Иван Голубничий __ КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Московский литератор
 Номер 18, сентябрь, 2007 г. Главная | Архив | Обратная связь 

Иван Голубничий
КОЛОНКА РЕДАКТОРА

     
     Хотя Новый год ещё и не совсем скоро, но в то же время уже и не за горами. В связи с этим Государственная дума озаботилась проблемой двухнедельных новогодних "каникул", после которых обычно страна ещё недели две приходит в себя. Вообще, закон о новогодних праздниках, в том виде, в котором, он ныне существует, противоречит не только русским традициям, но и здравому смыслу. Как справедливо отмечалось экспертами и публицистами, в основе этой законодательной инициативы лежало полное непонимание специфики России. Но даже и без учёта "специфики" (которая есть категория неочевидная и оспариваемая) понятно, что такая страна, как Россия, тем более в состоянии разгребания последствий "демократических реформ", не может себе позволить полмесяца отдыхать. Однако вот уже несколько (сколько там?) лет страна встречает Новый год в соответствии с этим идеалистическим и по сути своей глубоко благонамеренным законом, несёт очевидно большой экономический ущерб — и ничего! Всем здравомыслящим гражданам это вроде бы совершенно ясно, и особенно эта ясность проясняется к середине января, но все попытки вогнать этот тупиковый процесс в конструктивное русло натыкаются на мощное противодействие всякого рода общественных и политических "сил" (всем же в принципе ведомо, что это за силы). Идёт слащавая или, наоборот, пафосная демагогия: "семейные рождественские каникулы", "испытание временем", и прочее в таком же духе. Политическая конъюнктура сильнее здравого смысла, а в отдельных случаях — и государственной ответственности…
     Как и предполагалось, юбилейная годовщина Великого Октября стала поводом для всплеска активности отечественных интеллектуалов, а также деятелей, представляющих интересы Запада и США. Особенность нашего времени состоит в том, что двойные стандарты в подходе к серьёзным и судьбоносным вопросам жизни и истории, стали уже не просто "допустимыми", а в некоторых кругах весьма желательными, а то и единственно приемлемыми. Про советское прошлое можно писать любые мерзости, и это будет восприниматься официальным "общественным мнением" совершенно нормально, как проявления “плюрализма мнений”, "поиска научной истины", или, прости Господи, "моральной оценки". Но едва стоит кому-нибудь дать моральную оценку иному почившему в Бозе очевидному и несомненному злодею периода "демократических преобразований" или его придворному холую, как сразу же поднимается либеральный визг: "Как посмели!..", "Великий государственный деятель!..", "Великий писатель!..", "Умейте оставаться людьми!.." Господа, лучше никогда и никому не говорите о морали. Помимо всего прочего, в новейшей истории России был чёрный октябрь 1993-го года. Было некое подстрекательское письмишко, после которого всё началось. Помните об этом. Потому что если сделаете вид, что забыли, то вам всегда деликатно об этом напомнят…
     Волна, поднятая "письмом академиков" на страницах патриотических изданий, не спадает. Теперь уже очевидно, что проблема, вынесенная деятелями науки на общественное обсуждение, при всех изъянах её подачи имеет гораздо большее значение для нашего общества, чем это представлялось прежде. Причём в этой проблеме обнаружились более глубокие слои и смыслы, доселе как бы табуированные, как и сама проблематика. Вера и неверие. Государство и церковь. Православие и другие традиционные конфессии. Православие и атеизм… Вера и церковь. Вера и коммунистическое учение. Все эти категории являются неотъемлемыми от России конца XX — начала XX века, и от осмысления их в едином контексте исторической судьбы России нам уйти не удастся. Очень многим хотелось бы (по своему произволению, а чаще по заказу заокеанского работодателя) ограничить необъятную суть России, лишив её значительной и притом наиболее славной и героической части её истории — не во имя истины, и даже не во имя либеральных догм (которые суть лишь средства), а просто за малую мзду. Чтобы этого не произошло, следует о наиболее острых вопросах говорить между собой и начистоту. Тогда и откроется, кто "за Россию", а кто нет…