданс отечественного кинематографа был предопределён рыночной экономикой, но одним из важнейших факторов его профессионального разложения стало признание политической конъюнктуры как главного и внеконкурсного источника социального заказа. Следует оговориться, что есть в современном российском кино и талантливые работы, и перспективные имена, но, к сожалению, на данном этапе не они определяют общий уровень "важнейшего из искусств"…