Александра Копылева __ РУССКАЯ ШКОЛА БОГОСЛОВИЯ
Московский литератор
 Номер 12, июнь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Александра Копылева
РУССКАЯ ШКОЛА БОГОСЛОВИЯ

     
     В.В.Болотов. "История церкви в период вселенских соборов". — М., “Поколение”, 2007.
     
     В СВЕТ ВЫШЛА ПЕРВАЯ КНИГА из серии "Православная Академия" В.В.Болотова "История церкви в период вселенских соборов". Издание данной книги осуществлено при финансовой поддержке Андрея Вениаминовича Кузнецова. Главный редактор серии заслуженный профессор МДА доктор церковной истории Константин Ефимович Скурат. Редакционный совет: протоиерей Андрей Лобашинский, диакон Василий Шатохин, Дмитрий Владимировича Шатов. Перевод с древнегреческого и латинского иерадиакона Феодора (Юлаева). Издательство "Поколение", Москва. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
     Русская школа богословия — выдающееся и уникальное явление в истории христианской учености. Научная честность и нелицеприятность, отсутствие модной сегодня корпоративности, глубокая укорененность в православном Предании и ясность догматических взглядов — эти качества ставят отечественную школу богословия на непревзойденный научный и духовный уровень.
     Но, к великому сожалению, в силу многих коллизий ХХ в. русская традиция богословской мысли оказалась прерванной на многие десятилетия и, более того, стала понемногу забываться, превращаясь в достойный, но исторически пройденный этап.
     Во многом трудности современной духовной школы объясняются практической невозможностью использовать в научном и учебном процессе основного корпуса трудов отечественных патрологов, церковных историков и литургистов. Бесспорно, восстановление научного потенциала русского богословия требует очень больших усилий, которые должны в итоге сформировать такую культурную и интеллектуальную среду-контекст, которая была бы адекватна уровню богословских и научных дискуссий, определявших атмосферу как духовной, так и научно-церковной деятельности русских богословских школ XIX — начала XX вв. Одним из важных факторов этого процесса, по нашему убеждению, является введение в научный и общекультурный оборот лучших произведений русских церковных ученых рубежа веков, призванных помочь современным деятелям церковной науки достойно продолжить исповеднический и славный путь православного богословия.
     Издательский коллектив, состоящий из представителей студенческой и профессорско-преподавательской корпораций Московской духовной академии и Калужской духовной семинарии, начинает публикацию серии, в состав которой войдут наиболее значимые исследования русских православных ученых, труды которых посвящены различным направлениям церковной науки: истории церкви, литургике, догматическому богословию и др. В рамках проекта планируется привлекать наиболее видных специалистов, способных ввести публикуемые работы в современный научный контекст.
     Открывает эту серию труд замечательного православного ученого Василия Васильевича Болотова. Исследовательская добросовестность, исключительная эрудированность, широта взглядов еще при жизни снискали его трудам заслуженную славу и высокий авторитет в самых широких кругах богословской науки.
     В лице Василия Васильевича Болотова мы видим подлинного корифея русской церковной науки. Родился В. В. Болотов в селе Кравотынь Тверской губернии 1 января 1854 года, в день памяти святителя Василия Великого. Его отец — Василий Тимофеевич Болотов — был дьячком Осташковского Троицкого собора. Однако сын никогда его не видел: еще в ноябре 1853 года тот утонул в озере Селигер. Молодая вдова — Марья Ивановна — вернулась к своей матери в Кравотынь, где через полтора месяца после смерти мужа и родила сына, названного в крещении Василием.
     Слава выдающегося ученого и педагога пришла к Болотову очень рано, а под конец своей недолгой жизни он уже имел непререкаемый авторитет как ученый мирового масштаба. Его вдохновенное слово звучало в академической аудитории на протяжении двадцати лет.
     Болотов смело и с блеском выступал от лица молодой русской богословской науки. Василий Васильевич чувствовал влечение к самым разнообразным отраслям знания и достигал в них значительных успехов. Эрудиция Василия Васильевича вызывала восхищение. Василий Васильевич до конца дней своих был способен в буквальном смысле слова забывать за работой о сне и еде. В последние недели жизни, когда болезнь не позволяла ему сидеть, он простаивал на коленях дни и ночи на кресле перед письменным столом.
     В своем лице Болотов возвел русскую церковно-историческую науку на необычайно высокий уровень. В русском издании Энциклопедического словаря Брокгауза о нем говорилось: "один из первых знатоков церковной истории не только в России, но и в Европе". Имя Василия Васильевича было известно во всех европейских кругах церковно-исторической науки.
     Насколько значителен был ученый подвиг Василия Васильевича и какого он требовал напряжения сил, свидетельствует упадок его здоровья, который и привел к преждевременной смерти.
     К концу своей ученой деятельности Василий Васильевич стал в академии "духовным самодержцем", под его научным руководством работала целая плеяда талантливых молодых ученых — так называемая "болотовская школа", к которой принадлежали такие видные впоследствии деятели, как профессор А. П. Дьяконов, профессор протоиерей Д. А. Лебедев и академик Б. А. Тураев.
     В 1894 году Болотов был избран членом-корреспондентом Российской академии наук. После этого Совет академии поставил вопрос о присуждении Василию Васильевичу степени доктора церковной истории. Некоторые профессора говорили, что докторская степень принижалась тем, что ее не имел Василий Васильевич.
     21 мая 1896 года профессор И. Е. Троицкий на собрании Совета академии предложил, "ввиду многочисленных и капитальных трудов Василия Васильевича Болотова в области церковной истории, возвести его на степень доктора этой науки и ходатайствовать перед Святейшим Синодом об утверждении его в этой степени, поскольку его труды свидетельствуют о постоянном расширении его занятий как в области избранной им науки, так и в других науках. 19 июня 1896 года Синод утвердил за Болотовым степень доктора церковной истории, а 19 октября он был утвержден и в звании ординарного профессора.
     Поручения научного характера, которые непрестанно возлагались на ученого, сжигали все его рабочее время и расшатывали подорванное здоровье. Например, уже в последние годы своей жизни он был назначен членом комиссии по реформе календаря в России при Русском Астрономическом обществе, в 1898 году его привлекают к подготовке воссоединения Урмийской епархии несторианской Сиро-халдейской Церкви с Православной Церковью. На профессора возлагались обязанности эксперта, переводчика и даже секретаря.
     Чрезмерное напряжение и постоянная занятость истощали силы Василия Васильевича. Всецело посвятив свою жизнь научным трудам, он не заботился о своем здоровье. Единственной причиной его беспокойства оставалась забота о матери. Болотов только на десять с половиной месяцев пережил свою мать, которая окончила свой земной путь в 1899 году. Несомненно, ее смерть ускорила течение его собственной болезни, развивавшейся постепенно и начавшейся очень давно.
     В середине марта 1900 года здоровье Болотова было окончательно подорвано непосильным трудом: он уже не смог читать лекции в академии и слег в постель. Однако даже здесь он продолжал читать и просматривать новые издания по церковной истории. Друг и коллега Василия Васильевича по академии профессор Иван Саввич Пальмов застал его за этим занятием и 22, и 23 марта — накануне и в тот же день, когда Болотова перевели в больницу. Более того, он взял с собою несколько книжек и в больницу Крестовоздвиженской общины, однако ему так и не удалось их прочитать....
     Спустя три дня по поступлении в больницу врачи констатировали, что наступил острый период болезни, бороться с которым медицина была бессильна. Больной быстро слабел... 5 апреля его состояние стало совсем тяжелым.
     Свой жизненный путь великий учёный Василий Васильевич Болотов закончил 5 апреля между 19:00 и 19:10 вечера. Похоронен он был на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. Похороны были совершены после Божественной литургии в Великую Субботу 8 апреля 1900 года. В церковь собралась не только вся академическая корпорация и студенты, но и прежние поколения учеников почившего профессора. Во время литургии и отпевания было произнесено немало трогательных слов в его память.
     Впоследствии ученик и почитатель В. В. Болотова академик Тураев писал: "Его стихией была наука и больше ничего; ей он принес в жертву все заботы о материальных удобствах, даже о здоровье. Он во имя ее боролся с вещественной природой, победил ее и сделался истинным аскетом, отшельником науки; в ней находил и цель жизни, и отраду, и источник наслаждения. Наука и Церковь были для него тесно связаны: служение первой было в то же время и подвигом во славу второй. Он был ревностным и верным сыном Православной Церкви, но вместе с тем и убежденным сыном; я сказал бы даже, был верным потому, что был убежденным. Историческая истинность православия была для его беспощадно критического ума не только верой, но и знанием, очевидным до осязательности".
     Сегодня благодаря серии Православная Академия, читатели могут познакомится с одним из фундаментальных трудов корифея церковно-исторической науки, а именно с работой Василия Васильевича Болотова "История церкви в период вселенских соборов". Эта книга посвящена истории развития богословской мысли Древней Церкви периода Вселенских Соборов и является важнейшей частью курса лекций, прочитанных профессором Болотовым в Санкт-Петербургской духовной академии. Первое издание данной работы вышло в свет уже после смерти автора в 1918 г. "Лекции по истории Древней Церкви выдержали уже три переиздания, но в настоящем виде исправленный и дополненный текст четвёртого тома "Лекций" публикуется впервые.