__ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ВИКТОРА ПРОНИНА
Московский литератор
 Номер 13, июль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ВИКТОРА ПРОНИНА

     
     Наш корреспондент взял интервью у одного из наиболее заметных мастеров детективного жанра в современной литературе, писателя Виктора Пронина. Виктор Пронин закончил школу и Горный институт в Днепропетровске, работал в днепропетровских газетах и можно вполне уверено сказать, что как писатель он сложился именно там, хотя известность получил в других краях — Москва, Сахалин, Курилы... Прошумел по просторам страны фильм "Ворошиловский стрелок", снятый по роману Виктора Пронина, почти два месяца не сходил с телевизионных экранов сериал "Гражданин начальник", — экранизированная "Банда" Виктора Пронина, не остался незамеченным сериал "Женская логика" с Алисой Фрейндлих... Из самых свежих достижений писателя — двухтомник рассказов "Выигрывать надо уметь" и "Слишком большое сходство", детектив "Человеческий фактор"...
     Итак, слово Виктору Пронину...

     
     Корр. Виктор Алексеевич, что вас подтолкнуло к созданию вашего первого произведения — повести "Слепой дождь"?
     Виктор ПРОНИН.
Что подтолкнуло... Жажда самоутверждения. Я тогда работал в молодежной днепропетровской газете "Прапор юности". Постоянные командировки в колхозы, на стройки, на сооружение крупнейшей в мире доменной печи в Кривом Роге... Блокноты заполнялись не только цифрами о производственных показателях, но и судьбами человеческими... Хотелось и об этом написать, и здесь себя попробовать... А что касается жажды самоутверждения... Я ведь в школе учился не слишком хорошо, не было, наверно, ни одного классного собрания, где бы меня не песочили едва ли не по всем предметам... Хотите знать, в чем заключалась страшная месть двоечника? Через годы я пришел в школу и подарил директору собрание моих сочинений в двенадцати томах. В то время в школе еще оставались некоторые из моих любимых учителей...
     Корр. И что они сказали?
     В.П.
"Мы всегда верили, Виктор Алексеевич..."
     Корр. Шутите?
     В.П.
Конечно.
     Корр. А что вас заставило бросить город, друзей, набережную, проспект Карла Маркса, молодую жену и трехлетнюю дочь и улететь на Сахалин?
     В.П.
"За туманом и за запахом тайги..." Как ни глупо это звучит, но это правда. Это был конец шестидесятых, тогда были другие времена и другие ценности. А что касается молодой жены и трехлетней дочери, то через полгода они уже были со мной на Сахалине. А если перевести разговор на нечто более серьезное и в наше время понятное... На Сахалине немножко больше платили. Я работал там в областной газете, объехал Курилы, Дальний Восток и все, что можно было там объехать с удостоверением журналиста...
     Корр. Повесть "Тайфун" оттуда? Из тех мест, из тех времен?
     В.П.
И повесть "Тайфун", и роман "Особые условия", за который я получил Государственную премию, как за лучший роман о рабочем классе... Так что не всегда я детективами баловался… Вы помните сюжет "Тайфуна"? На перегоне между Южно-Сахалинском и Долинском во время тайфуна занесло железнодорожный пассажирский состав. Уже когда над всем островом сверкало солнце, состав продолжали искать. Он как бы исчез с поверхности земли, снегу намело еще на метр над крышами вагонов. А в вагонах продолжалась жизнь — родила женщина, попались двое преступников, женились парень с девушкой, которые до этого никак не могли решиться... Ну, что пересказывать — читайте "Тайфун". Правда, сейчас он называется "Снежная версия".
     Корр. А как вообще вы пришли к жанру детектива? Что подтолкнуло, что повлияло?
     В.П.
С Сахалина я сбежал, на Сахалине нельзя оставаться слишком долго, может засосать навсегда. Вернувшись, я еще недолго жил в Днепропетровске, успел поработать в "Днепре вечернем"... Тогда возник журнал "Человек и закон". Я послал им по почте небольшой детектив "Бледные поганки". Детектив не взяли, но взяли меня — редактором отдела литературы. Там я и освоил всю систему криминальных взаимоотношений: судья — адвокат, следователь — прокурор, опер — задержанный, и так далее. Зная все это, монтировать детективы можно было уже по своему усмотрению.
     Корр. А почему именно детективный жанр стал для вас основным направлением?
     В.П.
Детективный жанр стал основным направлением едва ли не для всех ныне пишущих и издающихся писателей. Жизнь потребовала. Жизнь сделалась такой, что только детектив мог ответить на все те вопросы, которые вдруг стали возникать на ровном месте. И именно детектив сегодня взял на себя основной труд — ответить читателю на все эти вопросы. На социальные, семейные, нравственные, политические. И детектив, что бы о нем не говорили, этот воз в меру своих сил все-таки тянет. Не лирическая проза, не исторические романы, не семейные саги отвечают на вопросы сегодняшнего дня. Детектив отвечает.
     Корр. Серия книг "Банда" стала для вас звездной, принесла поистине всенародную известность. Вы этого ожидали?
     В.П.
Конечно, нет. Этого нельзя ожидать, Подобные вещи всегда сваливаются, как снег на голову. И ходишь по улицам мимо прилавков, на которых лежат два, а то и три десятка твоих книг, в состоянии хорошей такой очумелости. Первая "Банда" называлась "Не утонет в речке мяч..." И подзаголовок — повесть о первой любви. Так это начиналось.
     И вдруг она выходит одним, вторым, третьим изданием, тираж приближается к полумиллиону. Издатели криком кричат — срочно делай вторую "Банду". Кстати, третья уже за одно лето вышла тиражом около миллиона экземпляров.
     Корр. Потрясающе!
     В.П.
Но это было давно, это была середина девяностых, ближе к девяносто восьмому. Сейчас на книжных прилавках другие герои, вернее, героини.
     Корр. Что для вас значила экранизация "Ворошиловского стрелка"?
     В.П.
Для начала... Роман называется "Женщина по средам". "Ворошиловский стрелок" — это название фильма. Что значил? Многое значил. Случилось так, что теперь это название, этот фильм стал как бы моей визитной карточкой. Станислав Сергеевич Говорухин, сняв этот фильм с Михаилом Александровичем Ульяновым в главной роли, сделал большое дело, в полной мере отразив атмосферу в стране в девяностые годы. Вы помните, какой эпиграф у этого романа? "Срочно куплю винтовку с оптическим прицелом, в рабочем состоянии, с патронами". Ни одно издание — а роман был напечатан, наверно, не менее десяти раз — не сняло эти слова с первой страницы. За что я издателям чрезвычайно благодарен. В этих словах характер нашего общества на протяжении всех девяностых годов. Да и сейчас тоже.
     Корр. Виктор Алексеевич, по вашим "Бандам" снято пятнадцать серий "Гражданина начальника"... Вам понравилось, как это было сделано?
     В.П.
Вполне. И знаете почему?.. Я благодарен авторам фильма за то, что они не стали мудрить, досочинять своего, позаковыристее. У киношников всегда есть соблазн поучаствовать в сочинении уже написанного романа... Здесь этого, к счастью, не случилось. Мои герои, мои события, мои характеры, мои диалоги... Чего еще автору желать, о чем еще мечтать? Кстати, и Станислав Сергеевич Говорухин в "Ворошиловском стрелке", дай Бог ему здоровья, оставил тональность, героев, события моего романа "Женщина по средам".
     Корр. А если вопрос чуть в стороне... Как вы оцениваете неуязвимость нынешнего криминалитета? Возможно ли существенно локализовать это бедствие, именуемое организованной преступностью?
     В.П.
Локализовать? Вполне возможно. Но не более. Каждая третья семья в стране обожжена зоной, если вы мне позволите выразиться столь изысканно. Отец, сын, мать, сестра, соседка... Или сидели, или судились, но уж наверняка нарушали... Криминальный сквознячок витает над страной и все мы, все без исключения, дышим этим воздухом. Дело ведь совсем не в том, чтобы победить организованную преступность. Сама по себе она не исчезнет и окончательная победа над ней невозможна, пока не изменится характер общества. А общество у нас тронуто порчей криминала. Идет ли речь о губернаторе, водителе, милиционере...
     Корр. Самая новая ваша книга "Человеческий фактор" резко отличается от большинства других... На мой взгляд, кроме острого детективного сюжета, вы показали своего рода социально-психологический барьер, который может сдерживать криминальные устремления человека, удержать его на последней черте... Вы действительно думаете, что человека можно удержать от убийства, грабежа, насилия?
     В.П.
Но ведь большинство все-таки удерживается с грехом пополам... Разве нет? Многие в ночных своих безудержных видениях с азартом вершат безжалостный самосуд над обидчиками... А утром бреются и спокойно идут на работу.
     Корр. Кошмарную картину вы нарисовали... А что бы вы хотели пожелать современной молодежи?
     В.П.
О-хо-хо! Хорошо бы быть тверже... В поступках, убеждениях, стремлениях... Не поддаваться на лукавые соблазны телевизионных картинок, которые вольно или невольно... А скорее расчетливо толкают ребят и девушек к поступкам безрассудным, желаниям получить в жизни все, и лучше до обеда…
     
Беседу вела Яна СтавицкаЯ