Дмитрий Аграновский __ ТРАНСФОРМЕРЫ
Московский литератор
 Номер 13, июль, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Дмитрий Аграновский
ТРАНСФОРМЕРЫ

     
     Вот и в российских кинотеатрах высадились "Трансформеры" — как пишет пресса, самый громкий "блокбастер" этого года. Действительно, громкости этому фильму не занимать — во всех смыслах. Все в точности, как у Высоцкого: "Стреляют, прыгают — с ума сойти!" Вообще, с трансформерами сейчас знаком любой ребенок — это пришедшие на смену мирным и симпатичным советским зайчикам и белочкам до зубов вооруженные роботы самого зловещего вида, в которых превращаются, трансформируются обычные игрушечные машинки, вертолеты и даже куклы.
     Поэтому, на первый взгляд, вроде бы и тема детская — Земля как арена борьбы хороших и плохих роботов-трансформеров за обладание энергетическим кубом. Плохим нужен куб, чтобы захватить власть над всем миром, а хорошие стремятся этому помешать. Однако, для создания фильма задействованы самые серьезные силы — бюджет далеко за 100 миллионов, который как раз и переводит фильм в категорию блокбастеров, продюсер сам Стивен Спилберг, автор совсем не детских и далеко не политкорректных "Войны миров" и "Мюнхена" (этот фильм Спилбергу до сих пор не могут простить как палестинцы, так и израильтяне). Режиссер фильма Майкл Бэй, до этого снявший два действительно отличных и сильных агитационных фильма — "Армагеддон" и "Перл-Харбор". Я говорю об этом безо всякой иронии — первый фильм настолько же неправдоподобен с технической точки зрения, насколько второй далек от исторической правды, но оба несут такой сильнейший заряд патриотизма (увы, американского), что можно только позавидовать. И лишний раз почувствовать обиду за нашу Державу, чьи реальные технические и исторические достижения давали фору любому художественному вымыслу Голливуда.
     Казалось бы, с чего это вдруг мэтры мирового кинематографа решили поиграть в игрушки? Да еще сделать это так наивно — главный герой фильма семнадцатилетний подросток, покупает свою первую машину, чтобы иметь успех у девушек (другие способы ему просто не приходят в голову), а машина оказывается трансформером. Однако, наивность фильма чисто внешняя, а его психологический подтекст столь глубок, что вполне может стать объектом изучения не только кинокритиков, но и социологов, психологов и даже, если угодно, психиатров, решивших написать диссертацию на тему, связанную со страхами и комплексами американского обывателя.
     Авторы сразу ошарашивают зрителя — начало фильма одновременно является и одним из самых сильных моментов — действие разворачивается на американской базе в Катаре, откуда американцы, которых туда никто не звал, совершают авианалеты на позиции иракского сопротивления. Из бескрайней иракской пустыни прилетает вертолет, судя по бортовым номерам, уже пол-года числящийся как сбитый в Афганистане. К слову сказать, туда американцев тоже не сильно звали. Два американских истребителя принуждают неизвестного приземлиться на военной базе.
     Драматическая пауза. Все оружие на базе нацеливается на пришельца. И тут вертолет показывает свою антидемократическую сущность и полное пренебрежение к правам человека — с громом и молниями он превращается в страшенного робота-трансформера, и начинает, выражаясь современным политическим языком, почем зря мочить оккупантов в сортире. При этом, непонятно, какой левой ногой он еще и успевает проникнуть в американскую военную компьютерную сеть, скачивая оттуда все подряд секреты Пентагона. Почти все военнослужащие с базы погибают, выживает только отряд армейского спецназа (говорят, в русской версии им потом прокуратура предъявляет обвинение в убийстве мирных трансформеров).
     Вся эта сцена просто пропитана тотальным ужасом перед вездесущими, неуловимыми иракскими (афганскими, палестинскими…) партизанами, в которых может трансформироваться любой мирный житель. Поэтому дальнейшее действие происходит уже на территории США — дома и стены помогают — и представляет собой весьма поучительный анализ комплексов рядового американца — страха перед внешним миром, сексуальной и социальной неудовлетворенности, комплексов неполноценности, мании величия, а также языческой веры в то, что в любой старой коряге живет злой дух. При этом наибольший страх вызывают Китай, Россия (да-да, именно так!), Северная Корея и мусульманские террористы. Показательная фраза американского министра обороны: "Такой уровень военной техники возможен только в России и Северной Корее!" В известном смысле, "Трансформеры" — логическое продолжение "Армагеддона" и "Войны миров".
     Наблюдая эволюцию американского кинематографа, приходишь к самым неутешительным выводам. Очевидно, что американцам, живущим в последние годы в крайне агрессивной среде, хочется убежать от реальности, впасть в детство и поиграть в машинки, однако, детская машинка оказывается зловещим трансформером, безжалостно возвращающим Америке то зло, которое она посеяла в окружающем ее мире.
     Вы все еще не трансформер? Тогда мы идем к вам!